Во Франции умеют мастерить высокохудожественные, яркие и оригинальные игры. Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond Good & Evil, Syberia, Life is Strange — перечислять можно длинно. Но Flashback, вышедшая в 1992 году, выделяется особенно — она в своё время вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая торгуемая французская игра в истории. И вот спустя 31 год вышло продолжение приключений агента Конрада Б. Харта. Стоило ли оно ожидания?
30 лет назад
Во Flashback немало сошлось. Это была очень красивая игра с качественными роликами и удивительно плавной, почти реалистичной анимацией, созданной благодаря технологии ротоскопирования. Игровой процесс, с одной сторонки, увлекал разнообразием — тут вам и экшн/платформер, и квестовые элементы, и полёты на футуристическом такси, и общение с многочисленными персонажами, независимое исследование, выполнение побочных заданий. С другой — игра предлагала серьёзные испытания, которые при этом не сваливались в открытый садомазохизм — во многом, а особенно в платформинге, Flashback напоминала культовую Prince of Persia.
Скриншот из оригинальной версии.
А ещё там был увлекательный сюжет, какой не отличался оригинальностью, но приятно удивлял обилием отсылок — например, к таким фильмам, как «Вспомнить всё», «Чужой», «Бегущий по лезвию» и «Несущийся человек». Мы играли за агента Галактического бюро расследований Конрада Б. Харта, который раскрыл заговор инопланетной расы морфов, способных маскироваться под людей. В процессе его похищали, ему мыли память, он записывал сам себе сообщения, участвовал в кровавом телешоу, уничтожал главный злодейский мозг на чужой планете и запорошил в криокамере в неизвестной галактике — в общем, сценаристы умело жонглировали событиями и локациями.
![А это ремастер 2018 года.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00813.sreazrk.jpg)
А это ремастер 2018 года.
В 1995-м та же Delphine Software выпустила сиквел Fade to Black. Перебежавшая в полное 3D игра выглядела откровенно страшненько и получилась настолько неудачной, что сами разработчики впоследствии признали её неканоничной. А каноничная третья доля под названием Flashback Legends так и не увидела свет из-за банкротства студии.
Через десять лет после её закрытия показался ремейк оригинала, который создатель первой части Поль Кюссе (Paul Cuisset) сделал совместно со студией VectorCell. Собственно эта студия-разработчик смутила Василия Гальперова (и не только его) в нашем видеообзоре, и не зря — до этого она отметилась неудачной игрой Amy.
![Так выглядела Fade to Black.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00814.sp_nyfa.jpg)
Так выглядела Fade to Black.
Сам ремейк вышел не то чтобы откровенно плохим, но точно не таким, каким его ожидали увидеть поклонники оригинала. Там были неудобное управление, упрощённый геймплей, а сюжет и атмосферу зачем-то сделали немало яркими, голливудскими (Конрад стал походить на красавчика Дрейка), мелодраматичными и с нотками далеко не всегда удачного юмора. В итоге VectorCell почти разом после выхода ремейка закрылась.
Flashback 2 Поль Кюссе разработал уже в сотрудничестве с другой компанией — Microids Studio Paris, какая создала отличную Syberia: The World Before. И всё же результат опять получился, скажем так, неоднозначным. И очень не хочется, чтобы сейчас закрыли и Microids Studio Paris…
![ Ремейк 2013 года отличался симпатичной картинкой.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00815._e0xe0s.jpg)
Ремейк 2013 года отличался симпатичной картинкой.
В теории игра неплохая
Интересно, что по внешнему виду и тактико-техническим характеристикам Flashback 2 выглядит вполне прилично. Игра по-прежнему делает ставку на разнообразность. В первую очередь это экшн-платформер. Прыгаем мы, правда, мало, зато умеем ползать по вентиляционным шахтам. В основном Конрад воюет, используя всё тот же энергетический щит и пистолет с бесконечными боезапасом. В оружие встроена Аиша — это симпатичная девушка-ИИ, которая частенько приходит на поддержка, общается и даёт советы.
![Нередко приходится бегать вместе с другими персонажами.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00818.o1_8jup.jpg)
Нередко приходится бегать вместе с другими персонажами.
Ролевой системы нет, и это к лучшему — в ремейке она была чистосердечно лишней. Зато периодически можно использовать энергетическую броню и подбираемые модули к оружию, которые плавно превращают пистолет в гранато-, ракето- и миномёт. Увлекательно, что действуют эти модули ограниченное время. А пользоваться ими нужно — чем дальше, тем больше на нас выпускают врагов.
Противники довольно многообразные — это и обычные солдаты, и щитоносцы, и летающие/взрывающиеся/лечащиеся дроны, и мутировавшие твари, и инопланетяне.
![Flashback 2: Обзор сиквела культового платформера](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00819.ynmactm.jpg)
Периодически приходится преодолевать преграды и решать подобие загадок. И тут частенько помогает анализатор, подсвечивающий на разных частотах провода, щитки и квестовые точки. Ещё на поддержка приходит девушка Хелен, давняя подружка Конрада, — особенно она помогает в джунглях Титана, где, как и в оригинале, мы коротаем много времени.
Иногда с её помощью мы забираемся повыше (странно, что не наоборот), потом добываем карту доступа, взламываем терминалы и что-то там активируем, обнаруживаем, чтобы впустить её или пройти дальше. Иногда вместе нажимаем на кнопки, чтобы активировать мост. Но чаще итого она использует свою способность манипулировать флорой — огромные листья складываются в мосты или, наоборот, отступают и открывают хода.
