Со сторонки Croc: Legend of the Gobbos кажется просто одним из трёхмерных платформеров, коих на старых консолях были десятки, но история у игры будет интересная. Её разработчики, коллектив Argonaut Software, создали графический чип Super FX, позволявший воспроизводить на консоли SNES «тяжкие» на тот момент трёхмерные игры, и совместно с Nintendo собрали раннюю версию Star Fox. Глава Argonaut подумал, что это начин их долгого партнёрства с Nintendo, и в 1994 году началась разработка трёхмерного платформера о Йоши, динозаврике из вселенной Super Mario.
Сейчас 3D-платформер представляется обыденностью, но тогда такого понятия вообще не существовало — не было ни Crash Bandicoot, ни Spyro the Dragon, ни подобных игр с участием Марио. Удобопонятно, почему японскому издателю нравилось то, что получается, но в какой-то момент корпорация вдруг передумала поддерживать проект. Объясняли это тем, что нечто вылитее уже находится в разработке у самой Nintendo. Звучало подозрительно, а ещё подозрительнее стало в июне 1996 года, когда состоялся релиз Super Mario 64 — игры, какая до сих пор считается одной из важнейших в истории индустрии. Трудно сказать, украла ли Nintendo идею, или так совпало, но создателям игры про Йоши пришлось всё переделывать: динозавра обратили в крокодила, принцессу убрали — и получилась Croc: Legend of the Gobbos. А теперь доступен и её ремастер.
Крокодильчик всем поможет
Основной герой, крокодил Крок, приплывает по реке в долину, где живут пушистые существа — гоббо. Странные создания растят Крока, обучают его бегать и драться и делают членом своей большой семьи. Когда Крок становится взрослым, ему приходится спасать товарищей — на долину напал Барон Данте, могущественный злодей, который похитил всех гоббо и посадил в клетки. А кой-каких существ превратил в монстров, которых нам предстоит победить на пути к финальному боссу.
Уже в 1997 году, когда аудитория наигралась и в Super Mario 64, и в первую Crash Bandicoot, Croc не представлялась оригинальной, но её заметили — было продано более 3 млн копий игры. За годы платформер не растерял свой шарм, и сохранился он весьма даже хорошо. В наше время 3D-платформер не считается мёртвым жанром (количество наград у Astro Bot говорит само за себя), но таких проектов всё равновелико маловато. Даже инди-разработчики редко выручают, хотя в прошлом десятилетии у нас были Super Lucky’s Tale, A Hat In Time, Yooka-Laylee и многое иное. Croc, несмотря на простоту и незатейливость геймплея, не кажется устаревшей — она легко бы могла сойти за новинку от независимой студии, вдохновлённой классическими платформерами.
Наименования уровней наполнены отсылками к старым фильмам и песням.
Способностей у Крока очень мало: он прыгает, плюхается на землю и колотит хвостом. Больше ничему он не научится, но ничего и не нужно — этого хватает, чтобы 40 уровней не казались монотонными и на них хотелось возвращаться. Все они маленькие и разбиты на несколько комнат, между которыми в большинстве случаев можно свободно перемещаться. Их размер так невелик, что если вдруг вы пропустили коллекционный предмет, то можно быстро перезапустить уровень (загрузок почти нет), взять что необходимо и дойти до финиша, не потратив много времени. Решение о том, чтобы завершить уровень, принимает игрок — пока не стукнешь в гонг, можно бегать дальше.
Охотиться в Croc нужно за двумя видами «собирашек». Во-первых, за драгоценными камнями — они раскиданы повсюду, и, когда накапливаешь сотню, они превращаются в дополнительную жизнь. Камни служат чем-то вроде колец в Sonic the Hedgehog — если персонаж получает урон, он разбрасывает все камни, но не погибает, и у игрока есть возможность скопить несколько штук, пока те не исчезли. Помимо обычных камней есть цветные — их на каждом уровне пять, и при сборе целой коллекции в комнате с гонгом появляется возможность открыть украшенную драгоценностями дверь. За ней ждёт забавное испытание или мини-игра — так, вас попросят двигать большой котёл и ловить падающие объекты, используя для управления кнопки на земле.

