Изумительно, но A Quiet Place: The Road Ahead — первая игра по вселенной «Тихого места». А ведь оригинальный фильм вышел ещё шесть лет назад и предложил, представлялось бы, идеальную концепцию для образцового стелс-хоррора в духе Alien: Isolation. Или это только кажется?
Иногда лучше молчать, чем сообщать
Вышедший в 2018 году фильм показал во многом уникальный сеттинг. Постапокалипсис тут случился из-за нашествия изумительных инопланетных существ: они ничего не видят, но обладают таким феноменальным слухом, что реагируют даже на малейший звук, будь то скрип стекла, на какое кто-то наступил, или сказанное за сотни метров слово. И всё — существо в режиме леопарда на амфетаминах несётся к источнику звука и убивает его, ну или в ярости кромсает авто, в каком сработала сигнализация.
В итоге редкие запуганные выжившие вынуждены практически постоянно молчать (первые слова персонажи кинофильма произносят на 38-й минуте и только у водопада, который приглушает их речь), общаются в основном жестами, ходят босиком и преимущественно по заблаговременно посыпанным песком дорожкам. Первые два фильма (второй вышел в 21-м году) в этом плане очень напряжённые хорроры, сфокусированные на одной идее.
«Негромкое место 3» выйдет в следующем году, но там не будет Эмили Блант (Emily Blunt).
Картина «Тихое пункт. День первый» (2023) — это больше фильм-катастрофа, нежели хоррор. Рейтинги у неё ниже, чем у прошлых частей, но мне она понравилась едва ли не вяще — это более многогранный, метафоричный и именно что художественный фильм. Здесь не так бросаются в глаза нестыковки, свойственным первым двум долям и сеттингу в целом. Сама концепция слепых «слухачей», которые яростно атакуют любой источник звуков, даже если это примятый лист, и молчащих людей, рожающих в самый неподходящий момент, весьма эффектна, но также очень уязвима для любого критического анализа.
Человек слева играл песню «Металлики». В принципе, всё основное в жизни он уже сделал. Даже если просто делал вид, что играет.
Девушка и монстр
В A Quiet Place: The Road Ahead никто, слава господу, не рожает перед носом у монстра и не переносит ребёнка в закрытом ящике с выведенным наружу кислородным баллоном, но основная героиня, девушка по имени Алекс, тоже беременна. И она страдает астмой.
Самое главное — здесь, как и в кино, немало трагических смертей. В самом начале на глазах Алекс гибнет отец её ребёнка. И она остаётся фактически одна со своим папой, а после всю дорогу пытается добраться до лодки, чтобы сбежать в безопасное место, — существа, которые отлично слышат, не умеют плавать.
К Алекс за пора прохождения прикипаешь, искренне переживая за неё.
Путь этот будет покрыт слезами, отчаянием и страхом. Сценаристы придумали свою, оригинальную историю и показали конфликт не между основными героями и деградировавшими выжившими, как было во второй части, а между близкими людьми. У Алекс по классике жанра открыто не сложились отношения со свекровью, то есть с матерью её погибшего молодого человека.
Авторы в первой трети игры весьма грамотно чередуют настоящее и прошлое, показывая предысторию и развитие этого конфликта. И в целом они талантливо и эмоционально посредством не лишь флешбэков, но также записок и кат-сцен рассказывают о жизни и чувствах Алекс, о том, как и чем жили другие люди. При этом игру заполнили тонкими отсылками к фильмам — например, из записок мы узнаём о поэтессе, а Сэм из «Дня первого» ведь тоже писала стихи.
Тут много трогательных записок.
Но потом, к сожалению, всё сводится к постоянным пряткам с существами. И если поначалу и даже в половине игры это бодрит, то ближе к финалу откровенно надоедает. Когда в очередной раз, вместо того чтобы пропустить уже Алекс к ладье и запустить кат-сцену, нас просят снова что-то там покрутить, включить и перезагрузить, хочется крикнуть: «Господи, да сколько можно?!»
Тем немало что здесь всё происходит очень медленно. Если первые два фильма можно было иронично назвать показом семенящих нагих ног (они присутствовали на экране едва ли не чаще, чем лица персонажей), то эта игра — симулятор стояния на месте.
Вот в таком режиме мы пуще всего и передвигаемся.
