Живо для платформы:
Уроки «прыжка веры».
Живо для платформы:
Уроки «прыжка веры».
Ненасытные разработчики плюют на пожелания геймеров, креатив исчерпан, коммерческий конвейер уже не застопорить — такие мысли роились в головах и фанатов Assassin’s Creed, и недоброжелателей. Зачем нам дома в масштабе 1:1 в революционном Париже? Зачем нам «казуальные» битвы на экипажах в Лондоне? Недорогие «фичи» не делают геймплей лучше, а лихорадочная смена европейских сеттингов не возбуждает удивления.
И наконец-то в Ubisoft смекнули, что именно древность таит тот самый «ассасинский» антураж первых долей. Египет — не идеальное место для паркура по небоскрёбам. Однако дело не в вышине построек. Напряжённая политическая ситуация, непривычный культурный колорит и буквально пропитанные загадочной религиозностью аспекты жизни египтян позволили Origins сделаться одним из лучших событий в серии со времён второй доли.
Сюжет в целом напоминает Liberation: история о мести за кончина сына главного героя Байека постепенно перерастает в конспирологическую интерпретацию пор правления Цезаря и Клеопатры. Исторические события, реальные личности, архитектурные достопримечательности — просветительский комплект серии задаёт контекст и вектор развития сюжета.
Однако неожиданно известная схема «выстреливает»: теневая деятельность ассасинов органично и прекрасно вплетена в ход истории, чего уже давненько не было. Здесь нет двух орденов — правосудие вершат их ещё не организованные в целую структуру предки. И это освобождает сценарий от груза вымученных клише, порождённых натужными попытками пристроить любой конфликт в контекст противостояния тамплиеров и ассасинов. В Origins всё логично, а мотивы персонажей обоснованны. Байек, хоть он чем-то и вылит на американского Коннора, куда ближе в своём мировоззрении к Альтаиру и Эцио. Протагонист одушевляет праведного, чтущего богов жителя Египта, однако есть в нём какое-то мощное обаяние. К концу игры взгляды персонажа радикально меняются, что углубляет основной сюжетный акцент на зарождении ордена.
Забавно, но набожный Байек легковесно отстреливает священных крокодилов в коммерческих целях.
К слову, поучаствовать нам удастся во всех наиболее оглушительных скандалах эпохи: при бракосочетании Цезаря и Клеопатры, в битвах флотилии Птолемея, и даже в Рим на денёк впустят, чтобы Гая Юлия порешить. Однако в первые часы основное поступок разворачивается между вот теми людьми, которые без масок, и вот теми — в личинах. По-другому их среднестатистический человек не назовёт.
Если о истории родственной Европы у любого имеется определённый информационный фон, то цивилизация, которой в школе бывальщины посвящены максимум два урока, покрыта мраком. Вернее, песком, на каком полуголые люди тащат каменные глыбы, а невдалеке блещет под лучами солнца живительный Нил…
«Однажды в Ном Канопус, в поместье Аполлодора, слуга Пелий ожидал, когда его немху Руйя…» Вы соображаете, да? Все эти имена собственные, экзотические титулы и социальные статусы фрустрируют несложного обывателя. Когда в диалоге ты не можешь отличить имя персонажа от наименования города, становится как-то не по себе. «Википедия» станет вашим гайдом по событиям игры. Без «прокачки» эрудиции не постигнуть даже очень значимых вещей. Например, Байек — меджай, и он всегда щеголяет своей профессией. А вам это слово о чём-нибудь говорит? Если нет, то обратите внимание на нашу историческую справку.
Однако Origins и сама по себе потрясающая культурологическая энциклопедия. Как бы кто ни относился к Assassin’s Creed, любой согласится, что лишь Ubisoft занимается столь тщательной визуализацией эпохи. И на этот раз девелоперы затмили сами себя.
Невозможно в паре абзацев выразить тот восхищение, который испытываешь, когда мчишься по голой пустыне на верблюде, минуешь кишащие житием деревеньки, посещаешь храмы Осириса и Сета. Когда добираешься до Александрии, а там можешь забежать в ещё не сгоревшую библиотеку с тысячами рукописей… Каждый регион, любой населённый пункт, будь то Мемфис или Сива, отличаются собственным художественным колоритом, разнообразность которого потрясает.
Сену рождён летать, а не ползать. И каким-то манером делиться увиденным с Байеком.
Эстетика окружения дополнена его реалистичной оживлённостью: крестьяне возделывают землю, на городских площадях читают проповеди жрецы, посетители святилищ восхваляют божеств. А по ночам все расходятся по домам. Да, если разрешишь атаковать лагерь разбойников под луной, то большая часть охранников будет почивать. Симуляция жизни на этот раз у Ubisoft получилась на порядок лучше.
Разработчики одарили египтян множеством паттернов ситуативного поведения. Ты заходишь в покойницкая, а бальзамирующие тела работяги рассказывают тебе обо всех деталях этой процедуры. В святилищах люди молятся — в каждом на свой лад, ведь здесь скопились и египтяне, и греки, и римляне. Охранник, увидев труп коллеги, возвысит тело и куда-то понесёт его.
