Живо для платформы: PC
Расцвет трёхмерных платформеров пришёлся на эру N64, PS1 и PS2 — игры о пушистых неунывающих зверьках, нередко путешествовавших в тандеме, расходились миллионными тиражами, а сами милейшие создания становились амулетами домашних систем. С тех пор разработчики повзрослели (см. Naughty Dog) и выбрали немало серьёзные жанры. Закат «прыжковых» аркад, основанных на коллекционировании всяких финтифлюшек, произошёл столь же внезапно, как недавно наметившийся ренессанс — весной нынешнего года в торговлю поступили (или только ожидаются на прилавках) Snake Pass, Voodoo Vince: Remastered, Skylar & Plux: Adventure on Clover Island и, разумеется, Yooka-Laylee.
Следи за стилем
В превью я отмечал, что костяк Playtonic Games, ответственной за Yooka-Laylee, — бывшие сотрудники Rare, причём не попросту случайные гости, а гордость прославленной студии на протяжении немало лет. Можете убедиться лично, если не верите печатному слову. Им, видимо, пришлись не по душе жёсткие обстоятельства, в которые компанию поставила Microsoft, — всё-таки авторы GoldenEye 007, Killer Instinct и Conker: Live & Reloaded заслуживают вящего, чем возиться с серией Kinect Sports.
Мятежники учредили Playtonic Games, привлекли сквозь Kickstarter свыше $3 млн и спокойно в течение двух лет мастерили то, в чём были мастерами, — 3D-платформер про уморительную парочку зверушек, напичканный хохмами на тему игровой индустрии. Дизайн персонажей и локаций — особый, «британский». Его не перепутаешь ни с одним из современных проектов, источники вдохновения — удальцы с N64: Banjo-Kazooie (1998) и Banjo-Tooie (2000).
По сюжету Yooka-Laylee основной злодей Capital B родил нехитрый бизнес-план — похитить всю литературу вселенной и остаться единственным игроком на рынке. В руки проныры угодила и некая волшебная книжка, принадлежавшая лоботрясам Юке (зелёная ящерица) и Лэйли (лиловая летучая мышь). Но на то она и волшебная, что странички возьми и разбегись — поминай как призывали! Мультяшный тандем не намерен закрывать глаза на откровенное кража — при помощи щеголеватого бизнесмена Траузера, торгующего приёмами и контрабандными штанами, они проникают на завод Capital B, утыканный порталами для перехода в пять фантастических вселенных.
Чисто по настроению и окружению локации сильно разнятся: солнечные джунгли, пиратский порт, мрачные болота… А вот геймплей от уровня к уровню не меняется — прыжки по перронам, драки с погибающими от одного-двух ударов миньонами, бесхитростные головоломки и различные испытания на пора и смекалку, наградой за которые служат Pagies. Странички — ключи к новоиспеченным мирам и расширению старых.
Чтобы не угодить в тиски скуки, советую чередовать локации с пробежками по «хабу» — благо игра терпимо относится к вольному прохождению. Главное, скупайте у Траузера приёмчики, по-иному экспериментировать будет не с чем. Со временем Юка овладеет парой хитрых техник — сможет впитывать свойства объектов (коснулся языком пушечного ядра — беспрепятственно прошагаешь мимо мощного воздушного потока) и хватать со стеблей огненные, ледяные и прочие стихийные ягоды, на куцый промежуток превращающие заурядную рептилию в дракончика. Не отстаёт и Лэйли — её сонар сгодится в пазлах, а умение летать, волоча за собой приятеля, остро расширит горизонты игры. Вариативность радует, хотя удобопонятно, что Юка большую часть времени — грубая сила, таранящая хвостом неприятелей и чуть что грохающаяся оземь, Лэйли же предпочитает распускать стиль в беседах с NPC. Диалоги изрядно забавляют: от беззаботных до развязных, в цельном — типичная потеха в духе Rare.