Затянувшиеся прятки
Тут не уйти от сравнений с Alien: Isolation. В обеих играх героини вынуждены всегда прятаться от неубиваемого монстра, обладающего феноменальным слухом (а Чужой ещё и видит отлично). Обе используют спецприбор: у Алекс это не датчик движения, а фонометр, какой позволяет сравнивать уровень производимого ею шума и звуков окружения — нужно следить, чтобы первый не превышал другой, иначе существо тут же насторожится. А если тревога случится два раза, то оно уже побежит нас искать — и скорее всего, найдёт.
Слева — фонометр, а справа — сигнальная шашка, какая в какой-то момент заменяет нам фонарик.
Алекс также может кидать бутылки и камни, чтобы отвлечь неприятеля. А вот прятаться в шкафчиках нужды нет. Плюс мы решаем простенькие и примерно одинаковые пазлы — передвигаем предметы, ищем ключи и коды от замков, крутим вентили, меняем предохранители и всё в таком духе. Но в Isolation всё-таки бывальщины не только пазлы и прятки, но также экшн и крафт.
Здесь же всё сводится к пряткам, которые всегда проходят образцово по одному сценарию: чтобы обойти существо с большими ушами, нужно медленно, очень медленно, иногда буквально по сантиметру в секунду передвигаться, усердствуя не задеть случайно банку, не наступить на стекло и так далее; так же медленно открывать двери, стараясь, чтобы они не скрипели; кидать камни и бутылки.
Всё, можно в прятки вяще не играть — он выиграл.
Да, постепенно добавляются новые детали в механике — мы перетаскиваем доски, чтобы пройти над разломом, сыплем песок себе под ноги, чтобы ходить бесшумно, застываем как вкопанные, когда создание фокусируется. В некоторых ситуациях нужно бросать камни в капканы. Это даёт чуть больше разнообразия, но ненадолго.
Посторонний, плохой, злой, но не глухой
С другой стороны, надо признать, что адреналина и атмосферы в таких прятках выше кровли. Особенно поначалу. Существо действительно внушает какой-то метафизический ужас и в этом немногим уступает Чужому. Даже на легковесном уровне сложности оно отлично слышит, часто и быстро убивает. Более того, даже на обычном уровне я поначалу размышлял, что это хардкор, и хотел снизить сложность.Что уж говорить о режиме выживания, где отключаются все подсказки, в том числе элементы интерфейса, а монстр может возникнуть за горбом совершенно неожиданно.
В некоторых ситуациях мы ничего и сделать толком не можем — кто же знал, что там капкан…
Ситуация усугубляется тем, что Алекс всегда испытывает стресс даже от простых действий — например, когда переносит доски или бочки, чтобы освободить ход. И уж тем более начинает нервничать, если существо поводит своей кошмарной рожей прямо перед носом или когда кругом много пыли. Чем выше уровень стресса, тем скорее у девушки начнётся приступ астмы — его можно предотвратить на пора, если победить в мини-игре, а в противном случае Алекс закашляется, что обычно означает неминуемую смерть.
Всю дорогу мы собираем таблетки и ингаляторы от астмы. На немало лёгких уровнях ресурсов становится чуть больше.
Наконец, если вам не хватает адреналина, можно включить микрофон — тогда создание будет улавливать даже звуки, которые вы, ваша девушка или кот издаёте в комнате. И это действительно мощные впечатления — вы бы видали, как я посмотрел на кота, когда тот в самый неподходящий момент вскочил на стол и что-то там мяукнул про «Хозяин, жрать желаю!». Только нужно настроить чувствительность микрофона, иначе монстр просто «услышит» игру из колонок.
Но сквозь какое-то время все эти ситуации, разыгранные по одной схеме и максимально медленно, начинают утомлять. И тут всё зависит от игрока — фанат «Негромкого места» и таких вот пряток с монстрами будет доволен, а вот остальные, скорее всего, забросят игру.
Лишь изредка прятки могут смениться вот подобный экшн-сценой.
A Quiet Place: The Road Ahead — игра прежде всего для поклонников франшизы. Любители хорроров в принципе тоже могут отведать и даже получить эмоции и вызов, но, боюсь, до финальных титров они не дотянут и тихо уйдут искать другое пункт, где можно пощекотать себе нервишки.
Плюсы: сюжет в первой половине интригует; хорошо прописанные персонажи и их взаимоотношения; сложные и атмосферные прятки с монстрами, особенно опять же в первой половине игры; возможность включить микрофон, чтобы неприятель слышал звуки в вашей комнате; шикарная работа со звуком.
Минусы: в какой-то момент геймплей становится чересчур однообразным, а медленный темп игры начинает бесить; сложность местами кажется чрезмерной.