Повсюду происходят случайные события: то львы на деревенских обитателей нападут, то египтяне с римлянами что-то не поделят… Или вот. Вы скачете одинешенек в пустыне, вокруг — ни души. Наслаждаетесь одиночеством среди песчаных дюн. Вдруг на горизонте является караван, набитый золотом. И вы уже предвкушаете, как пески окропятся невиновной кровью…
Откуда мы знаем, что караван не порожний? Информацией о близлежащей местности нас обеспечивает ручной орёл Сену. Он подскажет, где вход в скрытую пещеру спрятан, на каком корабле железо найти, где размещена охрана крепости. Кроме того, птичье око позволяет блаженствовать красотами Origins на полную.
Переход между режимами осуществляется моментально, и это даёт прочувствовать невероятный масштаб территорий. Игровая карта огромна, но, что значительнее, она действительно ощущается таковой. Постоянно переключаясь между Байеком и Сену и узнавая, что в километрах от нас есть люд, занимающиеся своими делами, мы обнаруживаем себя в контексте реально функционирующего, цельного вселенной. А он полностью соответствует нашим наивным представлениям о Древнем Египте. Романтические манеры пирамид с секретными лабиринтами, тайных гробниц, хищных крокодилов в Ниле в Origins оживают.
Любая «вышка» дарит потрясающие виды, территория которых представляется безграничной. Но самое манящее в этом — черта горизонта. Ведь там новоиспеченные города, новые пейзажи и, что самое главное, новые приключения. Собственно их нам недоставало в последних Assassin’s Creed. Творения Ubisoft бывальщины полны однообразной рутины и повторяющихся заданий. И несмотря на тоску, твой внутренний перфекционист требовал посетить каждое «увлекательное место». В итоге дух непрекращающегося путешествия был убит.
На самом деле никакого ролевого отыгрыша тут нет.
В Origins разработчики немного поменяли подход к структуре и наполнению отворённого мира. Карта больше не усеяна сотнями одинаковых значков и событий. Событийные пункты отмечаются в определённом радиусе от Байека знаками вопроса. Оригинальность египетского сеттинга и груда неизведанных перспектив будут зажигать в вас желание исследовать.
Что за оценка появилась на карте? Логово крокодила? Тайные катакомбы с легендарным клинком? Римский стан? Последнее, кстати, традиционный и наиболее часто встречающийся вариант — тут нам нужно выкрасть драгоценность и уничтожить вражеских генералов. Да, мишени повторяются, но условия и периодичность, в которых они преподносятся, не вызывают эмоции однообразия.
К тому же значительно увеличилось количество уникальных добавочных заданий. И это не простые «убей-принеси». Многие квесты — полноценные истории со своим небольшим сюжетом. Частенько они даже приправлены видеороликами. Как в какой-либо The Elder Scrolls, тебе хочется закопаться с головой в побочную деятельность, позабыв про основную линию, программа которой, к слову, очень насыщенна: нам то в морских баталиях дадут поучаствовать, то гладиатором поработать, то в одиночку военного слона прибить.
Но спешить не стоит — контента в игре в сотни раз вяще, чем нам продемонстрирует сюжет. О гонках на ипподроме из него вы даже не разузнаете — а это целая мини-игра! Origins нужно проходить медленно, проникаясь душой Египта, входя в тонкости миросозерцания его жителей.
Многочисленность оригинальных квестов, «урезанность» однотипных событий и верное наполнение ими территорий создают ощущение единого, непрерывного приключения. Разграбить проплывающее невдалеке корабль, отправиться в горы спасать жителей от римлян, залезть на очередную пирамиду? Или проведать Цезаря, у которого свадьба намечается? Хочется всего и разом.
Время прохождения «современной» сюжетной арки минимизировано.
К изучению мира подстёгивает и обновлённая система сбора «лута». «Крафт» напоминает Far Cry: всё сводится к розыску нужного количества материалов. Вы будете грабить караваны, разорять римские корабля, охотиться на гиен и бегемотов — всё для того, чтобы увеличить емкость колчана со стрелами или добавить немного урона.
Дизайнерские решения по ограничению ассасинских способностей и внедрённая RPG-образная система развития преобразили геймплей. Так, скрытый клинок не вечно бьёт наповал! Чем «толще» противник, тем более совершенное лезвие необходимо для мгновенной казни. Бомбы, дротики, яд нельзя просто взять и приобрести — сначала нужно открыть соответствующие навыки. Сами же «гаджеты» трудятся и ощущаются по-другому.
