Paradox Interactive делит план развития  Crusader Kings III на каждогодние вехи, называемые главами. По словам разработчиков, Chapter III, выходящая в этом году, — самая амбициозная в истории этой средневековой RPG (какую многие почему-то до сих пор считают стратегией). Она содержит три дополнения и косметический набор: кроме  Legends of the Dead, которой отдан обзор, до конца года выйдут ещё два DLC, не такие масштабные, но не менее интересные. Roads to Power посвящено управлению Византийской империей и странствиям по карте в поисках славы и богатств, а набор событий Wandering Nobles добавит разнообразия в истории, которые могут случиться с вашим персонажем в дороге.

Открывает новую главу уже доступное дополнение Legends of the Dead. Легенды, поветрия и легитимность — сейчас расскажем, как эти нововведения отпечатлеются на ваших персонажах.

Всадник на белом коне

Всевозможные болезни были в CKIII ещё на релизе, причём последствия у заболеваний могли сделаться причиной преждевременной смены основного персонажа на наследника. Тем не менее этот аспект игры явно напрашивался на немало глубокую проработку — особенно если вспомнить DLC для второй части The Reaper ‘s Due. На фоне последнего болезни в «ванильной» версии совершенно не пугали — было ясно, что разработчикам рано или поздно придётся с этим что-то делать.

И они сделали. Болезни сделались неотъемлемой частью жизни любого жителя Средневековья. Для эпидемий даже разработали специальный режим карты, в каком наглядно видно, как недуги распространяются по миру, а отдельное информационное табло позволяет детально изучить каждую хворь и заблаговременно подготовиться к возможному заражению ваших подданных.

Начало партии. Первые поветрия расползаются по Европе.

Хотя все заболевания поделены на несколько основных типов, у каждой отдельной эпидемии есть уникальное имя — зачастую на основе имён персонажей и географических наименований, что немало способствует созданию атмосферы. Точнее, способствовало бы, не будь тут проблем с переводом, из-за которых в наименованиях нередки ляпы вроде «Тотиль ий кашель» (в честь дворянина по имени Тотиль, во владениях какого появилась болезнь).

Поветрия могут заразить отдельных личностей, что даёт существенные штрафы к характеристикам и может повергнуть к смерти, а кроме того, влиянию эпидемий подвержены и провинции — чем выше уровень заболевания, тем ниже контроль, развитие и безопасность при визите этой провинции во время путешествий. Теперь свои прогулки приходится планировать тщательнее — никто не хочет подхватить какой-либо кровавый понос по пути на пир.

Среди занятий появились похороны — можно воздать почести недавно усопшему родственнику. Ничто не помешивает использовать это событие и в корыстных целях, включая убийство или соблазнение: здесь применяется механика намерений из  Tours & Tournaments.

Появились два новых наследия династии: они посвящены легендам и легитимности.

Показались два новых наследия династии: они посвящены легендам и легитимности.

Ненасытная Чёрная смерть — пандемия чумы середины XII столетия, унёсшая жизни почти половины населения Европы, — оставлена разработчиками «на сладкое». Она неизбежно начинается ближней к концу партии, и противостоять ей практически невозможно — к праотцам отправятся почти все, кто не смог достойно подготовиться. По словам разработчиков, они желали сделать Чёрную смерть ещё одним вызовом для игрока, наряду с нашествием кочевников. Впрочем, в настройках можно отключить эту налететь или изменить её опасность и период появления.

Приёмная дочь истории

Недоработки и ошибки вроде упомянутого бага с наименованием эпидемий, к сожалению, для дополнения не раритет. Например, у меня после эпидемии кори половина персонажей стала щеголять в железных масках — так здесь отображается перк «Обезображенное лик», являющийся последствием болезни. Вроде бы логика в этом есть, но результат раздражает — в прошлых версиях CKIII такие личины встречались очень редко.

Проблемы есть и у легенд — ещё одной важной особенности DLC. Конструктор текстов этих самых преданий выдаёт совсем уж несвязные истории, к тому же страдающие грамматическими ошибками — как минимум в русской локализации.

Легенда, которая пройдёт с династией моего героя через века. Была бы она ещё не столь коряво написана…

Легенда, какая пройдёт с династией моего героя через века. Была бы она ещё не столь коряво написана…

Приходится, так сказать, «отыгрывать в башке», ориентируясь на то, какое влияние на геймплей оказывают легенды. Они бывают трёх видов: героические, святые и легитимизирующие — и трёх степеней качества: известные, выдающиеся и мифические. Для того чтобы положить начало собственной легенде, необходима основа — зарождающаяся предание. Её можно получить, выполнив определённые условия — иногда достаточно быть потомком известной династии, а порой необходимо свершить настоящий подвиг: победить в священной войне, заполучить императорский титул или сразить особого зверя на охоте.