![Flashback 2: Обзор сиквела культового платформера](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00820.eeo2nwp.jpg)
По традиции мы также много общаемся и периодически свободно исследуем локации, наполненные людьми, — например, чтобы поговорить с значительным персонажем и сделать что-то для него. В такие моменты игра напоминает квест. Как и раньше, есть эпизод, когда нам необходимо выполнять миссии, чтобы заработать достаточно денег и продвинуться по сюжету.
Присутствуют и элементы других жанров — так, простенький стелс, сражения на мехах, заезды на футуристическом байке и взлом терминалов с помощью мини-игры. А в финале платформер с обликом сбоку фактически превращается в экшен от третьего лица.
![У меха есть два вида ударов и блок.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00821.nj3jsw4.jpg)
У меха есть два вида ударов и блок.
Сюжет в игре новоиспеченный. Конрад выходит из анабиоза и продолжает свою борьбу с морфами. А для этого посещает всё тот же киберпанковский Нью-Вашингтон, уже упомянутые джунгли Титана и даже город тамошних автохтонов. Пытаясь спасти президента и всё человечество, он вступает в контакт с Сопротивлением, спасает друзей, выводит на чистую воду предателей и пытается постичь, клон ли он.
По атмосфере игра близка к оригиналу, хотя элементы мелодрамы и юмор остались. Причём юмор на этот раз чуть немало удачный. История опять же не то чтобы выдающаяся, но, как говорится, смотреть можно. И уж точно можно и нужно смотреть на графику — выглядит игра пять.
![ Нью-Вашингтон здесь действительно похож на классический киберпанковский город из “Бегущего по лезвию”. ](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00822.fldq2mr.jpg)
Нью-Вашингтон здесь действительно похож на классический киберпанковский город из “Бегущего по лезвию”.
На практике всё куда хуже
Но вот резаться во всё это почти физически больно. Серьёзные проблемы связаны с оптимизацией, багами (например, у меня пару раз ломались скрипты), управлением и камерой. Заключительная то и дело улетает куда-то по своим делам, и мы не видим героя или врагов. Управление не очень отзывчивое — персонаж так и норовит пойти не туда или залезть на ближайшее препятствие, когда его не просят. Зачастую связано это с тем, что основной вид в игре — сбоку, а окружение — трёхмерное, где можно перемещаться в любом курсе.
А необходимость вертеть мышкой, чтобы в этом 3D найти и прицелиться в противников, зачастую превращает перестрелки в мучение, сдобренное матом, — наводиться на мишень далеко не так просто, как может показаться. Особенно это «радует», когда враги телепортируются со всех сторон, а камера улетает куда-то ввысь. Немало того, периодически приходится просто палить вперёд наугад, не видя врагов и надеясь, что куда-то попал. Да, такое было, так, в Resident Evil, но в первых играх, вышедших десятки лет назад, а сейчас на дворе 2023 год.
![ Это мы, кажется, целимся в дверь.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00823.a63uhs0.jpg)
Это мы, кажется, целимся в дверь.
В итоге пуще всего мы погибаем именно из-за особенностей управления. Геймплей-то, как и в ремейке, упрощённый — даже телепортирующиеся инопланетяне не воображают особой угрозы (в оригинале они доставляли немало хлопот), а финальные сражения можно пройти с первой попытки. Придерживайся на расстоянии, вовремя включай щит, уклоняйся, перезаряжайся и пали во всё, что движется.
Щиты врагам можно просто отстреливать. Из немало трупов вываливаются аптечки, да и на уровнях их немало. А увеличить уровень сложности нельзя — он тут один.
Проблем добавляет и появление уже упомянутой Хелен в качестве преходящей напарницы. Она постоянно отстаёт, застревает, вынуждая возвращаться за ней, — например, когда точным выстрелом нужно принудить инопланетную живность открыть на время проход, но девушка почему-то не спешит этим воспользоваться. В такие моменты охота оставить её на Титане.
![Мини-игра в терминалах простенькая.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00825.axerafq.jpg)
Мини-игра в терминалах простенькая.
Среди других неприятностей — невменяемо расставленные чекпоинты: одни есть слишком близко друг к другу, а другие, наоборот, далеко. Кроме того, зачастую непонятно, куда шагать, и приходится наматывать круги на байке между районами Нью-Вашингтона.
Элементы других жанров? Они примитивны. Ровно одна (не весьма удачно поставленная) драка на шагающих роботах, рудиментарный стелс и непонятно зачем введённые заезды на байке — попросту секунд 30 мчим из точки А в точку Б, периодически сворачивая в нужную локацию. Даже врезаться и разбиться невозможно. Никаких гонок, мотосражений, погонь. Даже в ремейке такие заезды смотрелись интереснее и динамичнее.
![Flashback 2: Обзор сиквела культового платформера](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2023/11/00826.717hjnb.jpg)
Нет, Flashback 2 не сделалась главным провалом в серии — это место удерживает Fade to Black, которая запомнилась разве что поклонникам группы Metallica. Да и в цельном, повторяю, здесь есть светлые моменты и местами играть интересно. Просто авторам не хватило то ли времени, то ли возможностей, жажды, бюджета или ещё чего-то, чтобы довести всё до ума и отполировать. Так что приходится повторить мысль Василия Гальперова из его видеообзора ремейка 10-летней давности — видимо, Конраду Б. Харту опять придётся залезть в свою криокамеру, чтобы однажды проснуться в другой реальности, где кто-то наконец сумел нормально клонировать знаменитую игру — ну, или сделал что-то новоиспеченное и достойное.
Плюсы: классический для серии разнообразный геймплей, совмещающий платформер, экшн, стелс и квест; игра прекрасно выглядит и хорошо звучит.
Минусы: баги; плохая оптимизация; неудобное управление и капризная камера; не хватает сложности.