Любой первый месяц у вашего покорного возникает желание написать что-нибудь нехорошее про Hearthstone. Неладные дела творятся в здешнем царстве, причем творятся они уже давно.
Беспокойство любителя карточной игры от Blizzard начин одолевать, наверно, где-то год назад. Счастье от лучшего приключения на свете «Лига исследователей» начинало уходить. Путеводная звезда имени Рино Джексона сияла ярко (и продолжает, кстати, светить, несмотря на скорый неминуемый закат), даром что получить легендарного искателя сокровищ можно было в первом же эпизоде недешевой одиночной кампании, но как попрошайка игрок без доната, я начинал уже захлебываться. Мне и так на «стандартные»-то – в смысле, популярные – колоды и свои идеи карт не хватало, а тут близзардовцы нежданно-негаданно выкатили цельный адд-он. Куда-то казуальная карточная игра про быстрые развеселые дуэли начала от меня уползать. Либо ты давай гриндань, либо изволь ублаготворить конские ценники.
Параллельно выедали мозг друиды с автопилотируемыми колодами. Забегая вперед — они и сейчас гладко так же бесят ровно по той же причине. Безбожный дуэт Force of Nature и Savage Roar ушел, ему на смену пришагали деки с C’thun’ом. Выпал из меты C’Thun, пришли големы.
Эх, ладно, все по распорядку. Вернемся в 2016. Тогда мое не успевшее материализоваться в тексте недовольство зверской стоимостью виртуальных карт и балансом игры было погашено выходом «Пробуждения древних богов». В игре покажутся новые архетипы! Наконец-то начнется ротация карт! Кое-какие карты обессилят! А еще бустеры, нам со старта дадут несколько бустеров! Ну как про такое счастье можно строчить плохое. Плюс Blizzard откатили назад свою новоиспеченную политику анонсировать дополнения за полчаса до релиза. Грех было плакаться.
Как нетрудно заметить, проблема неадекватной стоимости дополнительных комплектов карт никуда не делась, но накрыться волной пиара она таки накрылась. Преходяще. Когда я опомнился от семи легендарных карточек в 30 бустерах, престарелые раны быстро вскрылись обратно, а мелкие ссадины начали гноиться. Вот у нас есть целиком цифровая игра про коллекционные карты, для правки баланса какой не нужно ничего перепечатывать. Почему патчи выходят так негусто и почему они такие убогие? Почему присты такие никчемные? Отчего в арене ты обязан брать либо мага, либо варлока?
Черт с ними с ценниками, вы желая бы собственно игру ну хоть чуть-чуть поправьте.
Чуть-чуть наши Blizzard игру и правили. Причем твердо каждый первый раз рекламщики и дизайнеры студии выставляли свои черепашьи маневры такими, ведаете, изящными хирургическими операциями. Дескать, для всеобщего счастья необходимо поправить всего чуть-чуть, вы сами увидите, насколько немного фиксов требуется для неминуемого счастья. Дожидаясь каждого первого исправления, ваш покорный вскипал все мощнее.
И, что интересно, наш ужаленный чайник был не одинок. Каждый полуторный прогеймер/стример Hearthstone где-то раз в три месяца вписывал по гневному ролику. Немец Lifecoach к марту 2017 года, так, успел вообще несколько раз «уйти из игры». В формулировках геймер также не сдерживался — бывший профессиональный игрок в покер, наваривший себе нехилую пенсию и промышляющий торговлей акциями, в HS и иные коллекционные карточные проекты играет, что называется, для души, от благосклонности Blizzard не зависит от слова «совершенно» и, соответственно, свободен говорить что хочет. Среди медиахитов Lifecoach’а значатся такие треки, как «рейтинг Hearthstone придумал садист», «Blizzard убивает лучшие деки в игре» и «Вяще ни слова про Hearthstone».
С корифеем всего карточного спорить тяжко. Особенно если вспомнить, что близзардовцы и правда в разное пора кастрировали две фирменные деки прогеймера. Сначала без любимого Molten Giant’а деградировал хрестоматийный хэндлок, затем бывальщины выбиты зубы у «патронного» воина. А затем игру завалило захватническими деками, который Lifecoach никогда не любит и против засилья каких тоже активно высказывался.
Но последняя главная претензия игрока — это чересчур здоровый элемент случайности в игре. Тут, пожалуй, даже стоит переключиться с Lifecoach’а на иного прогеймера (и по совместительству зачинателя команды Tempo Storm) Reynad’а. Заключительный — большой дока по части отвратительного рандома. Долгие-долгие месяцы и годы геймер бился с ненавистным ему Knife Juggler’ом. Когда карту таки обессилили, было настолько поздно, что на улице Reynad’а не случилось особенной отрады, лишь очередная серия лекций на тему «Ну игра же цифровая, что вы так тормозите».
