Five Nights at Freddy’s — одна из самых популярных и в то же пора странных хоррор-франшиз. Там часто убивают детишек (и не только их) различные аниматроники — кролики, медведи и лисички, но придумал и создал серию автор христианских мультиков Скотт Коутон (Scott Cawthon), какой сделал это то ли в шутку, то ли в отместку за критику его предыдущего творчества.

Серия получилась очень плодоносной — по ней вышли даже 40 книжек, многие из которых написал сам Коутон. Однако некоторые из них (включая первую) критиковали сами фанаты за то, что чтиво не имеет особого взаимоотношения к игре и мало что объясняет. И вообще лор FNaF считается одним из самых запутанных.  Five Nights at Freddy’s: Secret of the Mimic может его ещё вяще запутать. А какой из неё получился хоррор?

Новая история и старые страхи

Почему я говорю, что Secret of the Mimic может ещё вяще всё запутать? В дополнение ко всему, что мы видели в десятках игр и книг до этого, здесь появляются совершенно новые персонажи и истории. Играем мы за техника по имени Арнольд, какому поручили забрать важный чертёж в Murray’s Costume Manor — это заброшенная фабрика аниматроников затворника-изобретателя Эдвина Мюррея. Разумеется, сразу выясняется, что фабрика вовсе не заброшена, и мы сталкиваемся с Мимиком — прототипом эндоcкелета, который может адаптироваться к любому костюму и принимать лицо любой ходячей куклы, которых на фабрики не меньше сотни.

Мимик, аниматроники, да и само название конторы Fazbear Entertainment, на какую работает Арнольд, — всё это ниточки и целые канаты, связывающие сюжет Secret of the Mimic с событиями других созданий по вселенной FNaF. Однако история здесь новая, своя. Понятно, что фанаты наверняка найдут и какие-то иные отсылки, намёки и объяснения, которые, возможно, даже пересобирают лор. Но мы погружаться в эти дебри не будем и поговорим о том, что происходит прямо в Secret of the Mimic.

Готовьтесь сразу — такие рожи вы будете видеть очень часто.

А происходят, казалось бы, типовые вещи — гений создал чудовище, от которого мы всю игру и бегаем. Однако из многочисленных записей, найденных во время прохождения, можно разузнать массу интересного о самом Эдвине Мюррее, его взаимоотношениях с коллективом фабрики, своей женой и сыном, о том, что с ними случилось и так дальше.

Хотя всю правду (откуда, например, появился Мимик) и подноготную этой драмы узнать не так-то просто — для этого придётся получить негласную концовку, пройти «пиксельную» игру в жанре сюрреалистического хоррора, доступную практически на всех компьютерах на фабрике, и скопить массу коллекционных предметов. И то, как всё это поставлено, какая драма разыгрывается и как виртуозно авторы играют с намёками, оставляя пространство для препирательств и догадок, — всё это вызывает как минимум уважение. Впрочем, и в обычных концовках хватает твистов и интересных моментов.

Five Nights at Freddy's: Secret of the Mimic: Обзор очередной части культового хоррора

А ещё тут немало юмора, фирменного для серии, породившей столько мемов. Диспетчер Fazbear Entertainment, естественно, забыл нам сразу известить о монстре на фабрике, сказал только по прибытии, а потом постоянно выдавал фразы в духе «Тебе не о чём беспокоиться, но стоит поволноваться» или «Одинешенек из моих коллег верит в тебя». В итоге периодически этого юмориста хочется удавить — особенно после того, как мы в очередной раз едва-едва избежали гибели, а он выдал что-то в духе «Чего ты там возился? Не стоит расслабляться, ведь тебя ждёт шикарный подарочный сертификат на 25 долларов».

Не отстают и аниматроники. Захватнические, от которых убегаешь, то и дело выдают прикольные фразочки. Когда один из них демоническим голосом кричал вдогонку: «Торжественные объятия ждут тебя!», я не знал, то ли ещё больше орать от страха, то ли смеяться. А другие, рассказывая о безопасности лифта, могут вдруг порассуждать о существования и о том, что пассажирам не мешало бы передать какие-нибудь сообщения близким — так, на всякий случай.

