Живо для платформы:
Спешка эта видна почти сразу — небо в самой первой сцене сделано примитивно.
Живо для платформы:
Спешка эта видна почти сразу — небо в самой первой сцене сделано примитивно.
В волшебном мире Алрест осталось не так немало городов. Всё потому, что лежат они на плечах и спинах огромных древних монстров — титанов. Титаны престарелы как мир и уже начинают умирать. Пространство для жизни уменьшается, люди становятся всё немало жестокими, в воздухе царят печаль и обречённость. Среди бескрайнего облачного океана кочует от одного континента-титана к иному парнишка Рекс. Он живёт на спине монстра компактных размеров — на горбе как раз помещается хижина — и зовёт чудище Дедком (Gramps).
Трудится Рекс «мусорщиком» — так на Алресте называют ныряльщиков на дно, достающих всяческие древности и раритеты на торговлю. Он бесстрашен и почти бескорыстен — получив огромный задаток за опасное малопонятное задание, тут же хочет отправить 90 % в родное село. Но природно, что мутная операция в мутных глубинах планеты выльется в комплот и молодой человек поневоле окажется в центре конфликта могущественных сил, какие хотят получить очень мощное артефактное оружие. Завязка не совершенно оригинальная, но фанаты жанра уже привыкли.
А фанаты Xenoblade свыклись к тому, что главное в этом сериале — огромный великолепный мир. И тут их ожидает уже понятное разочарование. Ведь если раньше у нас были один-два вящих континента, то теперь планета состоит из дюжины островов. Пускай иногда огромных, но разделённых. В итоге тех впечатлений, когда ты бежишь-бежишь, исследуешь-исследуешь и конца-края твоим розыскам не видно, тут гораздо меньше. Впрочем, все титаны получились весьма разными, а выросшая на них природа — впечатляющей, так что мир всё равно ощущается живым и дышит целой грудью.
Грандиозная природа вокруг и её причудливые формы — визитная карточка сериала. Тут XC2 держит марку.
Целой грудью дышит и Пайра — девушка с бюстом примерно пятого размера, какую Рекс встречает ещё в прологе. Правда, она не совсем девушка: она — Блейд. Не темнокожий боец с вампирами, а совершенное оружие, старинный меч с огненными способностями и одновременно привлекательная барышня. Пайра желает попасть в Элизиум — волшебную страну, откуда произошли титаны, и Рекс охотно составляет ей компанию в этом странствии.
Блейдов в мире Алреста много, они могут выглядеть как люд, животные или монстры, и каждый Блейд для раскрытия своих способностей должен соединиться с Драйвером. То есть человеком, способным совладать с могущественной энергией этого оружия. Драйверов кругом тоже предостаточно, большинство из них созданы прямо по канонам жанра сёнэн — это весьма крутые парни и девушки, которые ни перед чем не остановятся ради достижения мишени.
Взаимоотношениям одних и других и сущности Блейдов посвящена основная черта игры. В своих попытках поднять тему взаимоотношения человека и ненастоящего существа, тему памяти и одушевлённости Xenoblade очень напоминает знаменитую книжку Филипа Дика (Philip K. Dick). И, как всегда в сериале, нас ожидают внезапные повороты сюжета, заставляющие переосмыслить всё происходящее. Истина, искусственность многих персонажей, не особо прикрытые тела героинь и дурацкие созданья — нопоны в серьёзных ролях заметно разрушают впечатление от Xenoblade Chronicles 2.
«Возложи руку мне на грудь», — говорит Пайра через пять минут после знакомства. Все бы девицы так!
Но Monolith Soft не была бы собой, если бы создала попросту сёнэн-аниме. Здесь даже наигранная сцена может быть дополнена забавной деталью: вот Рекс и девушка-кот Ниа всерьёз разговаривают про реальность Элизиума — барышня пытается удалиться из команды, а глупый Тора выбегает из-за спины Рекса (судя по всему, в попытке застопорить её), и тот одним резким движением опрокидывает своего круглого товарища на землю. Беда лишь в том, что герои даже в подобных ситуациях напоминают кукол на верёвочках, а англоязычное озвучивание пускай и сдобрено классными европейскими акцентами, но сильно уступает в эмоциях японскому.
В каком-то резоне Xenoblade Chronicles 2 напоминает последнюю часть Pokemon. Мы собираем себе спутников-Блейдов, привязываем до трёх напарников к любому из основных членов команды и грамотно тасуем всю эту партию в битвах. С напарниками всё легковесно: у них есть три типичных для RPG класса — танк, медик и боец. Блейды могут быть оружием как ближнего, так и далекого боя, причём их основные способности «прокачиваются» обычной покупкой новоиспеченного чипа в магазине. Более того, прямо как покемоны, Блейды могут быть особенно негустыми и появляться только из особых кристаллов ядра.
Если сама идея соединить оружие и напарника — замечательная, то её использование в бою ну очень запутанное. Итак, на базовом степени у нас есть умения (Arts) — они меняются в зависимости от Блейда и исподволь накапливаются во время автоматических атак. Дальше в дело вступают особые приёмы Блейда — те разделены на четыре уровня и могут быть связаны со особыми приёмами Блейда ваших напарников. Причём для комбо у напарника накопленный степень специального приёма должен быть выше, чем у вас.