Также на любом уровне спрятаны по шесть гоббо. Мелкие создания могут сидеть и ждать вас где-нибудь на высокой платформе, а порой они спрятаны в разбиваемых ящиках. Сразу же разрушать их не рекомендую — очень часто ящики используются в качестве платформы, позволяющей добираться до труднодоступных пунктов, где либо гоббо можно найти, либо один из пяти цветных камней. В комнатах, открывающихся за камни, тоже вечно встречаешь гоббо, и иногда он становится призом за успешное прохождение мини-игры. Например, на одном из уровней первого вселенной можешь не получить его, если не наберёшь много очков в испытании. Но, поскольку уровни очень маленькие, ничто не помешивает быстро перезапустить эпизод и попробовать снова.
Для прохождения необязательно собирать камни и искать гоббо, но если решаешь игнорировать всё это, то лишаешь себя доли контента. Не буду спойлерить, но здесь есть причины концентрироваться на «собирашках». Тем более что прилагать много усилий не доводится — если не спешить и осматривать всё вокруг, почти всегда примерно понимаешь, где что-то может быть спрятано. Игра весьма лёгкая — даже боссов побеждаешь с первой попытки. Но прыгать, бегать и искать секреты весело, особенно с учётом того, что степени разбросаны по регионам, и везде свои сложности — в заснеженном мире, например, трудно бегать по льду.

Как тогда
Структурно игру вообще никак не меняли, и в этом и была задумка — покинуть всё как было, только осовременить. Поэтому и в плане графики это просто улучшенная версия с более высокой кадровой частотой. Текстуры, какие в оригинале были усыпаны крупными пикселями, выглядят качественнее, а угловатые модели стали более гладкими — очи Крока, например, больше не похожи на два вытянутых шестиугольника. Освещение стало чуть более объёмным, — отдельный локации с ним атмосфернее.
Посмотреть, как игра выглядела в 1997 году, можно прямо посреди геймплея или даже ролика на движке — на PS5 переключение выходит нажатием на сенсорную панель. Ремастер позволяет вносить и точечные изменения через настройки — как вариант, оставить качественные текстуры, но отключить улучшенный свет. Там же можно активировать ЭЛТ-фильтр.
Основная претензия к оригинальной Croc была связана с управлением. Игра разрабатывалась до того, как для PS1 стал доступен геймпад DualShock, так что затачивали её под «танковое» управление крестовиной, как в престарелых Resident Evil. При желании вы можете управлять Кроком по старинке, но наверняка быстро бросите эту затею — при использовании стиков Croc становится в разы спокойнее и похожа на любой 3D-платформер, где и камерой позволяют свободно управлять, и персонаж двигается во все стороны с корректными анимациями.
Самым значительным нововведением стала «Крокопедии» — в главном меню расположено что-то вроде музея Legend of the Gobbos. Там немало интервью с создателями оригинала и ремастера, всевозможные концепт-арты, дизайн-документ игры, полный саундтрек с современными ремиксами и незаконченными версиями треков и груда фотографий — игрушки по мотивам игры, косплеи на старые выставках и так далее. А ещё тут больше десятка видеороликов, на которых показаны степени, не вошедшие в релизную версию. Опробовать их нельзя, но взглянуть на то, какие идеи были у авторов, и узнать, почему их не реализовали, увлекательно.

Croc: Legend of the Gobbos — простенький платформер из прошлого века, который даже сегодня играется очень неплохо. Сейчас им никого не удивишь, в отличие от какой-нибудь Super Mario 64, до сих пор способной впечатлить. Приключение Крока — незатейливая игра, при прохождении какой скучаешь по временам, когда трёхмерные платформеры с забавными животными были популярны. Если с оригинальной Croc вы незнакомы, то ремастер подарит симпатичный вечер в компании потешного крокодильчика.
Плюсы: классический 3D-платформер из прошлого века, в который до сих пор приятно играть; спокойное управление по сравнению с оригиналом; слегка улучшенная графика с возможностью моментально переключиться на версию с PS1; наличие виртуального музея, вводящего в себя интервью с разработчиками.
Минусы: никаких оригинальных идей в игре не было и нет; очень низкая сложность — особенно расстраивают беспомощные боссы; у интервью с созидателями нет субтитров.