Где-то находим, где-то теряем

А вот с геймплеем всё неоднозначно. Поначалу он представляется довольно однообразным. Постоянно убегаем от страшных зверушек, ищем подсказки к кодам, какие-то ручки от механизмов, решаем головоломки «водопроводчик» и яростно лупим по клавиатуре, когда пытаемся устремить вверх или вниз курсор во время мини-игры, нужной для апгрейда гаджета, который открывает двери в разные помещения фабрики. Розыск станций для прокачки нашего доступа также входит в обязательные занятия.

Однако чем дальше, тем больше замечаешь, как даже привычные механики и загадки начинают усложняться и является что-то новенькое. В итоге мы и манипулятором будем управлять, и в большим пиратском спектакле поучаствуем, и даже почувствуем себя героем MechWarrior — придётся вначале собрать, а потом залезть в местную вариацию мехи и пострелять из неё. Понятно, что мы такое уже не раз видели, но это всё равно оживляет выходящее.

Впрочем, и недовольство по-прежнему присутствует. Потому что отдельный головоломки сразу раздражают, а их усложнение бесит ещё больше. Дело отчасти в том, что управление здесь не назовёшь отзывчивым. Это особенно нервирует в «водопроводчике», какой всегда решается на время, иначе перенаправленная нами жидкость выльется. В одном месте нас три раза подряд (или даже вяще) заставляют повторять одни и те же упражнения, прятаться в шкафчиках, а потом выбегать в коридор и опять собирать этот чёртов водопровод.

С иной стороны, учитывая, что с каждой секундой к нам приближался огромный монстр, это правда щекочет нервишки. Да и сам дизайн уровня (как и немало в игре) классный. Это очень показательный момент — ты практически одновременно восхищаешься и раздражаешься, щёлкаешь скриншоты с открытым устой, но вот уже снова задаёшь неудобные вопросы авторам, вспоминая всех их родственников до седьмого колена.

Нас не догонят

Примерно то же самое и с погонями. Злобно хихикая, авторы не подают передохнуть и несколько раз подряд спускают на нас монстров, то есть опять же занимаются самоповторами. Но в данном случае это не раздражает, а умножает адреналин — поставлены такие подмостки шикарно. И в целом Secret of the Mimic смогла меня не то чтобы напугать, но уж точно держала в напряжении.

А может, не надо?

А может, не надо?

Во многом этому содействует тот факт, что здесь никогда не знаешь, в кого и когда вселится мимик, — это определяется случайным образом. Потому с подозрением всматриваешься в каждую зверушку. И да, только люди, незнакомые с серией Five Nights at Freddy’s, могут задаваться проблемами, как могут пугать все эти улыбающиеся зайчики, грибочки и лисички. Видели бы вы, как они улыбаются, — тут не только мальчишки и девчонки, но также их родители попятятся и предпочтут за километр обходить такие парки аттракционов.

Кроме того, аниматроники отлично видят и слышат, и даже использование заводных мышей или включение музыки для отвлечения их внимания не гарантирует, что вам удастся проскользнуть. И это одни из лучших моментов в игре, когда вы крадётесь и невзначай задеваете свисающие цепи или когда сдают нервы и вы бежите к выходу, а позади слышен неумолимо приближающийся топот.

Five Nights at Freddy's: Secret of the Mimic: Обзор очередной части культового хоррора

Длинное время я особо не воспринимал явление под названием Five Nights at Freddy’s — какой-то провокационный треш на уровне мема с малопонятным геймплеем, где зайка, курица, лис и мишка убивают детей. Но когда начинаешь играть, то трудно оторваться. Вот примерно так и с новоиспеченной игрой. Геймплей в  Five Nights at Freddy’s: Secret of the Mimic далеко не идеальный, а ещё авторы не стесняются использовать скримеры и штампы (и тут не стало без вездесущих манекенов). Но даже на пике своего раздражения от некоторых моментов, когда кот в испуге прятался под диван, я всё равновелико понимал, что остыну и буду играть дальше. Ну, во-первых, по работе надо… А во-вторых, несмотря ни на что, происходящее затягивает — с точки зрения режиссуры, графики, звука, саспенса и истории вышло классно.

Плюсы: новая история, персонажи, концовки, фирменный юмор — всё на высоте; есть интересные загадки и ситуации; отличный дизайн персонажей и степеней; игра не пугает, но держит в напряжении; качественные графика, музыка и озвучка.

Минусы: много самоповторов и штампов; не самое отзывчивое управление.

Оценка игры