В Yooka-Laylee чрезвычайно спокойная раскладка — движений и трюков множество, но запоминаются они быстро. С контроллером Xbox 360, по субъективным ощущениям, резаться поприятнее, чем с DualShock 4. Резкой критике со стороны СМИ подверглась труд камеры: кто-то не дождался патча первого дня, кто-то, думаю, не слишком-то хорошо дружил с акробатическими аркадами — всё-таки двадцать лет минуло с релиза Super Mario 64 и Banjo-Kazooie. Как по мне — управление и камеру ругают на порожнем месте.
Придиркам подверглись также простые «боссы» (ну киньте! Перед нами ведь платформер), озвучивание героев односложными звуками (чего же вы ожидали от преемницы Banjo-Kazooie?) и отсутствие карты. Последнее — из разряда сетований на PaRappa the Rapper Remastered, перекочевавшую на PS4 без геймплейных правок и воспринятую нынешними игроками чересчур хардкорной.
Но, как и положено амбициозному проекту от скромной студии, Yooka-Laylee не отнята недостатков. В зимнем королевстве вам предложат разнести по кирпичику иглу — тут-то вы сполна оцените, как неловкая физика у разрушаемых предметов окружения. А фразы, что по сфере Capital B повторяет в своей берлоге? Сначала они смешат, однако чем дальней — тем больше раздражают. Мини-игры на аркадных автоматах и заезды на вагонетке тоже на наименуешь удачными — к ним быстро теряешь интерес.
Едва ли не самые оглушительные споры вызвала производительность игры, что странно — работает-то она безупречно. Мне удалось оценить версии для PC и PS4 — консольный порт, к образцу, не «провисает», когда на экране много источников огня. Освещение и дальность прорисовки, несмотря на шири и сложность геометрии миров, — на отлично, к текстурам тоже притязаний нет. В общем-то, это и понятно — технически игры Rare всегда бывальщины безукоризненны.
Впечатления от компьютерной и консольных версий суммировала команда Digital Foundry («железный» отдел Eurogamer), подтвердив очевидное, — лучшей очутилась PC-версия, которой лично занималась Playtonic Games, возложив портирование на рамена Team17 Digital. На PC, при наличии хорошего процессора и GTX 980 Ti, вы вольны довести позволение до 1440p (с 60 fps) или сразу рвануть на 4K. Справедливости ради — меню настроек в Yooka-Laylee спартанское: к образцу, нельзя заблокировать кадровую частоту на 30 fps. Версии для PS4 и Xbox One «вспахивают» в 1080p/30 fps — обилие объектов на экране и дотошная детализация никак не воздействуют на скорость обновления. Консольным портам не хватает разве что качественного сглаживания — это их один-единственный технический минус. Попенять Playtonic Games и Team17 Digital стоит ещё и за то, что не внедрили поддержку PS4 Pro, — обладателям «промежуточной» перроны Sony придётся полагаться на Boost Mode, принудительно «раскочегаривающий» CPU и GPU. Куцей, разработчики вполне совладали с Unity и с честью избежали багов, добившись впечатляющей картинки.
Yooka-Laylee — оправданная спекуляция на ностальгии. Экс-работники Rare преуспели на основных фронтах — касается и визуального облика, и геймплея, и сценария. Что до самой Rare, то это по-прежнему импозантная студия со штатом более чем из ста сотрудников — сейчас её главные мочи брошены на мультиплеерную пиратскую «песочницу» Sea of Thieves (превью), какая должна дебютировать на PC и Xbox One до конца года. Интересно, «выпалит» или нет? В любом случае Rare и её наследие хоронить ещё рано — и Yooka-Laylee живое тому подтверждение.
Плюсы: отлаженное управление; прекрасная графика и отличная оптимизация; яркий образчик британского гейм-дизайна и британского же юмора; «собирательство» отнюдь не утомляет — вечно можно переключиться на новые задачи, благо выбор огромен (вдобавок к основным механикам не забывайте про трансформации и «перки»!).
Минусы: свежие идеи есть, но их маловато, чтобы сообщать о полноценной модернизации жанра; разочаровывающая физика разрушаемых объектов; монотонные по большей части противники.