Историю несуразной дефматч-вариации DayZ, какая в одночасье обернулась самой обсуждаемой и обожаемой широкими массами игрой, даже не выйдя из раннего доступа, впору повествовать маленьким разработчикам перед сном. Ибо только в сказках такое случается, чтобы из грязи в князи меньше чем за полгода, а на релизе тебя уже плясали все главные принцы игровой индустрии, ритмично втаптывая в землю незабвенную «Доту». С суровыми житейскими реалиями подобные чудеса обычно несовместимы.
Хотя на самом деле никакого волшебства в успехе PlayerUnknown’s Battlegrounds нет, если не находить таковым ловкий маркетинг посредством Twitch-зомбирования и сознательный выбор ниши без открытой конкуренции. Среди баттл-роялей, царей горы и прочих голодных игр – сплошь мертвые дави, выделиться на фоне которых не так уж и трудно. Достаточно лишь, кто бы мог поразмыслить, не забросить свой проект на первом же билде. Ну, и улыбнуться паре-тройке стримеров в процессе, разумеется.
Нашей корейской Золушке прощается все собственно потому, что она такая – сравнительно играбельная и поддерживаемая, то есть, – одна. Пускай даже заветная версия 1.0 нескончаемо далека от завершенного вида, ничего более похожего на нормальную игру в этом жанре запросто нет.
Для отсутствовавших и теперь недоумевающих, о чем вообще речь, стоит пояснить. PlayerUnчто-то там (PUBG для сжатости) – она про масштабные битвы формата «Last Man Standing». Любой матч около 100 человек высаживаются на острове, но в живых остаться должен лишь один. В случае с командными режимами, правда, понятие заключительного выжившего растягивается на целый отряд, но суть та же: вы всегда в меньшинстве. На неохватных просторах игровой карты абсолютно все хотят перегрызть вам глотку, и ваша задача заключается в том, чтобы эту самую глотку уберечь.
Незатейливые правила дополняются двумя «но». Во-первых, экипировку необходимо искать самостоятельно. Стартуют участники фактически нагишом, а оружием, панцирей и медикаментами разживаются уже на месте, обшаривая окрестности на предмет невзначай генерируемого лута. Кое-какие точки, разумеется, всемогущий Рандом осыпает вкусностями чуть обильнее прочих, так что комфортный градус риска на начальной стадии задать для себя будет легко.
Скажем, на какой-нибудь захудалой ферме вряд ли кто побеспокоит, но и амуниция там, скорее всего, будет так себе. Хочется всего и разом – топай на военную базу, сражайся с еще десятком таких же бесстрашных робинзонов за право ходить лучший шлем в игре и набить рюкзак аптечками. Можно вообще кататься по упадающим с неба ящикам с уникальными пушками и наслаждаться пристальным вниманием половины сервера. Забавы предусмотрены под любые прихоти.
Впрочем, рано или поздно выйти из тени все равновелико заставят. Еще одна здешняя особенность – динамическая игровая пояс, неумолимо скукоживающаяся в произвольной точке острова. PUBG, аки суровый пастырь, постепенно загоняет кровожадное стадо игроков в тесное перстень, жестко карая «опоздунов», и к финалу буквально сталкивает выживших чёлами для решающего противостояния. Иначе говоря, безупречно регулирует темп в рамках раздельно взятой сессии.
Этого хватило, чтобы превратить банальный «выживастик» в осмысленный, маневренный и в то же время не лишенный тактики концепт. Если двухчасовой сбор тушенки в DayZ сквозил каким-то непробиваемым фатализмом, тут мы имеем четко организованную структуру – с ослепительно выраженной конечной целью, как в соревновательных дисциплинах а-ля Counter-Strike, и независимостью действий на манер этих ваших сурвайвалов.
