Живо для платформы:
Публика смотрит на сменяющиеся картинки — видеоролики им не демонстрируют.
Живо для платформы:
Публика смотрит на сменяющиеся картинки — видеоролики им не демонстрируют.
Также авторы обещали систему славы — то, как герой обращался с другими людьми, влияло бы на отношение к нему здешних жителей. «Вытащите кого-то из тюрьмы или спасите от смерти, и ваша слава улучшится. Предайте человека ради сохранения собственной существования, и к вам будут хуже относиться», — говорилось в описании. Но от этой системы в итоге не осталось и отпечатка, да и держать оружие протагонист разучился. Теперь он — неспособный дать отпор парень в ушанке, утомившийся после десятилетий тяжёлой работы и планирующий побег от коммунизма.
На самом деле, изменений ещё весьма много: из игры исчезли «крафт», динамические погодные обстоятельства, открытые локации для свободного перемещения — перечислять всё это можно длинно. Самым главным нововведением стало появление цвета — ранняя версия была чёрно-белой и чересчур уж сильно напоминала Limbo, хотя все остальные особенности мастерили её не просто клоном. Но возникает ощущение, что релиз Inside сыграл с авторами Black The Fall злобную шутку — платформер без каких-то лишних наворотов вдруг получил масса восторженных отзывов и номинаций на лучшую игру года. Так зачем усердствовать и делать что-то необычное? Лучше вырезать абсолютно всё и покинуть лишь прыжки да головоломки.
Причём идейно Black The Fall и Inside вроде бы тоже весьма похожи друг на друга и пытаются раскрыть редко поднимаемые в видеоиграх темы. Но если Playdead усердствует делать это с использованием метафор, аллегорий и символизма, буквально вынуждая игроков обсуждать выходящее и концовку на форумах и в социальных сетях, то Sand Sailor Studio предпочитает прямолинейность. Вот висящие повсюду портреты вождей, вот серп и молот, вот люд, вынужденные работать в изнуряющих условиях. Для недосказанности не остаётся пункты — авторы очень хотят донести свою мысль и будто страшатся, что останутся непонятыми.
Возможно, именно поэтому из чего-то оригинального Black The Fall в итоге обратилась в абсолютную копию Inside. Это очередная история про бегущего слева вправо человечка, которому приходится прятаться от преследования, решать несвоевременные зачастую загадки, перепрыгивать через препятствия и пропасти, чтобы в итоге добраться до финала. Однако, чтобы выдерживать конкуренцию с Inside, недостаточно лишь скопировать её составляющие и добавить немало понятную историю — нужно предложить нечто необычное. В Little Nightmares, к образцу, были увлекательные экшен-сцены, локации обладали глубиной, да и иных особенностей нашлось немало. В Black The Fall ничего такого придумать не смогли.
Мастерим вид, что работаем.
Головоломки зачастую требуют логического мышления в ситуациях, когда камеры или охранники легковесно могут заметить главного героя. Как только он попадётся на очи противнику или привлечёт внимание турели, спастись уже никак не удастся — части секунды хватит на то, чтобы его уничтожить. К счастью, прогресс сохраняется буквально на любом шагу — после гибели оказываешься рядом с той же загадкой. Но сами пазлы будут до хворай знакомы. Они могут выглядеть оригинально и нередко тесно связаны с антуражем (запрятываться приходится не в коробках и под кроватями, а присаживаясь на велосипед вместе с прочими рабами режима и изображая работу), но по сути ничем иным не отличаются.
Разработчики постарались разнообразить приключение, раз за разом подавая главному герою новые возможности. В какой-то момент он обзаводится десигнатором — так тут называют лазерную указку, позволяющую брать контроль над иными людьми и отдавать им приказы. Стоя на верхнем этаже, можно активировать необходимые рычаги на нижнем и пробраться на следующую локацию. Позднее загадки с его использованием становятся чуть труднее — необходимо указывать направление, учитывая преломление луча при его попадании на глянцевитые металлические трубы и прочие отражающие свет поверхности. Но таких эпизодов весьма мало, и раскрыть идею не успевают.
Также герой встречает на своём линии компаньона — робота, напоминающего повадками и внешним видом собаку. «Подружитесь с ним и заручитесь его поддержкой», — говорится в описании Black The Fall в Steam, однако товарищество в игре показана очень странно. Да, парень в ушанке подлинно не может пройти многие участки без напарника — механизированный пёс умеет складываться в куб, позволяя на него забраться, а также покойно плавает (главный герой моментально погибает при соприкосновении с водой), способен останавливать механизмы и цепляется к пультам управления. Но протагонисту зачастую безотносительно наплевать на судьбу этого существа — он то бросает его на произвол судьбины, то пытается спасти, то опять будто забывает о его присутствии.
Залитая алым светом комната означает тревогу, но скоро охрана утихнет.
Задумки, добавленные авторами, попросту не успевают раскрыться, так как прохождение игры занимает немного двух часов. Основную идею донести они кое-как смогли: коммунизм — это весьма плохо, пузатые дядьки за всеми следят и убивают людей при первой возможности… Оспаривать сюжет резона мало — румынские разработчики показали собственное видение тоталитарного порядка (и побега из него), и наверняка какая-то часть аудитории заинтересуется всем этим и почитает соответственную литературу. Но если рассматривать Black The Fall как обычную игру, её изначальная версия гляделась бы сегодня гораздо выигрышнее.
Переход от чёрно-белой палитры к цветной поверг к появлению большого количества деталей и здорово реализованной модели освещения, но лишь в кой-каких эпизодах. В какие-то моменты игра выглядит очень прекрасно: атмосферные локации, с любовью нарисованные задники, стоящие в долгих очередях толпы рабочих. Но симпатичные локации резко сменяются безотносительной посредственностью с некачественными текстурами, угловатыми объектами и странной анимацией. Учитывая длительность Black The Fall, видеть такую неряшливость очень удивительно, хотя, скорее всего, она была вызвана изменением массы геймплейных составляющих.
Загадки ближе к финалу тоже становятся скучнее и глупее, особенно в главах, где основной герой вдруг начинает очень медленно перемещаться. Он не теряет способность скакать и взаимодействовать с предметами, поэтому уменьшенная скорость выглядит несвоевременно и делает перепрохождение таких эпизодов тоскливым занятием. Возникает ощущение, что у авторов кончились идеи, но игру надо было как-то распялить, из-за чего головоломки решаются одним действием и занимают по несколько минут. Зато концовка недурна, этого не отнять.
Если от турелей и можно спастись, это вечно связано с головоломками.
***
Поджанр «мрачных платформеров» не так уж популярен даже среди самостоятельных разработчиков — любителям Limbo, Inside и Little Nightmares тяжело посоветовать что-то похожее на эти игры. Если бы авторы Black The Fall вяще внимания уделили геймплею, а не попыткам донести свои думы и перенести в игровой формат «основанную на реальных событиях» историю, итог получился бы значительно лучше. Вместе этого мы получили весьма короткое и банальное приключение, на которое лучше тратить пора только во время крупных распродаж. Хотя стоит ли это мастерить, если ничего нового создатели предложить не смогли и почти всё мы уже видали ранее?
Плюсы: отличная атмосфера.
Минусы: несоответствие кампании на Kickstarter и финальной версии; неряшливая графика и анимация; неоригинальные загадки; смехотворная длительность.