Активировав такую предание, персонаж становится её владельцем — он тратит на содержание легенды значительную сумму, зато получается целый набор здоровых модификаторов. Они зависят от типа легенды: героические дают больше престижа, святые — благочестия, а легитимизирующие приносят признание. Предания могут распространяться по карте, давая бонусы провинциям и другим дворянам, кто «покровительствует» легенде. Получается ещё один вариант «раскрашивания» карты — дело для тех, кому наскучили исключительно военные методы.

А ещё с легендами связан целый пласт новых событий и занятий. Можно повествовать легенды на пирах и встречах, выступать с ними перед публикой и — самое интересное — вносить в текст изменения: так, исправить «досадную ошибку» хрониста, из-за которой ранее в подвиге упоминалась победа над обычным вепрем, а не уничтожение дракона, что, как всем популярно, случилось на самом деле. Меняются как текст, так и модификаторы — в итоге к тому моменту, как вы решите завершить легенду (получив при этом единовременно весьма большой набор бонусов), рядовая история про победу на войне может превратиться в героический эпос, имеющий немного общего с первоисточником. Что-то подобное происходило и на самом деле — лишнее напоминание о том, насколько глубок уровень погружения и реализма в CKIII.

Чем больше покровителей у легенды, тем она популярнее. Впрочем, если у другой легенды плюсы окажутся более весомыми, то большого охвата ждать не стоит — надо будет заниматься распространением «вручную».

Чем вяще покровителей у легенды, тем она популярнее. Впрочем, если у другой легенды плюсы окажутся более весомыми, то большого охвата ожидать не стоит — надо будет заниматься распространением «вручную».

Хотя, если отвлечься от ролевого отыгрыша, механика преданий — лишний способ дать игроку побольше вкусных плюшек. Если не заниматься самоограничением и пользоваться огрехами ИИ, то CKIII, и без того не самая сложная игра (стоит лишь разобраться в основах геймплея), становится ещё несложнее. Если в Tours & Tournaments за один налоговый тур по вассалам можно было собрать десятилетний бюджет всей державы, то сейчас, прокачав легенду до максимума, вы получите очень жирный набор бонусов, вроде претензии на все титулы в рамках империи.

Помазанник божий

В противовес разработчики завели новое игровое понятие — легитимность, которая наряду с Чёрной смертью должна выступать ограничителем на пути к всемирному господству. Теперь приходится не только следить за накоплением престижа и мнением других персонажей о вашей персоне, но и содержать в уме показатель легитимности — меры доверия вассалов к сюзерену. Всего предусмотрено пять уровней — от нелегитимности до рукоположённости. Приметные преимущества начинаются на последних двух — всё, что ниже, будет мешать нормальному правлению.

Среди множества косметических нововведений — появление лысин у персонажей. В юности герцог Эдмунд щеголял более представительной шевелюрой, но уже к тридцати годам жизнь его здорово потрепала, как можно заметить по обилию отрицательных значков, показывающих свойства личности.

Среди множества косметических нововведений — появление плешей у персонажей. В юности герцог Эдмунд щеголял более представительной шевелюрой, но уже к тридцати годам жизнь его здорово потрепала, как можно приметить по обилию отрицательных значков, показывающих свойства личности.

Получить легитимность можно разными способами — от победы на брани до распространения легенд. Потерять её ещё легче: кроме очевидных поражений на поле боя и утраты титулов могут встретиться и немало экзотические варианты. А ещё жители королевства наверняка начнут сомневаться в законности ваших прав на престол в случае опустошающей эпидемии, потрясшей столицу, — что это за наместник Бога на земле, если его подданные мрут как мухи?

Но в целом особого эффекта от появления этой сдерживающей механики я не приметил. Возможно, надо сыграть ещё пару партий, и тогда эта особенность дополнения раскроется лучше. Однако сейчас, как и прежде, проблемы с вассалами у меня возникают лишь при смене правителя, а после легитимность несложно набрать с помощью занятий вроде туров или турниров.

Новый вариант «раскраски» наверняка придётся по душе всем «пачкунам».

В отличие от неплохого Tours & Tournaments,  Legends of the Dead оставляет смешанные чувства. Да, здесь есть всё, что обещали разработчики, — предания, эпидемии и новая механика легитимности, но вопросов как к качеству, так и к количеству контента хватает, особенно на фоне не самого скромного ценника дополнения. Я надеялся на вящее.

 Crusader Kings III не стала хуже — перед нами по-прежнему лучшая RPG о средневековых правителях. Хотите заразить себя чумой (виртуальной, разумеется) и сочинить об этом легенду — готовьте 1 099 рублей (именно столько стоит дополнение). Но не стоит думать, будто расширение добавит немало нового в эту изумительную игру.

Плюсы: новые занятия, способности и события, связанные с болезнями и легендами, разнообразят житье персонажей; косметические изменения.

Минусы: слишком мало контента, а тот, что есть, местами слабо проработан.

Оценка игры