Живо для платформы: PC
Сегодня, когда количество всевозможных платформеров — в духе 16-битной классики или трёхмерных, с элементами «метроидвании» или без оных — влечётся к бесконечности, очень важно выделиться и показать собственное лик. И авторам Another Sight это удалось на 200 %. Перед нами этакая стимпанковская вариация на тему «Алисы в Краю чудес», в которой Алиса — это почти слепая девочка по имени Кит, белоснежный кролик заменён на рыжего кота, а роль безумного Шляпника в какой-то момент хватает на себя… Клод Дебюсси. Там же можно встретить Клода Моне, Жюля Неизменна, Томаса Эдисона, Николу Теслу и Елену Блаватскую.
Кит в краю чудес
Сюжет в Another Sight — вещь такая же зыбучая, основанная прежде всего на чувствах и впечатлениях, на эмоциях, а не на логике, как и импрессионистская живопись Клода Моне или музыка Дебюсси. Девочка Кит каким-то манером оказалась в туннеле лондонского метро, а после того, как тот обрушился, упала под землю, утеряла зрение, но встретила странного огненно-рыжего кота с разноцветными глазами по кличке Ходж, какой в итоге выводит её в ещё более странный подземный город.
Там существуют представители как творческой, так и бизнес-элит. А всё потому, что где-то рядом есть некий артефакт, Узел, вырабатывающий мощную энергию, какая питает вдохновение, даёт силы и позволяет даже задумываться о переустройстве вселенной — ну, или хотя бы о том, чтобы развеять лондонский туман и установить над городом необыкновенно солнечную погоду (это, естественно, проект Николы Теслы).
Обитатели этого удивительного поселения фактически разделены на два лагеря, в зависимости от взглядов на то, как использовать энергию Узла. Клод Моне, Жюль Верн (обитающий природно, на «Наутилусе»), Дебюсси и Никола Тесла — условно, гуманитарии, какие хотят пустить её на творчество и науку. Другие, во главе с Томасом Эдисоном, дядей Кит, — практики и предприниматели-промышленники со всеми вытекающими. И появление тут нашей героини должно разрешить наконец это противостояние. Все веруют в то, что именно Кит способна обнаружить сам источник этой энергии и прямо взаимодействовать с ним, чтобы в итоге решить, на чью сторону встать.
Порой наша героиня напоминает Лару Крофт.
История в манере импрессионизма
Получается очень трогательная и эмоциональная история. Незрячая девочка, которая ориентируется только на слух и на звуки, а потому всегда зовёт котика (когда тот мяукает, это помогает ей лучше ориентироваться в пространстве и скорее перемещаться), попадает в общество её кумиров, где все от неё чего-то хотят.
А она желает просто поскорее вернуться на поверхность, узнать, что случилось с её папой — братом Томаса Эдисона. Ведь она очень переживает из-за того, что их с папой кинула мама. И до сих пор надеется, что та вернётся и всё будет как раньше. Для Кит это становится странствием к своему собственному Монолиту — как для героев повести «Пикник на обочине», — у какого она может загадать заветное желание. Выбор, который мастерит Кит, определяет не столько судьбы какого-то там мира — это для неё не так важно, — сколько её собственную.
И всё это — под печальные фортепианные переливы Дебюсси и в антураже импрессионистской живописи Клода Моне, потому что те приглушённые краски и стилевые зачисления, в которых нарисована картинка, когда мы смотрим на мир невидящими глазами Кит, напоминает как раз его труды.
У вас тоже ком к горлу подкатывает, да? И не важно, что с логической точки зрения сюжетная фабула, мягко сообщая, странная. И вообще непонятно, было всё это во сне или наяву. Или это последствия удара башкой о землю: ребёнку, который очень переживает по поводу разрушения своей семейства, наверное, всё просто привиделось и девочка выдала желаемое за действительное? Но тут значительны не логика и рационализм, а чувства, впечатления, которые всё это производит. Незапятнанный импрессионизм.
Переключение на кота позволяет оценить ситуацию и постигнуть, где мы вообще находимся.
