Околославянский
фольклор встречается в играх не то чтобы нередко, но пользуется спросом. Вспомните хотя бы The Witcher и успешное дополнение
про Бабу-ягу к Rise of the Tomb Rider. Да и Black Book, основанная на русских сказках, сорвала
рукоплескания не только в России. А ещё есть отличная румынская RPG Yaga, о которой я когда-то рассказывал. Blacktail, дебютная работа поляков из The Parasight про то,
как Баба-яга дошла до жития такой, тоже получилась на удивление
приличной.
Баба-яга против!
По версии авторов, до
жизни такой Яга дошла классическим, популярным многим психологам
путём — тяжёлое детство, деревянные игрушки, жестокая среда, отсутствие
родителей. Мы играем за сироту по имени Яга. Совместно с
сестрой Зорой она жила в деревне, где к ней относились подозрительно и называли
её чуть ли не ведьмой. Ведь девушка всегда носила личину, скрывая под ней странную метку.
Она всё же общалась со сверстниками. А особенно ей помогала Зора — только благодаря сестре
Ягу терпели в деревне. Когда же сестра совместно с другими знакомыми подростками
исчезла в лесу, наша героиня поняла, что здесь ей больше не место. Она отправилась
на розыски сестры и теперь вынуждена выживать одна, слушая лишь странный, но
приятный женский голос в голове.
С одной сторонки, Blacktail — это действительно классическая смесь из выживания в дикой местности и сюжетного приключения.
Собираем ресурсы, сражаемся, выполняем задания, потеем в сражениях с боссами, идём
дальше. В основном бегаем с луком и собираем перья/палки/цветочки/кристаллы/мёд
для изготовления различных видов стрел, противоядий, зелий и не только. Можно
также охотиться на дичь и готовить мясо на костре. Неужели что не надо мастерить экипировку и строить дома с
заборами и верстаками.
Зато нужно изучать навыки. Некоторые
получаем по сюжету (так, возможность телепортироваться к постаментам
выстрелом из лука), другие открываем с помощью найденных рецептов и
ресурсов — так научимся на ходу изготавливать липучие стрелы и варить отдельный
зелья, а также быстрее натягивать тетиву. Есть ещё чары с разными пассивными эффектами —
нужно выбрать, какие собственно будут активны.
В гостях у сказки
С другой стороны, это
действительно сказка. Здесь водяной, здесь леший ходит — водяные, кстати, не
наносят урона, но могут замедлить или отравить. Избушка тут на курьих ножках —
именно в ней у котла наша героиня использует рецепты и ресурсы для открытия/ изучения
навыков. Тут чёрный кот у алтарей сидит: на алтарях сохраняемся, а котяра
служит для мгновенной телепортации обратно в избу. В сражениях Яга использует
не лишь лук и ворожбу, но и метлу. Нет, не летает, а устанавливает её
перед врагами, чтобы та их отвлекала.
Метла может спасти в сражениях.
Тут можно встретить камень,
который периодически преграждает путь и просит сделать что-нибудь для него
(например, отыскать красную розу со злобным взглядом). А ещё можно пообщаться с говорящими
грибами, обожающими хитрить. Так, они заманили в ловушку одного
беса и сделали его шизофреником: одна его половина размышляет, что он на самом деле
дракон, любящий мёд.
То, как мы разрешим эту ситуацию,
повлияет на нрав Яги — сдвинет его в тёмную или светлую сторону. Есть и иные моральные
дилеммы. Можно встретить малюсенькую, но злобную Королеву муравьёв,
которая хочет уничтожить деревню и упрашивает нас помочь в этом. А вот помогая
маленькому говорящему сударю Червяку, который избавляет землю от трупов, мы совершаем добросердечные поступки. Плюс куча мелких ситуаций.
Выстрелили в улей, чтобы добыть мёд, — злой поступок, сшибли выстрелом яблоко для
ёжика — добрый. А если убили его — совсем уж озверели…
Двигаясь по шкале в тёмную или
светлую сторонку, мы получаем новые
звания и ранги в доброте или порочности и открываем за это новые варианты в диалогах.
Кроме того, это подаёт бонусы во время сражений и исследования мира. Славная Яга собирает больше ресурсов, её основное заклинание замедляет неприятелей
и наносит им урон. В порочном варианте на противниках с определённой
вероятностью остаются кровавые сферы, восстанавливающие здоровье Яги, а основное заклинание
похищает существование у врагов и отдаёт её героине.
Новые приключения Бабки Ёжки
Как видите, в Blacktail есть и элементы выживания, и моральные дилеммы, и червяки в цилиндрах на чету с говорящими грибами. Причём, когда слышишь писклявый голос малюсенькой королевы муравьёв, требующей нашей поддержки в уничтожении целой деревни, не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. У некоторых от всего этого может возникнуть диссонанс.
Светлячки тут тоже опасные.
Но на самом деле основное свойство
славянского фольклора — это колоритное сочетание серьёзного и смешного, юмора, мистики и трагедии.
Вспомните «Ведьмака», где сочетались трагедия и незатейливые шутки Ивасика, или те же сказки про Бабу-ягу, которая ездила в избушке,
летала на метле (та ещё сама убирается в доме) и при этом кушала детишек. И забавно, и жутко.
Чем дальше мы забредаем в
тёмную чащу сюжета, тем больше той самой трагедии и жути. И тем сильнее мы переживаем за героиню. Становится уже не до шуток. Девицу посещают
неуютные видения и воспоминания, мы больше узнаём о том, что с ней случилось, о
пропавших детях. Причём в этих видениях и воспоминаниях
игра вдруг может обратиться в мрачный платформер или в головоломку, позволяющую
реконструировать страшную сцену из прошлого.
Именно сопереживание героине,
желание разузнать, чем история закончится, и сделать Ягу такой, какой
вы хотите её видеть, увлекают. И конечно, интересно исследовать сказочный лес. Это не
полноценный отворённый мир с квестами и разными активностями, а выживать в нём не
очень тяжело — практически все ресурсы постоянно восстанавливаются, дефицит
возникает негусто. Но мир всё равно яркий, оригинальный, красивый и непредсказуемый.
Какое-то время тут бродишь буквально с открытым ртом, не зная, что ещё тебя ожидает.
Хотя можно и пожурить авторов. Боевой системе не хватает разнообразия — некоторые сражения
с боссами сложные и увлекательные, но начинают повторяться. А самой игре не хватает вылизанности в техническом плане. Случаются баги, иногда у меня не
срабатывали скрипты — доводилось загружать прошлые сохранения. Да и в целом
оптимизация могла бы быть лучше.
C этим деревом придётся воевать не раз.
Blacktail — одна из самых неожиданных, оригинальных и атмосферных игр не лишь
декабря, но и всего уходящего года. Конечно, авторам ещё не хватает опыта и
мастерства, зато к концепции приключения про молодую Бабу-ягу они пришлись с душой и размахом.
Плюсы:
оригинальная концепция; увлекательный сюжет, смешивающий юмор, мистику и
трагедию; яркий и пять проработанный сказочный мир, который интересно
исследовать; разветвлённая система навыков и чар; затягивающий геймплей; красивая
графика; всё неплохо с музыкой и озвучкой.
Минусы:
не хватает разнообразия в сражениях; система выживания не доведена до ума; есть
технические проблемы.