«Овервотч! Овервотч, овервотч, овервотчовервотчовервотч. Овервотч…»

– Редакция ProGamer.ru, лето 2016 г.

Помните Team Fortress 2? Нет, не ту интерактивную торговую площадку, где между сеансами мены вещей с сомнительными школьниками можно немного пострелять, а натуральную Team Fortress 2, захватывающую командную игру с тоннами тактик, классовым разнообразностью, тематическими празднествами и прочими вкусностями. Помните? Ну, тогда позабудьте ко всем чертям, ибо Overwatch – это все то, чем была хороша Team Fortress 2, лишь в десятки раз шире, разнообразнее и веселее.

Мы о-о-очень поздно подключились к предрелизному хайпу, но отойди ему без остатка. Пока трейсероуважаемый Фростбайт всех без разбору кличет редисками и переманивает под свои знамена, а выделенные под написание обозрений вечера проходят в попытках одержать верх над противниками на солнечном Илиосе, сомнения стремительно испаряются: Blizzard успешно взяли очередную жанровую нишу, причем заняли надолго.

Самое забавное – никто особо не таит, что в своей сути это та же Team Fortress 2. Игроки аналогичным манером собираются в команды, выбирают себе героев в соответствии с долгами – штурм, защита, танк или саппорт, – и сражаются за перевес на контрольных точках. Разве что вагонетки толкать не над… А, нет, все-таки надо. Вы поглядите-ка на этих подлецов!

Но на самом же деле все чуточку сложнее, и разъяснить, почему жалкая пародия оказалась лучше неповторимого оригинала, в чету строк не получится.

Для начала, Overwatch все-таки чуточку MOBA. Стало, слава богу, без крипов и лейнов, однако, как и во всех этих ваших «дотах» и «лолах», у персонажей есть уникальные способности, в том числе ультимативные и инертные, прямиком влияющие на тактику, поведение и функционал. У Valve в этом плане все гораздо несложнее: там хоть и есть классы с разными сферами применения, разница между ними зачастую не так колоссальная, чтобы ощущения от процесса хоть как-то изменились. И чем вяще часов ты вкладываешь в баталии красных с синими, тем неприятнее это осознавать.

Тут каждый герой – фактически отдельная игра. Захотели Call of Duty? Пожалуйста, у Солдата-76 даже винтовка будто из Advanced Warfare. Приспичило чего-нибудь с привкусом Unreal Tournament? Тут как раз освободилась Фарра со своим рокет-лаунчером. Или, вон, Жнец, уплетающий дави павших врагов вместо аптечек – чем не новый DOOM? А коллеги тут подсказывают, что Симметра – это незапятнанная The Wheel of Time, о которой мы вскользь писали совсем недавно. Пускай отведенные персонажам роли давным-давно уже приелись, местные их интерпретации выглядят как никогда свежо и выделяются друг от друга ровно настолько, чтобы постепенно хотелось отведать всех. Узнавать тонкости, скажем, класса поддержки после двух недель танковой деятельности – все равновелико что заново открывать для себя Overwatch. Удовольствие, то есть, ни с чем не сравнимое.

overwatch-pharah-defense

Но, природно, говорить о какой-то там сверхоригинальности при таком раскладе не приходится. Безотносительно все геймплейные шестеренки, не считая, может быть, пары-тройки самых неприметных, без излишней скромности позаимствованы у других проектов, и Blizzard за это не похвалишь. Их заслуга скорее в том, что они смогли слить столько кардинально разных идей в одну беспрецедентно рабочую, увлекательную и, самое основное, цельную механику. Из нее не торчат франкенштейновские швы на стыках чужих концептов – неужели что аккуратные стежки, объединяющие весь жанровый опыт в теплейшее лоскутное одеяло. Мы-то, будучи редкостными занудами, расковыряли все до основания и отыщи дюжину источников вдохновения, но при непосредственной игре не видишь ни «анрилов», ни «колофдути», ни «тимфортресс». Видаешь только назойливую Трейсер на точке и Турбосвина, угрожающе нависшего над медиком твоей команды с заготовленной «ультой». Видаешь только Overwatch.

Зато благородный плагиат сделал игру дружелюбной и удобопонятной для всех. Поскольку изо всех щелей лезут знакомые элементы геймплея, акклиматизироваться среди них можно буквально за считанные секунды. Тем не менее, предельно легкая механика, уместившаяся даже в узколобые консольные будни, вышла достаточно бездонной для звания новой киберспортивной дисциплины.

overwatch-roadhog-push

Из Overwatch получился, надлежит быть, самый командный шутер на нынешнем рынке. Какая-либо Counter-Strike: Global Offensive, несомненно, тоже напирает на слаженность поступков – но и та нередко позволяет себе театр одного актера даже на профессиональном степени. Overwatch такое пресекает сразу: можно щеголять точностью, скоростью реакции – но резаться лучше всех не получится по определению. Хоть ты тресни, вечно будет герой, который «законтрит» тебя в считанные миги, если за спиной не окажется верного товарища. Вспоминаем про ограничение в шесть человек на команду – и желаешь не хочешь, а придется вертеться сообща, потому что каждый соратник на вес золота.

