3 июня
3 июн.
12
14K
Махонькое DLC с большими перспективами
Paradox Interactive уже давно пользуется проверенным способом доработки своих глобальных стратегий: спустя кой-какое время после релиза базовой версии игры наступает период конвейерного выпуска DLC. Дополнения эти бывают вящие и маленькие, но в сумме зачастую кардинально меняют игровой процесс: если взглянуть в ретроспективе на ту же Stellaris, то нынешняя версия и релизная вылиты друг на друга только внешне.
Вряд ли избежит подобной участи и последняя на данный момент историческая стратегия Paradox Interactive — Crusader Kings III. До недавних пор комплект DLС для «крестов» насчитывал лишь два пункта: небольшое Northern Lords и более масштабное Royal Court. Рассказываем о третьем по счёту, но вдали не последнем дополнении — Fate of Iberia, с которым мы уже успели познакомиться поближе.
От Гибралтара до Бискайи
Иберия — слово для отечественного читателя непривычное. Иберийский полуостров мы свыклись называть Пиренейским: это та часть Средиземноморья, на которой расположены современные Испания и Португалия. Южные народы Европы вечно славились горячим темпераментом, и население Иберии — не исключение: виной тому, скорее всего, уникальный сплав цивилизаций, религий и обычаев его обитателей, сложившийся на полуострове как раз в раннем Средневековье. Логичным результатом столетий борьбы за господство сделалось появление двух великих империй — Испанской и Португальской.
Особые здания не просто обладают уникальным образом на карте вселенной, а дарят своему обладателю множество полезных эффектов.
По словам разработчиков, им давно хотелось показать сложную и запутанную систему взаимоотношений феодалов, правящих на полуострове в то пора. Стандартными средствами CKIII сделать это было нереально, поэтому пришлось посвятить Иберии отдельное DLC — подобные небольшие дополнения в Paradox Interactive именуют flavor pack.
Иберия будет единой. Или нет
Ключевая механика Fate of Iberia, ради которой всё и затевалось, — это «война». Борьба не охватывает весь мир, а относится лишь к конкретной области (в данном случае речь идёт об Иберии). «Вовлечёнными в войну» могут быть как отдельные персонажи (если они, например, владеют землёй в этом регионе), так и целые культуры и веры.
Борьба состоит из фаз, которые по сути являются набором модификаторов, влияющих на всех вовлечёнными в борьбу. Эти «эффекты фазы» показаны в отдельном окне, и лучше их хорошенько изучить с самого начала партии: там есть действительно важные условия, приметно меняющие отыгрыш персонажа и стратегию развития. Запрет на брак с иноверцами, повышенные налоги с представителей других конфессий, новоиспеченные казус белли, возможности для союзов и многое другое — перечень модификаторов и правда очень велик.
Военные эффекты фазы «Возможность».
Фазы не статичны, а меняются в подневольности от действий вовлечённых в борьбу персонажей — такие действия называются катализаторами. Их тоже очень много, и, в зависимости от образа действия, они двигают борьбу к переходу в одну из следующих фаз. Например, совершение враждебных действий (вроде развязывания браней или убийств вовлечённых персонажей) во время фазы «Возможность» будет двигать борьбу к фазе «Вражда», а мирные поступки (выпустить узника из темницы, подружиться с кем-нибудь, даровать титул или независимость) — к фазе «Примирение».
Как только один из вариантов развития войны наберёт нужное количество очков катализаторов, фаза сменится, а вместе с ней сменятся и эффекты. Такие условности приводят к тому, что сейчас приходится действовать с куда большей оглядкой на последствия, ведь борьба длится столетиями и влияет на всю династию в цельном, а не на отдельного персонажа.
Изучение языков вовлечённых в борьбу правителей тоже считается катализатором — это повышает терпимость между цивилизациями и ведёт к фазе «Компромисс».
Наконец, борьбу можно завершить, если соблюсти все необходимые для этого условия. Доступны три варианта завершения войны — господство вашего дома, сохранение статус-кво и «разрядка», означающая более-менее мирное сосуществование разных культур и стран на полуострове.
Не только Иберия
Пиренейский полуостров сам по себе достаточно интересный регион в Crusader Kings III, даже без учёта этого дополнения, но сейчас отыгрыш местного феодала становится заметно ярче. Правда, приходится выдумывать для себя задания посложнее — попросту «красить карту» слишком легко, учитывая низкие затраты на новые поводы для войны (например, казус белли «конфликт» позволяет налететь на любого соседа с целью завоевать приграничную провинцию). С другой стороны, борьба позволяет не вести партию по хаотичному линии, в котором исторические параллели теряются уже спустя пару десятков лет после старта, а придерживаться более-менее реальных вариантов развития событий, пускай и с ограничениями по времени и пространству.
Шахматы — настольная игра, в которой можно реализовать свои умения и тягу к конкуренции. Или поставить на кон собственное графство и проиграть его.
Перенос механики борьбы и на другие регионы напрашивается сам собой. С её помощью можно отобразить войну между русскими княжествами после распада Киевской Руси или англо-норманнское противостояние — это лишь самые очевидные образцы, которые авторы игры вряд ли проигнорируют. А ведь есть и модификации — разработчики обещают, что с их помощью борьбу будет легковесно настраивать на свой вкус.
Одной этой механикой список нововведений Fate of Iberia не ограничивается. Тематический нрав дополнения подчёркивается фокусом на увеличении проработанности региона, что отражено в первую очередь на внешнем оформлении. Добавилось порядочное число контента — новые виды одежды, украшения, артефакты, особые здания, события, доступные и только для вовлечённых в иберийскую войну персонажей и для всех остальных.
Подобный пункт в вассальном договоре провоцирует священные войны.
Не стоит забывать и о иной традиции Paradox Interactive — выпуске бесплатного обновления одновременно с каждым DLC. Нововведения, появившиеся в патче «Замок», доступны всем, у кого есть игра даже без Fate of Iberia. Тут стоит отметить новые условия клановых договоров (например, в него можно включить брачные обязательства), обновление карты Пиренейского полуострова, появление фракции разделения (члены этой фракции влекутся уничтожить титул высшего сюзерена, что приведёт к развалу государства и получению независимости всеми вассалами), новые конфессии, переработку персонажей в мишенях повышения исторической достоверности и, конечно, пачку свежих достижений.
Fate of Iberia выглядит скромно на фоне предыдущего DLC для CKIII. Вероятно, так даже лучше — нам не пришлось ждать новое дополнение почти год, как было в случае с Royal Court. Не должно быть и проблем из-за завышенных ожиданий, какие стали одной из причин того, что «Королевский двор» получил такие низкие оценки в Steam, — сейчас перед нами итого лишь небольшой flavor pack, а не масштабное обновление.
Всё просто: хотите играть за кого-то из иберийских феодалов — вот вам немножко новых механик, которые потенциально пригодится и для других регионов; исправление ошибок и косметические улучшения, а на десерт — немножко новшеств и для базовой версии игры.
Плюсы: механика борьбы добавляет свежести в отыгрыш иберийского феодала…
Минусы: …но для того, чтобы нагнать предыдущую часть игры по возможностям, придётся ждать не одно подобное DLC.