Список недовольных льющимся балансом Hearthstone, подходом Blizzard к дизайну игры, частоте выхода патчей и недостаточно масштабными переменами звезд и звездочек можно продолжать будет долго. Перемотаем пленку, сошлемся на последнего профи и посмотрим на льющиеся состояние дел. Намедни свои пять копеек в копилку негативных видео внес Gaara. Сквозь игрока в эфир вылилась общенародная нелюбовь к нефритовым големам. Доступная трем классам механика отыскала свои применение в колодах шаманов и друидов. Социально деятельная общественность их ненавидит. Лично Gaara плохо переносит нефритовые деки, потому что находит их, во-первых, глупыми, и во-вторых, скучными. Ваш покорный хоть и не прогеймер, но с ним солидарен, ибо в нефритовых големах отыщи свое очередное воплощение колоды с автопилотом. Пусть соперники завиваются ужами, мы будем просто вытаскивать пришедшие нам карты вне персоной зависимости от того, что там происходит на обратной стороне доски. Резаться за это счастье и правда не сильно интересно, играть против него бесит.
Ну да вернемся с небес на землю, где Blizzard до кучи еще и анонсировала индексирование (декламируй — повышение) цен на наборы карт. Пропустим забугорные расклады и разом перейдем к нашим широтам. Готовьте ваши деньги — 40 стопок по пять карт скоро будут стоить 2800 рублей. Напоминаем: 40 бустеров для целого сбора коллекции карт грядущего дополнения «Экспедиция в Ун’Горо» не достанет никак. 80 тоже вряд ли будет достаточно; мощно ближе, конечно, но все равно все-все-все карты вы, скорее итого, не соберете.
Знаете, тут в последнее время в сообществе разгорелась горяча дискуссия. Мол, тяжело новичкам влиться в общую движуху с такими-то ценниками и такой-то горой карт. И вот мы получили ответ от Blizzard.
На Reddit’е высчитали, что теперь купить пару бустеров Magic: The Gathering в западных палестинах будет выгоднее, чем чету бустеров Hearthstone, так как цена на каждую отдельную карту будет ниже. Еще раз (мне весьма нравится эта новость) — MTG теперь дешевле Hearthstone. Стоимость напечатанной карты будет ниже, чем у карты чисто цифровой. Какую нельзя ни перепродать, ни подарить, ничего с ней сделать нельзя. В отличие от.
**
Неплохо, давайте мне выдохнуть, и я с готовностью признаю, что лучше онлайнового карточного забавы сейчас все равно нет. Старые достоинства Hearthstone никуда не делись. Отличная игра. С отличным интерфейсом, затягивающим геймплеем, плюшками для новобранцев.
Иное дело, сейчас так складываются звезды, что HS рискует потерять порядочную часть своей аудитории. Публика явно недовольна тем, как развивается проект. Груда старых болячек не лечится, возникает не меньшая куча новоиспеченных, последнее дополнение вышло неудачным, да к тому же и цены на бустеры повышаются. Многие энтузиасты игры сейчас не очень-то уже и энтузиасты; активные игроки сейчас как никогда отворены для поиска альтернатив.
А разработчики этих самых альтернативных забав про карточные игрища, как заправские хищники, чуют кровь и ровно сейчас же наперебой проталкивают свои проекты. Краткий перечень первых пришагавших мне в голову новых цифровых коллекционных карточных игр, активно продвигаемых на базаре:
Японская Shadowverse от разработчиков, набивших руку на чисто мобильной Rage of Bahamut. По сути — тот же Hearthstone, лишь в аниме-стилистике и с несколько более запутанной и многогранной механикой. Мощно популярна у себя на родине, вовсю продвигает себя излюбленную через стримеров на Twitch.tv, не стесняется за бесплатно раздавать груду бустеров.
Gwent — ээ, гвинт из «Ведьмака», улучшенный и дополненный. Есть в стадии закрытого бета-тестирования, волнами рассылает ключи, купается в позитивных отзывах. К слову, именно гвинтом в основном сейчас взят вышеупомянутый Lifecoach.
The Elder Scrolls: Legends – вариация на карточную тему в вселенной TES от Bethesda. От Hearthstone отличается более скучным визуальным оформлением и лукавой доской, разбитой на два сектора. Тоже не брезгует проплачивать передачи известных стримеров.
Faeria – проект с уклоном в инди. Тут мы уже не просто вытаскиваем карты на доску, но и выстраиваем само поле боя. Намедни обзавелась релизной (даровой, бесплатной) версией в Steam.
Duelyst – еще раз инди, на этот раз фишка в поле боя a la Heroes of Might and Magic.
**
Разумеется, вышеозначенные проекты скорее сожрут друг друга, чем скинут царя с горы, но невозможно не признать: в данный момент царь слаб как никогда, морально уж достоверно. Лучше у конкурентов, как мне кажется, шанса не будет.
Вместе с тем, было бы недурно, если бы Hearthstone наконец и сам начал активнее латать свои пробоины. Может, «Экспедиция в Ун’Горо» с его картами-квестами все-таки переломит негативные тенденции в игре. Может, дизайнеры перестанут стесняться регулярно подправлять баланс. Ну желая бы самые крутые вывихи. Может, никакой гвинт не сможет после релиза отличного дополнения перехватить инициативу.
Все же, Hearthstone – все равновелико наше все, и не хочется искать добра от добра. Пока что еще не охота.