Когда летом 2023-го я увидала тизер  Bye Sweet Carole, то сразу подумала: «О, так это же старая добрая  Clock Tower». Первое впечатление не обмануло — игра подлинно оказалась современным взглядом на японскую классику, и все отсылки к «Часовой башне» в ней не случайны. Автор Bye Sweet Carole Крис Дэррил (Chris Darril) ещё в 2007 году занялся идеей сделать фанатский ремейк Clock Tower, но в итоге все его наработки вылились в хоррор-дилогию  Remothered. В ней постоянно необходимо было убегать и прятаться от преследователей, решать головоломки и распутывать хитроумно закрученный сюжет.

В целом, создавая Bye Sweet Carole, Крис Дэррил не сделался сильно отходить от этой формулы, добавив в неё нарисованный вручную «диснеевский» визуальный ряд. Игра выглядит восхитительно, цепляя контрастом между сказкой и ужастиком, но, если отбросить в сторонку эту чудесную оболочку, оказывается, что не всё так прекрасно в королевстве Королла.

Вниз по кроличьей норе

Заводя разговор о Bye Sweet Carole, невозможно опять не упомянуть Clock Tower — вышедший в 1995 году на SNES сурвайвл-хоррор. Игра отличалась от своих собратьев по жанру (в том числе грядущих) тем, что хрупкая героиня ничего не могла противопоставить преследующему её монстру. Clock Tower славилась медленным геймплеем и безостановочным нагнетанием тревоги. Сизормен со своими гигантскими ножницами мог стеречь беззащитную сиротку Дженнифер где угодно в огромном жутком особняке: за шторкой в ванной, за портьерой в гостиной или под потолком. Неудивительно, что подобный подход породил целую плеяду подражателей вроде  Haunting Ground.

Большой поклонник Clock Tower, итальянец Крис Дэррил разрешил поэкспериментировать с жанром, и в его Remothered мы могли не только обороняться, но и атаковать «сталкера» первыми. При этом в  Remothered: Broken Porcelain основная героиня не просто ребенок-сирота — её даже зовут Дженнифер, как и протагонистку японского ужастика.

Вообще, здесь стоит приметить, какой любопытный пируэт выполнила история. Обанкротившаяся несколько десятков лет назад студия Human Entertainment, создавшая Clock Tower, в своей труду вдохновлялась джалло-фильмами Дарио Ардженто (Dario Argento) — без его «Суспирии» и «Феномена» не было бы никакой Дженнифер, ездящей в зловещий особняк. В игре буквально цитируются сцены из фильмов итальянского режиссёра. Да, как и Крис Дэррил, Ардженто родом из солнечной края пасты и пиццы. Круг замкнулся.

Этот рисунок Дэррил выложил, очевидно, из большой любви к Clock Tower. Таким он видал ремейк игры 1995 года, если бы выпустил его сам.

В Bye Sweet Carole продолжается традиция выстраивать повествование кругом хрупкой и беззащитной героини. Зовут её Лана, но не думайте, что Дэррил так просто отказывается от своих любимых тропов. Девица — сирота и живёт в приюте Банни-Холл. Именно в его стенах и происходят почти все события игры. Тут можно отметить и параллели с кэрролловской Алисой: героиня вначале несётся за кроликом, падает вниз и фантасмагорично переносится в волшебный мир Королла, выход из которого нередко оказывается обычным пробуждением. Рубеж между сном и явью тут часто стёрта, что порой делает историю громоздкой и запутанной. Но до закрученности Remothered ей, к счастью, ещё вдали.

Скажу сразу, сюжет тут — та ещё графомания. Проникнуться историей Ланы мне не удалось даже несмотря на то, что действие происходит в симпатичной мне эпохе — Британии основы XX века. Школа-интернат — место, безусловно, колоритное, но населяющие его персонажи получились совсем невзрачными. Тут есть девочки-задиры, какие, разумеется, травят нашу героиню, есть суровый завхоз Фрэнк и строгая директриса. Незадолго до начала игры у Ланы пропадает лучшая подруга — выплеснутая в заголовок Кэрол, и девушка изо всех сил её ищет.

Куда ж в этой истории без часовой башни? И одним упоминанием тут дело не ограничится.

Куда ж в этой истории без часовой башни? И одним упоминанием тут дело не ограничится.

Игра разом пытается возвысить сразу несколько тем, неумело жонглируя ими. Здесь говорится о скоротечности времени, о принятии смерти, но рассуждения почти вечно оттеняются разговорами о самоопределении и месте девушки в большом и жестоком мире, которым управляют мужчины. И это сделано так топорно, что начинаешь чувствовать испанский стыд за Криса Дэррила (он ещё и сценарист Bye Sweet Carole).