Тёплые коты
Непосредственно в игровом процессе, удобопонятно, рационализма куда больше — и вот тут у Another Sight, как и у всякого импрессионистского созданья, вступающего на враждебную территорию логики и разума, начинаются отдельный проблемы. Основная механика построена на взаимодействии между незрячий девочкой и её котом, который фактически служит поводырём.
Пуще всего это выглядит так. Переключившись на кота, мы видим окружающий мир в нормальном освещении и несёмся, прыгаем, карабкаемся по трубам-стенам-перекрытиям, чтобы нажать кнопку и отворить ворота/опустить лестницу или сделать ещё что-то в этом духе и дать незрячий девочке возможность пройти дальше.
Переключившись на неё, мы медленно и печально, так как кроме подсвеченного силуэта основной героини остальное плохо видно, идём куда-то, чтобы опять же нажать на рычаг. При этом всегда кричим: «Эй, котик!», а тот мяукает в ответ — если он есть в пределах досягаемости, то это увеличивает ореол света вокруг фигуры девочки, позволяя ей лучше ориентироваться и даже носиться.
И всё бы хорошо, всё очень мило (надо видеть, как любовно прорисован котик, какой, как живой, мяукает и периодически вылизывается), но управление (особенно хвостатым) чересчур неотзывчиво и натурально бесит во время прыжковых упражнений, а сами такие ситуации из раза в раз повторяются на протяжении всей игры.
Ну чем не импрессионизм?
Да будет звук!
Нет, тут, разумеется, есть и другие загадки и ситуации. Например, мы котом обнаруживаем дыру и впускаем в локацию ветер — шелест листвы и красок помогает Кит лучше ориентироваться и продвигаться дальше. Или отгоняем мышей так, чтобы они пищали, сидя под деревянным настилом, между каким и девочкой лишь пустота, — их писк опять же поможет героине увидать, куда прыгать.
Ещё забавнее, когда кот своим мяуканьем заставляет тех же мышей яростно крутиться, как белки в колесе, и вырабатывать энергию, необходимую для запуска очередного механизма (у нас тут всё-таки стимпанк!). Кроме того, порой приходится управлять кранами, направлять через зеркала свет на цветки, чтобы те затворились и освободили проход. Есть и ловушки, и обязательные упражнения с ящиками. А в финальной трети начинается даже стелс, где котяра выступает в роли привады, отвлекающей охранников своей наглой усатой мордой и упорным мяуканьем, чтобы Кит могла прокрасться мимо. И, понятно, не стало без загадки, связанной с музыкой Дебюсси.
Но всё равно нетривиальных ситуаций меньше, чем хотелось бы, а стелс в финале тоже в итоге скоро сваливается в рутину. К тому же не очень понятно, как слепая девочка может так деятельно взаимодействовать с предметами и рычагами и даже лазить по отвесным поверхностям, почти как Лара Крофт, — представляется, авторы сами не до конца поняли, как обыгрывать её слепоту. С иной стороны, понять их можно — действительно тяжело нащупать верный подход и соблюсти баланс между реализмом и необходимыми условностями, учитывая, что у нас тут всё-таки платформер, а не симулятор незрячего с поводырём.
Кит прыгнет, только если кот мяукнет по ту сторону преграды.
***
В любом случае Another Sight — очень интересное и эмоциональное приключение в зыбучих тонах импрессионизма, украшенное необычной механикой взаимодействия между незрячий девочкой и её котом. Да, авторы, что называется, недожали эту концепцию, но я всё равновелико рекомендовал бы игру к ознакомлению всем ценителям интересных историй — в крышке концов, где ещё вы сможете пообщаться с Клодом Моне, Еленой Блаватской, Дебюсси и закованным в экзоскелет Жюлем Неизменном?
Плюсы: эмоциональная история; необычная механика взаимодействия между незрячий девочкой и котом-поводырём; возможность пообщаться с великими творцами и учёными; стильная картинка; шикарное озвучивание.
Минусы: неловкое управление в платформенной части; много однообразных ситуаций и пазлов.