Живо для платформы: PC
Мы привыкли считать, что игры должны развлекать нас длинные часы — и чем дольше, тем лучше. Но есть такие, которые не на словах, а на деле приравнены почти что к кино: они продолжаются час — два и призваны за столь короткий промежуток эмоционально пригвоздить игрока к стулу, потребовать у него максимально сильные чувства, заставить сопереживать и, вероятно, даже утирать скупую мужскую (ну или женскую) слезу… Blackwood Crossing — едва-едва ли не самый яркий такой пример за последнее время.
Этот поезд в пламени
Формально это короткая, очень красивая и стильная адвенчура с пазлами, какая рассказывает об отношениях между девушкой-подростком по имени Скарлетт и её меньшим братом Финном. Они рано остались сиротами и воспитывались бабкой с дедушкой. Но Скарлетт уже вовсю взрослеет, у неё есть ухажёр, а Финн остаётся всё тем же восьмилетним молокососом, который хочет играть, требует внимания и очень привязан к сестре. В итоге Финн замыкается в себе, психует, устраивает пожар, а Скарлетт всю путь пытается его успокоить и спасти.
Однако этот скупой пересказ не отражает сути того, что выходит в Blackwood Crossing. А там разворачивается настоящая психологическая и где-то даже психоделическая трагедия, напоминающая чем-то сюрреалистичные притчи Терри Гиллиама (Terry Gilliam) или, так, первый сезон «Легиона», показанный в этом году на телеканале FX.
Скарлетт едет куда-то на поезде, но на самом деле это поездка по чертогам рассудка — то ли её, то ли брата, то ли по их общей выдуманной стране, раскинувшейся в подсознании. Они периодически видают фигуры бабушки, дедушки, мамы и папы, парня Скарлетт, учительницы Финна и его одноклассника, какой всё время задевал его. Фигуры замерли в каких-то позах, словно бывальщины прерваны во время разговора, а вместо лиц у них маски разных звериных.
На стенах вагона висят киноафиши с упоминаниями брата и сестры (выдуманные Финном, удобопонятно), а в коридорах периодически появляется мальчик с головой кролика, какой увлекает Скарлетт не в нору, а к огромному дереву, по которому можно выкарабкаться в их собственное Зазеркалье — на чердак, где играли брат и сестра, или на придуманный Финном остров, в его собственную страну грёз.
Жить в твоей башке
Посреди всей этой психоделики мы вместе со Скарлетт решаем загадки. Пуще всего нужно в правильной последовательности взаимодействовать с теми самыми фигурами людей в личинах. Чем-то это напоминает реконструкцию воспоминаний из The Vanishing of Ethan Carter (где, к слову, также рассказывалась печальная история об одном мальчике): мы должны верно связать товарищ с другом реплики разных персонажей, после чего фигуры начинают составлять какую-то всеобщую сцену. Или, например, им нужно раздать вещи Финна, учитывая, о чём сообщают и вспоминают персонажи.
Иногда нужно просто искать объекты и использовать их в подходящих местах — чтобы, например, починить качели в выдуманной Финном краю (Финнляндия, конечно!) или применить огнетушитель и потушить пожар, организованный братом в вагоне. В других ситуациях мы быстро нажимаем показанные клавиши, чтобы нарисовать что-то в блокноте.
Есть в Blackwood Crossing и элементы натуральнее магии. В какой-то момент Скарлетт научится оживлять объекты (например, нарисованных бабочек из блокнота) и аккумулировать огонь в своих дланях — так можно опять же потушить пожар, просто вобрав в себя его пламя, или рассеять тьму, которая иногда окутывает брата. Где-то эту тьму необходимо буквально схватить, как нечто материальное, и вытащить на свет, чтобы истребить её и освободить проход.
А ещё периодически нам дают выбрать, как сестра будет говорить с братом — язвительно, агрессивно или по-доброму. Это в определённой степени отыщет своё отражение и в финале.
Искусство сопереживания
Ничего сложного в этих пазлах, как видаете, нет, да и механика предельно проста (разве что взаимодействие с фигурами выделяется на всеобщем фоне), зато каждая загадка, каждое действие тут трудятся на атмосферу, на раскрытие истории и вызывают сильные эмоции — особенно когда осознаёшь, что же случилось с Финном и чем всё это, скорее итого, закончится.
И когда ты раздаёшь вещи брата (дедушке — перочинный ножик, какой он подарил внуку, бабушке — сделанный им гербарий), когда пишешь и оживляешь лицо матери, которую Финн уже не помнит (она померла слишком рано), когда слышишь, как он зовёт: «Скарлетт, где ты, мне весьма холодно?», играть спокойно и воспринимать всё это просто как очередную пазл/адвенчуру физиологически не получается — просто потому, что предательски дрожит подбородок, а на очи наворачивается что-то мокрое…
Конечно, тут, как и в Brothers: A Tale of Two Sons, используются запрещённые зачисления: когда такие истории рассказывают про детей, это всегда удар ниже пояски, не оставляющий никого равнодушным. Но надо отдать авторам должное — хрупкий, трогательный внутренний мир дитя, который просто хочет любви и внимания, они нарисовали довольно сложными, сюрреалистичными мазками, отчего происходящее периодически напоминает то «Алису в Зазеркалье», то «Братьев Гримм» того же Терри Гиллиама. Собственно поэтому Blackwood Crossing хочется назвать произведением интерактивного искусства, а не попросту воспитательной драмой про то, как важно быть внимательными к самым ближним людям…
На самом деле, можно длинно и много спорить, достойны ли некоторые игры называться искусством, как вблизи они подошли к кинематографу по степени воздействия и эмоционального потрясения и так дальше и тому подобное. А можно просто потратить час на Blackwood Crossing и разом получить все ответы, попутно изведав одно из самых сильных эмоциональных переживаний, которые когда-либо передавали игры. И хорошо, что такие произведения выходят. Всплакнёте вы в финале или нет, но они заставляют задуматься и чуть по-иному, по-новому посмотреть на окружающий мир и на тех, кто находится рядом с вами.
Плюсы: весьма эмоциональная история; интересные пазлы; красивая графика; всё выглядит весьма стильно и необычно; атмосферная музыка; качественное, выразительное озвучивание.
Минусы: пазлы нередко повторяются.