Создатель игры судит традицию директрисы устраивать бал, на котором девушки могут найти себе мужей, сама героиня терзается, идя на такое мероприятие. Все мужа на нём в итоге оказываются безликими монстрами, а единственного потенциального ухажёра Лана резко отшивает, хотя до этого открыто испытывала к нему симпатию, — а всё потому, что он спросил, не видит ли она своё будущее рядом с ним. Кто-нибудь, расскажите Крису, что у различных женщин разные цели и кто-то находит своё счастье в создании семьи, а кто-то — в карьере. Все эти стремления равноценны, и необязательно изображать мужей как стаю одинаковых чудовищ.

Ещё один антагонист игры — зловещий Мистер Кин. Он претендует на сказочный мир Короллы и называет Лану своей принцессой, требуя отдать ему трон.

Ещё один антагонист игры — зловещий Мистер Кин. Он претендует на сказочный мир Короллы и называет Лану своей принцессой, спрашивая отдать ему трон.

У меня лапки

Как и Clock Tower, новая игра Криса Дэррила ужасно неторопливая. И эту преемственность сложно находить удачной. Bye Sweet Carole можно описать как квест, в котором протагонист неохотно управляется стрелками. Лана всегда перемещается из одной комнаты в другую в поисках предметов, потом идёт обратно, чтобы их применить, потом опять возвращается. Все эти путешествия мало того что растягивают хронометраж игры, так ещё и раздражают своей топорностью. Комфортным управление достоверно не назвать, учитывая постоянные проблемы с анимацией, хаотичные соскакивания с уступов, хождение по воздуху и прочие мелочи, выдающие сырость проекта. Ближней к концу игра начала бедокурить так сильно (то героиня проваливалась сквозь объекты и застревала, то камера подлетала чересчур близко), что пару раз пришлось выйти в главное меню, чтобы перезагрузиться.

Серия Remothered славилась своей забагованностью, и доля родового проклятия перешла на Bye Sweet Carole.

Какой сурвайвл-хоррор может обойтись без потерянной рукоятки, которую необходимо приделать к подходящему механизму! Вот и Bye Sweet Carole не обошлась. В игре часто приходится дёргать и крутить туда-сюда рычаги и вентили, и в цельном все эти загадки кажутся логичными и вполне адекватными. Единственный их недостаток — затянутость каждой цепочки действий, пусть даже ты соображаешь, что и как надо сделать.

Отдельную любовь разработчик, видимо, питал к генераторам. Загадки с ними тут повсюду: настроить провода, подключить электричество, отворить с его помощью проход… И ладно бы такое было пару раз, но они тут встречаются постоянно, благо связанные с ними головоломки выделяются. Такой одержимости током даже у создателей  The House of Tesla не было! Считаю, давно пора признать эти равные агрегаты признаком творческого бессилия гейм-дизайнеров.

История Bye Sweet Carole поделена на главы, и каждая из них — это новая локация со своим антуражем и зачастую со своим преследователем. Однако поведение у «сталкеров» равное, поэтому методы взаимодействия с ними будут повторяться — увидел, спрятался в стенной нише, затаил дыхание, дождался, когда неприятель уйдет. Повторять каждый раз при встрече. Если первые столкновения с преследователями пугали, то, когда понимаешь, насколько они предсказуемые и как легковесно от них отвязаться, они уже начинают утомлять даже такого тревожного игрока, как я.

По классике тут есть и внезапные выпрыгивания из шкафов, окон и прочих укромных мест, когда героиня взяла ключевой предмет или продвинулась в решении головоломки.

По классике тут есть и внезапные выпрыгивания из шкафов, окон и прочих укромных пунктов, когда героиня взяла ключевой предмет или продвинулась в решении головоломки.

Существенно разнообразит игровой процесс то, что Лана может превращаться в кролика. Эта особенность позволяет ей пролазить в недоступные ранее пункты и двигаться быстрее. Правда, бегать тут себе дороже: повсюду расставлена хрупкая посуда, которая тут же разбивается и выдаёт твоё месторасположение преследователю. В какой-то момент я просто посбивала все бутылки, пересидела рысканья злодея и потом спокойно носилась по локации. Не уверена, что задумывался собственно такой способ прохождения, но аккуратно красться туда-сюда было уже просто невыносимо.