Любой матч в PUBG складывается из череды ежесекундных решений. Попытать счастья в опасном районе или высадиться поодаль от всей движухи? Что сподручнее: пистолет-пулемет или снайперская винтовка? Стоит ли задерживаться за поясом? Стоит ли угонять предательски шумный «Уазик» из-под постороннего окна? Откуда зайти, куда пойти, в кого бить и стрелять ли вообще – выбирать приходится так часто, что зачастую это и не выбор вовсе, а рефлекторный импульс, порождающий дюжину новоиспеченных проблем.
А новые проблемы – это всегда очень и очень круто.
Круто потому, что синхронно с тобой такие же (не)взвешенные решения принимают еще 90 с лишним разгоряченных голов. В экосистеме, где порядочная доля происходящего отдана на волю случая, сотня горе-тактиков – мощнейший генератор пользовательских ситуаций, какой лишь можно придумать.
Здесь не бывает игр вида «пришел, увидал, победил», на каком-то из этих этапов всегда происходит что-то из линии вон выходящее. Бывает, что ты пришел, не увидел, но все равно победил, потому что неприятель забыл зайти в зону. Бывает, что вряд ли вообще бы пришел, если б не переворотившийся рядом бедолага на мотоцикле. Случаются тусклые заварушки на окраине портового городка и полновесные штурмы поселков. Снайперские дуэли и коридорные перестрелки. Прятки в будках и облавы на путях. Случается комедия, а следом за ней – настоящий триллер, когда ты на протяжении двух-трех минут забываешь моргать, высматривая заключительного врага меж деревьев.
В таких сценках «Пубг» особенно мощен. Они увлекательны, разнообразны, повсеместны и, возвращаясь к секретам успеха, до подозрительного стримосовместимы. Весьма уж легко нарезать свои похождения на хайлайты, которые любой бабе Зине будут удобопонятны без необходимости разжевывать контекст.
Порой, правда, за разнообразие нужно платить. Роль неудачника у генератора чисел тоже припасена, и когда она выпадает тебе, остается лишь стиснуть зубы и терпеть удары судьбы. В некоторых матчах шансов может заведомо не быть, потому что в пределах двух километров не заспаунилось ни одного оружия и/или транспорта. В иных – потому что зона благоволит кемперам, 30 минут занимающим один-единственный дом в округе.
Особенно приятно, когда парнишка в куртке забегает сквозь стену и угощает роковым зарядом свинца из невидимого оружия. Это уже неуспех разряда куда более обидного – технического.
Откровение столетия: игра из раннего доступа все еще ощущается как игра из раннего доступа. Bluehole, разумеется, не хотели просрочить собственный же дедлайн, но релизный штамп на нынешнем билде PUBG – это тоже, ведаете ли, своего рода проявление некомпетентности.
Все, что может сбоить, как правило, сбоит до сих пор. От регулярных заминок сервера до отваливающегося управления, зависаний и ощутимого инпут-лага – список заболеваний не только не сокращается, но и пополняется с каждым патчем. Это не говоря уже о том, что тормозит игра утилитарны на любой системе.
И это совсем не говоря уже о том, что в киберспорт теперь подходят шутеры, где можно натурально застрять в текстурах.
Игру попросту не доделали. Даже в таких банальных вещах, как эргономика и дизайн интерфейса, все еще занимающего гораздо вяще места, чем ему положено, и визуальный ряд, который к релизу спешно обвешали слезоточивыми ENB-фильтрами контрастности и резкости. Кое-что из имеющихся функций (привет, зероинг!) и вовсе не трудится. Сделай так любая другая компания – ее бы давно уже дожаривали на теплине инквизиции.
Ну да чего там, спорить бесполезно: перед нами крупнейший феномен минувшего года и, вероятнее итого, отнюдь не последнее событие года наступившего. Наиболее подверженная воздействию мультиплеерных наркотиков часть нашей редакции играет в PUBG пуще, чем хочется признавать, и это о чем-то да говорит. Скорее всего, о том, что при всех своих недоделках это неплохая игра. Внезапно захватывающая и достаточно оригинальная.
Но чтобы долгожданный жанровый камертон – нет, ни за что. Будут лучше, причем скоро.
PlayerUnknown’s Battlegrounds
Да
- Как вам игра?
- +4– +