Вы, конечно, постигли, что происходит. Потому что надо ещё и подсказки успевать читать.
При умелом соединении таких комбо можно коротать мощнейшие атаки, но для этого нужно, чтобы стихийные возможности вашего и союзного Блейдов сходились согласно задуманной игрой логике. Пути могут быть различные, и вроде бы комбинации с «покемонооружием» должны доставлять неописуемое наслаждение… Но беда в том, что эта система слишком неочевидна в местных хаотичных сражениях, когда на экране всегда десятки информационных линеек, множество цифр, а бойцы орут. Жажда не испорченного японскими ролевыми играми человека в такой ситуации — впустить всё на самотёк. Но в этом случае драки станут очень длинными, а сопартийцев будут убивать.
В своих остальных механиках вторая Chronicles тоже не чересчур щадит. Например, у Блейдов есть пассивные «скиллы», регулярно выпадающие в облике кристаллов. Но перед тем, как использовать кристалл, его надо «прокачать» в особой лавке, отдав определённые предметы. Итак, вы выбили из монстра классную возможность, а чтобы ей воспользоваться, вам надо побегать ещё полчаса и набрать в полях ещё десяток кусов древесины или жуков. Это не ободряет. Я сознательно не буду расписывать все здешние мелкоте вроде уровня близости между героями — раскрывать их самостоятельно всё же увлекательно, но иногда очень муторно.
Те, кто прорвётся сквозь нагромождения информации на боевых экранах, должны заметить, что игра весьма сильно различается в портативном и консольном режимах. Подключаем к телевизору — и перед нами симпатичная картинка, отчетливые текстуры и плавная смена кадров. Но стоит достать Switch где-либо в метро — и Алрест с его жителями словно возвращаются в эпоху другой PlayStation. Мутные облака, внезапно возникающие из ниоткуда противники, обшивка помещений, подгружающаяся после того, как вы забежали в горницу, и постоянные «тормоза» — это первый раз, когда производительность консоли так мощно разнится в док-станции и вне её. И хочется верить, что один из первых патчей поправит проблему.
8-битная мини-игра Tiger! Tiger! — одно из тех пунктов, где пиксельная графика как раз кстати. И она классная!
Ещё хочется, чтобы ближайшая серьёзная заплатка сделала что-то с навигацией и пояснениями. С первой тут катастрофические проблемы, изумительные ещё и потому, что в прошлых частях всё было просто и понятно. Нам не подают полноценную карту, где можно изучить хитросплетения гигантских корней и подземных гротов. А направляющие маяки помогают весьма слабо. Чтобы добраться до одного из сюжетных квестов, мне пришлось упрашивать помощи в Сети, потому что после пары часов блуждания по округам хотелось бросить консоль о стену.
С пояснениями всего хардкора из прошедших абзацев всё ещё хуже. В Xenoblade Chronicles нельзя просто взять и разузнать из меню, как работает любая из упомянутых комбосистем. Если вы проглядели, не поняли и не сделали снимок экрана, всё, что остаётся, — выяснять принципы труды самому. Где-то в пути встретятся персонажи, которые весьма косвенно смогут растолковать отдельные механики, но обычной для JRPG «книжки знаний» здесь нет. Как и бестиария. Явная спешка и халтура.
Но вот с чем достоверно не спешили, так это с музыкой. Её начали записывать года два назад, и Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda) создал потрясающие композиции, искупающие многие грехи игры. Когда меня что-то начинало бесить, я выбегал в незапятнанное поле, смотрел на шикарное звёздное небо, прислушивался к чудо-мелодии и крошил «монстрятину». Весьма медитативно — а потом решение задачи приходило само.
Впрочем, все недостачи компенсируют подобные сцены. Или нет.
***
Xenoblade Chronicles 2 — очень неплохая игра, но ей недостаёт каких-то мелочей, и в итоге впечатления всегда смазываются. К тому же Тецуя Такахаси (Tetsuya Takahashi) и команда использовали весьма рискованный, откровенно «фансервисный» стиль, который обязательно оттолкнёт немало фанатов серьёзных JRPG. А любители простых развлечений, навыворот, сойдут с ума от местной боевой системы и общей затянутости. Вероятно, проекту не хватило каких-то месяцев для полировки, возможно, Monolith Soft было сложно в третий раз скопить шедевр на одной и той же базе, но этот выпуск Xenoblade, в отличие от первых двух, ни в одном своём компоненте не мастерит чего-то важного и прорывного. Хотя поклонникам больших колдовских миров и прыгающих на пятьдесят метров подростков пропускать такое попросту нельзя.
Плюсы: шикарный мир, пусть и не бесшовный, как раньше; огромная длительность; выдержанная основная тема и неожиданные повороты в сюжете; отличная идея с Блейдами-напарниками и небанальная военная система; уносящий в космос саундтрек.
Минусы: в портативном порядке производительность и графика весьма слабые; не хватает пояснений как по военный системе, так и по навигации; слишком откровенный фансервис и местами неумные сцены.