В некоторых главах у Ланы является забавный напарник, отлично вписавшийся бы в ростер бойцов  Guilty Gear. В своей лучшей форме он может даже зонтиком штурмовать врагов (тут есть целый сегмент, где он защищает героиню от агрессивных кроликов, пока та ищет важный предмет). Но в основном нам придётся попросту эксплуатировать его бессмертие и использовать отдельно скачущую голову для того, чтобы запитать упомянутые выше генераторы.

У персонажей явно надуманное ограничение ролей: напарник не может дёрнуть за рычаг, хотя, казалось бы, вот он, только руку протяни.

У персонажей открыто надуманное ограничение ролей: напарник не может дёрнуть за рычаг, хотя, казалось бы, вот он, только руку протяни.

Беспомощность героини обусловлена не лишь жанром, но и тематикой игры, описанной в ней эпохой. И я не могу не оценить то, как в итоге всё это обыграно. Ближе к концу Bye Sweet Carole становится геймплейно немало разнообразной, её темп ускоряется, а сюжет хватается за развешанные ранее ружья, перенося акцент с мистики на ментальное самочувствие. В финале игра вообще изумляет сменой жанра. С таким недружелюбным управлением этому не особо радуешься, но новые механики в первую очередь призваны подчеркнуть трансформацию героини, потому кривоватое исполнение остаётся только понять и простить.

Одним из самых запоминающихся сегментов для меня стал бал в приюте. Да, от некоторых сцен там глаза непроизвольно закатывались, но были и забавные моменты — этим игра в принципе не балует, поэтому ценю такой порыв.

Одним из самых запоминающихся сегментов для меня стал бал в приюте. Да, от кой-каких сцен там глаза непроизвольно закатывались, но были и забавные моменты — этим игра в принципе не балует, поэтому ценю подобный порыв.

Как в страшной сказке

Визуальный стиль Bye Sweet Carole определённо продаёт игру. Без стилизации под диснеевскую анимацию никто бы и внимания не обратил на очередной хоррор с преследователем. Локации тщательно прорисованы: они многослойные, бездонные, хотя перемещаться Лана может только в одной плоскости. Сама героиня, её эмоции и движения анимированы попросту восхитительно — на то, как она с помощью ленточки превращается из девушки в кролика, а потом обратно, не надоедает смотреть и спустя десять часов.

Из-за мультяшной графики даже не всегда понятно, когда кончается кат-сцена и начинается геймплей.

Из-за мультяшной графики даже не вечно понятно, когда кончается кат-сцена и начинается геймплей.

Иногда, впрочем, в глаза бросаются моменты, которые помогли Крису Дэррилу и его команде сэкономить на труде художников. Так, зацикленные кадры во время диалогов, одни и те же анимации, когда Лана ловит листок и читает его (а охотиться за посланиями она будет всю игру). Но такое упрощение не делает игру менее красивой. А вот пару очков стиля я бы сняла за оформление интерфейса — кнопки выбиваются из всеобщего сказочного антуража, да и шрифт совсем не стилизован.

Кстати, о тексте — перевода на русский игра, к сожалению, не имеет. А разглагольствований тут немало: история в Bye Sweet Carole далеко не на последнем месте. Масла в огонь подливают субтитры, которые очень скоро пропадают, — иногда успеваешь читать и с ходу переводить, только если постоянно ставишь игру на паузу. Причём в кое-каких кат-сценах субтитры вообще исчезают во время паузы — как хочешь, так и выкручивайся. Сейчас игра явно ориентирована на носителей стиля, и текстовая локализация могла бы это исправить.

Bye Sweet Carole — идеальная иллюстрация поговорки «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Обаяние внешним видом игры быстро сменяется на разочарование от геймплея. Серию Remothered на релизе тоже ругали за сырость и баги, и тут Крис Дэррил, увы, остался неизменен себе. Впрочем, несмотря на всю свою преемственность, Bye Sweet Carole всё ещё довольно самобытный проект, который есть за что обожать. Учитывая опыт предыдущих трудов итальянского гейм-дизайнера,  Bye Sweet Carole, вероятнее всего, ещё будет полироваться и, вероятно, когда-нибудь станет лучшей версией себя, но пока что мне тяжело её рекомендовать.

Плюсы: игра выглядит как мультфильм и нарисована вручную; эффектный контраст между хоррором и сказкой; отсылки к классике сурвайвл-хорроров; доля головоломок и локаций приятно удивляют и запоминаются.

Минусы: игра забагованная и тягомотная; управление неотзывчивое; сюжет пытается обнять много тем, но все они затронуты лишь поверхностно; отсутствие перевода на русский.

Оценка игры