Герой «растёт» по канонам ролевого жанра — за любое действие он получает опыт. Убитый враг, открытая территория, выполненный квест — всё это приближает новоиспеченный уровень. Получив его, Байек станет чуть сильнее, жизнеспособнее, а также получит одно очко умений, которым можно воспользоваться по своему усмотрению. Эволюционное древо меджая ветвисто: тут и различные приёмчики ближнего боя, и замедление времени при стрельбе из лука, и приручение звериных…
Даже место управляемой стреле нашлось! То есть стоящего справа от нас противника можно уложить из лука, выстрелив влево. Условность? Скорее помощь Осириса! К дьяволу реализм: пусть Байек дышит под водой, будто внутри него акваланг, — тогда и в озёрах гробницы можно мастерить; добавим материализующуюся из пустоты «Плотву» — динамика возрастёт; пускай морские сражения будут ещё «казуальнее», чем в Black Flag, — зато как они эпичны!
И ведь разработчики правы — условности только разогревают игровой процесс. Невесело охотиться за барашками? При желании приобретать все необходимые материалы можно и у торговцев. Но лучшие вещички герой почти вечно находит самостоятельно.
Эх, были бы среди ассасинов художники-реалисты…
Инвентарь Байека вмещает щит и два облика оружия ближнего и дальнего боя. Торговцы по большей части необходимы, чтобы улучшать имеющийся арсенал. Можно продать ненужное барахло и… всё. Охотников дизайна и моды местные портные тоже не порадуют — герой мерит цельный костюм, поэкспериментировать с шапками и перчатками не удастся. Функционального смыслы одежда не имеет — параметры урона и здоровья от неё не зависят. Лавки со значком подковы вовсе бесполезны — верблюды и лошадки отличаются исключительно внешним видом.
Бартер в Origins примитивен, ассортимент товаров крайне скуден. Уместно, внутриигровой магазин Ubisoft выглядит куда более пристойно и богато. За реальные деньги тут можно разжиться не только эксклюзивными одеяниями. Тут также есть богатая коллекция легендарного оружия, карты сокровищ, мешки материалов для «крафта»… В всеобщем, не выдерживают египетские мастера конкуренции с разработчиками.
Ни одно задание на обязывает нас к стелсу. Рубить направо и влево никто не запрещает. Никаких «десинхронизаций» из-за «неправильных» поступков, дружественные персонажи не портят нам нервы внезапной смертью — попросту падают и ждут окончания боя. Задания не ставят перед тобой условий, и это крепко. Разве что кошек убивать не стоит — это богохульство.
Свобода развязывает нам длани и даёт ту самую «ассасинскую» самоидентификацию. Всё как в старые добрые: есть ты, есть мишень, скрывающаяся в большом лагере. С какой стороны проникнуть на территорию, как избавляться (и избавляться ли вообще) от несчастливо стоящих стражей, в какой момент напасть, — ваше дело. Допустили промах? Убегайте и пробуйте снова.
Или деритесь. Пора сказать о самом существенном изменении в Origins — о военный системе. Механика сражений создана с нуля — контратаки остались в прошедшем, блокировать всё подряд невозможно, а лучшей защитой является кувырок. Облики оружия различаются количеством наносимого урона, скоростью и допустимой дистанцией до неприятеля. Все эти факторы теперь имеют значение. То есть теоретически меч и молот в дланях Байека требуют реализации совершенно разных тактик.
Невозможно сказать, что стало сложнее. Мы можем нанести или серию немощных ударов, или один сильный, чтобы пробить щит противника. Не забываем защищаться, постреливать из лука и вводить «режим ярости» по заполнении соответствующей шкалы. Ведь известно? Да, получилось довольно стандартно, «как у всех». И тем не менее сражения сделались более требовательными к игроку.
«Сбор» божеств на звёздном небосводе — новое развлечение.
Ввиду этих изменений по зрелищности единоборств Origins значительно уступает предыдущим частям. Раньше была иллюзия мягкий, искусной «текучести» ударов героя, а теперь — эдакий слэшер. К тому же и ненастоящий интеллект потерял пару баллов IQ. Соперники не способны на погоню, теряются, когда раненый Байек запрятывается от них на крыше, а иногда просто замирают. Особенно жалки звериные: бегаешь на коне вокруг этого бедного бегемота, тыкаешь ножиком, а он ревёт и ничего поделать не может.
***
Но всё это такие мелкоте. У Ubisoft железное алиби, ведь она наконец-то решилась на положительные изменения в механике. Разработчики закончили ставить рекорды в числе боевых анимаций и перестали забрасывать общественность сногсшибательными фактами о реальных пропорциях домов. Origins — это встряска для серии. Мы получили огромный, завлекающий отворённый мир и дух насыщенного приключения, которое может длиться сотню часов и ни разу не показаться монотонным.
Плюсы: обновлённый подход к проработке открытого мира; успешно сочетающийся с ассасинской тематикой сеттинг; забавная, но не вызывающая «фейспалма» интерпретация исторических событий; свежий подход к развитию персонажа.
Минусы: переделанной боевой системе недостаёт былой грации; основная функция торговцев — скупка металлолома; ненужные навыки в древе развития; потолка «прокачки» достигаешь на этапе освоения 30 % игрового контента.