Грамотная коммуникация зачастую определяет, пройдете вы победным шагом сквозь все вражьи преграды – или же окажетесь по ту, позорную сторону «Лучшего момента матча», где на вашем теле упражняются в приседаниях. Совершенно случайные группы людей вдруг подлинно начинает беспокоить, что команде не хватает хилера и что простаивает груз; в чате кипит обсуждение потенциальных стратегий, для реализации каких формируются ролевые комбинации, а после введения соревновательного порядка голосовой канал в кои-то веки используется не только для оглашения неутешительных диагнозов и выявления неожиданных родственных связей. В общем, все как в постановочных демонстрационных роликах – прекрасная и плавная командная работа. Только здесь постановка не требуется, потому что к взаимодействию игроки приходят природным путем, и это очень, очень круто. Редкая сетевая игра так акцентирует внимание на выполнении задач, а не на собственном первенстве.

overwatch-mercy-heal

overwatch-zarya-attack

Но не крепкой шутерной составляющей единой. Кроме нее, Team Fortress 2 отличает кое-что еще – продуманная вселенная, ослепительные, запоминающиеся персонажи и мелкие, но чрезвычайно значимые сюжетные вставочки полой. Поскольку для многих это все еще главный повод уважать Valve, поставить на колени их детище пришлось и на этом поле.

Первое впечатление, истина, такое себе: какой-то робот-монах, корейская девочка в розовой мехе, типическая русская баба-качок, Клинт Иствуд мелкого пошиба – бешеная палитра работающих лиц сошла бы для F2P-побрякушки, арт-директор которой в школьные годы открыто перебарщивал с карикатурами. Однако стоит углубиться во все это безобразие, и у игры открывается второе дно, где все без исключения персонажи обладают детальной жизнеописанием, формирующей необъятный и постоянно пополняемый лор. Можно запросто разузнать, например, что это за «Овервотч» вообще такой, откуда у гигантской гориллы ученая степень и отчего D.Va, та самая барышня с экзоскелетом, изъясняется на геймерском жаргоне. Будьте уверены, из ниоткуда тут ничего не берется. Даже русская баба-качок.

Примечательно, что никто эту информацию с порога не навязывает. Немало того – некоторые факты и вовсе обнаружат только самые пытливые игроки. Здешняя история крошечными фрагментами сочится из официальных короткометражек, спонтанных внутриигровых диалогов, ARG-ивентов и немало других источников – вплоть до дизайна карт, набитых пасхалками. Blizzard по целой используют свои новые повествовательные методы, неожиданные для насквозь сетевой игры, и оставляют знакомство с эпическим бэкграундом целиком на ваше усмотрение.

 

В результате, даже если сюда приходишь необыкновенно ради мультиплеера, рано или поздно возникает желание заглянуть в сюжетные дебри. И когда это выходит, оторваться уже практически нереально: прослеживая логику изображаемого вселенной через такие вот мелочи, волей-неволей начинаешь проникаться к нему неподдельным заинтересованностью, а первоначальная настороженность по отношению к героям быстро сменяется крайней симпатией. Ей-богу, не источай Overwatch такую харизму, линия к сердцу массового игрока был бы для нее по меньшей мере вдвойне труднее.

Добавить к этому стоит еще и визуальный ряд, одновременно выразительный и максимально читабельный. После него от игр вроде Battleborn начинают изобильно кровоточить глаза, не говоря уж о сезонных блокбастерах, из года в год лишь теряющих жизнерадостные краски. По-диснеевски придурковатая стилистика нисколько не сбивает с толку, визави – в незамысловатых линиях и простых текстурах моментально идентифицируются силуэты героев, по гиперболизированным движениям каких легко понять, чем они заняты, а каждый клочок декораций обладает отчетливым расположением. Так что, скажем, угрюмую Кингс Роу в викторианских тонах вы никогда не перепутаете с высокотехнологичной башней Лицзян, да и скакать по (пока что) скромному списку карт наскучит благодаря колоритному оформлению не скоро.

Косметическая кастомизация, как полагается, на месте. Разнообразия пока не так много, но это дело наживное.

Косметическая кастомизация, как надеется, на месте. Разнообразия пока не так много, но это дело наживное.

Совокупные впечатления от итого вышеописанного – фантастические. Когда новый проект Blizzard лишь маячил на горизонте, мы и подумать не могли, что проведем лето, уча факты из жизни Роковой вдовы и спихивая друг на товарища неблагодарную роль саппорта. Уже и сон не кажется такой важной процедурой в свете грядущего престижа, ради какого хочется втиснуть матчик-другой в занятые будни. Так ли нам нужны новоиспеченные идеи, раз уж со старыми в правильном исполнении настолько интересно?

Если не цепляться за титулы, у Overwatch в резерве сотни, а то и тысячи часов веселья, челленджа и тактики на пике удовлетворения. Ну, а если все-таки развешивать ярлыки – да, это наилучший мультиплеер года. Так сделать в ближайшее время не смогут достоверно.

Overwatch

Overwatch

Дата выхода:
24 мая 2016
Издатель:
Blizzard Entertainment
Разработчик:
Blizzard Entertainment
Жанры:
Action
Перроны:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
1 место
Оценка редакции:

95 %
Стоит резаться?Да

Оценка пользователей:
+4
+