Живо для платформы:
В видениях всё порой куда страшнее, чем наяву.
Живо для платформы:
В видениях всё порой куда страшнее, чем наяву.
Впрочем, строго говоря, Conarium — это игра не по Лавкрафту, а в духе его творчества, а собственно книги «Хребты безумия». Пересечения с ней очевидны, но в целом авторы повествуют оригинальную историю. Действие также разворачивается на исследовательской станции в Антарктике, что размещена почти у самого Южного полюса. Мы играем за одного из учёных, Фрэнка Гилмэна, какой просыпается и обнаруживает себя в полном одиночестве — все коллеги куда-то пропали, а сам он толком ничего не помнит.
Находя различные записи, мы исподволь понимаем, что на станции проводились какие-то эксперименты, в ходе каких учёные с помощью странных приборов и веществ погружались в гипнотический сон. Так они желали приобщиться к тайнам и знаниям древней инопланетной расы Старцев, чьи пещеры как раз есть под станцией. Там члены экспедиции обнаруживают странные устройства, стенные надписи, камни с рунами, неизвестные растения, блокирующие ход в некоторые области, а также саркофаги с мумиями рептилоидных созданий, что пришли на смену Старцам.
А ещё Фрэнк, и мы вместе с ним, нутром ощущает, что здесь есть кто-то или что-то ещё — странное, опасное, малопонятное и оттого ещё более страшное…
Это, однако, не значит, что нам придётся всегда убегать и прятаться от каких-то монстров и шарахаться от «скримеров». Такие ситуации, разумеется, возникают, но очень дозированно — авторы делают ставку на вдумчивое изыскание локаций и постепенно нарастающее напряжение.
Мы находим и изучаем всевозможные документы, слушаем аудиозаписи, периодически пытаемся снестись с остальными, видим события прошлого и проваливаемся то ли в воспоминания, то ли в сон — исподволь грань между настоящим и прошлым стирается, и вот уже непонятно толком, где тут сон, галлюцинации, а где реальность.
У этой истории может быть две концовки — выбор в финале за вами.
Переход между различными состояниями сознания в Conarium сделан очень точно и ювелирно. Вот мы видим какой-то цветок и сидящего рядом кота, тень от какого падает на стену, а вот уже цветок вдруг начинает разрастаться на глазах, охватывая щупальцами-лепестками всю горницу, а голова кота приобретает странную форму, увеличивается, искажается, он поворачивается… Брр. В этой ситуации это пугает куда эффектнее, чем какое-нибудь очередное «бу», — выглядит по натуральному безумно, по-лавкрафтовски.
Страшнее всего даже не тогда, когда периодически перед взором мельтешат странные тени или приходится убегать от чего-то жуткого, накатывающегося на вас первобытным ужасом, а когда в самом финале мы соображаем, к чему привели эксперименты учёных, какую цену они уплатили за попытку прикоснуться к тому, чего человек касаться не должен. Логика повествования подсказывала, что собственно к этому всё и придёт, но всё равно, когда вы впервые видите последствия этих экспериментов и соображаете, что на самом деле случилось с Фрэнком и его коллегами, это производит весьма сильное впечатление…
По сравнению с дилогией Darkness Within в Conarium сделалось меньше сложных, отвлечённых головоломок. Поначалу всё вообще представляется примитивным — найти ключ, залить бензин в генератор и запустить его, вышибить дверь после нескольких ударов, подобрать предмет и использовать в необходимом месте.
Потом ещё придётся разрушать каменные перекрытия топором и заряжать особые кристаллы энергией, чтобы они помогли убрать растения, перекрывающие линия. В какой-то момент даже надо сесть за штурвал подводного аппарата и в несколько аркадном манере поплавать под водой, стараясь не врезаться ни во что — у аппарата всего три «жития».
Конечно, периодически появляются более традиционные пазлы, когда нам необходимо, например, правильно настроить радиоволны или в нужной последовательности разместить монеты с символами на каменном пьедестале. Но и там ничего особенно сложного нет — подсказка всегда найдётся где-либо рядом или в дневнике Фрэнка, куда он аккуратно записывает и зарисовывает все отысканные заметки и документы.
Это не значит, что игра превратилась в нечто легковесное и местами даже аркадное. Просто авторы на этот раз разрешили сосредоточиться на последовательном, связном рассказе, отвлекать от которого какими-то заковыристыми головоломками было бы чересчур опасно для тщательно выстраиваемой атмосферы.
Игра переведена на русский, но шрифт избран не очень удачный.
***
Conarium — это, на самом деле, игра «для своих», для преданных обожателей творчества Лавкрафта, которые найдут тут массу отсылок к излюбленным произведениям. Авторы не пытаются произвести какую-то революцию в жанре и до кончины запугать игрока, а вместо этого рассказывают очень увлекательную, натуженную и атмосферную историю. Жаль только, очень короткую.
Плюсы: увлекательная история; истинно лавкрафтовская атмосфера; масса отсылок; симпатичная графика; аутентичная музыка.
Минусы: игра весьма короткая; пазлы по сравнению с Darkness Within стали несложнее.