Анонс Desperados III мог бы вызвать отчасти справедливые опасения у ветеранов жанра, уверенных, что лучше классики уже ничего не было и не будет. Если бы не тот факт, что за ренессанс легендарной тактики взялись авторы шикарной Shadow Tactics: Blades of the Shogun. В итоге всё получилось не просто неплохо, а изумительно. И на это есть шесть причин.
1. Это очень крутой вестерн
Забавно получилось. В 2001 году сотрудники Spellbound Entertainment в Desperados: Wanted Dead or Alive фактически перетащили Commandos, икону жанра тактического стелса, на просторы Дикого Запада. В 2016 году авторы Shadow Tactics: Blades of the Shogun из немецкой студии с милым наименованием Mimimi Games перенесли Desperados в феодальную Японию, обновив и развив многие механики. И вот теперь они же возвращают всё в рамки вестерна. Причём мастерят это так убедительно, что понимаешь – разработчики и сами любят фильмы Джона Форда (John Ford), Серджио Леоне (Sergio Leone), Дона Сигела (Don Siegel) и иных режиссёров, популяризировавших жанр.
Уже музыка в главном меню бьёт в цель и настраивает на нужную волну, подготавливая нас к тому, что сейчас завяжется классическая программа – как и в первой части она, естественно, стартует с ограбления поезда. Событийно Desperados III – это приквел к оригиналу, потому тут мы снова встречаем Джона Купера, Дока Маккоя и Кейт О’Хару и видим, как они познакомились. Плюс есть двое новеньких – весёлый здоровяк Гектор и загадочная Изабель из Нового Орлеана со своей кошкой и магией вуду.
2. Тут крутые персонажи
Сам сюжет про противостояние с бандой головорезов, прикрывающихся вывеской солидной железнодорожной компании, и про попытки добраться до бандита по имени Фрэнк особо оригинальным не наименуешь. Но там есть почти всё, за что мы любим вестерны. Плюс очень эмоционально, в деталях показываются характеры героев, за которыми ты видаешь не болванчиков для претворения в жизнь продуманных тактических планов, а живых и весьма харизматичных людей.
Здесь можно поиграть за махонького Купера, которого всему обучает папаша.
Чего стоит только Гектор, влюблённый в большой медвежий капкан, какой он носит на спине и ласково называет Бьянкой. А уж как мощно появляется в игре Кейт – комсомолка, красавица, невеста в шикарном платье… какое она же запачкает кровью жениха, когда узнает кое-что неприятное, а под рукой окажется обрез.
Причём персонажи живо взаимодействуют и знаются друг с другом – никогда не забуду миссию, где Гектор и Маккой соревнуются, кто убьёт врагов больше, и каждое новоиспеченное убийство иронично сопровождают напоминаниями в духе «У меня уже 24-й! Отстаёте, коллега?».
3. Desperados III здорово выглядит и звучит
Про музыку я уже произнёс – она более чем в тему. Но больше всего поражает, насколько красива эта явно не самая высокобюджетная игра. Потрясающее внимание к деталям, верно подобранные цвета и совершенно фантастический уровень анимации – и на уровнях, и в роликах на движке персонажи ведут себя как живые люд. А точнее, как настоящие актёры. Тут ведь у нас киношный вестерн, и такая вот постановка и анимация в роликах и сценках на движке (притом что всё выполнено в изометрии) это подчёркивают.
Вся игра весьма качественно озвучена и переведена на русский.
4. Это настоящая тактика, задействующая способности разных персонажей
Каждый из великолепной пятёрки героев Desperados III уникален по-своему. Престарелые знакомые Купер, Маккой и Кейт по-прежнему исполняют привычные роли – первый быстрее всех стреляет и точно кидает свой бесконечный ножик; второй – лучший в игре снайпер; а красавица Кейт всё так же готова охмурять мужей, отвлекать охранников и даже заманивать их в кустики, где бедолаг примет Купер со товарищи или же они нарвутся на симпатичную коленку девицы.
Desperados III
Гектор обожает заманивать врагов в свой любимый капкан. А кроме того, ему доступен обрез, выстрелом из какого можно снести всех, кто оказался на линии огня. Наконец, Изабель умеет натравливать на противников свою кошку, а также использует магию вуду, чтобы хватать болванов под контроль и заставлять их стрелять друг в друга.
Нечто подобное с помощью вызывающего психоз яда в оригинальной игре мастерила китайская девушка Миа Юн, но Изабель доступны и более крутые приёмы – например, она может связать судьбы двух противников. Убиваете одного, до какого проще добраться, – и погибает тот, до которого добраться вы очень хотели, но не могли. В общем, Изабель правильно оживляет тактический геймплей.
И при этом в тактической механике немало деталей, которые нужно учитывать. Купер и Гектор переносят трупы, поднимаясь в полный рост, что увеличивает вероятность их обнаружения. Зато Гектор способен подхватить и унести разом два тела. Кейт может ударить и оглушить, но не умеет связывать оппонентов, поэтому оглушённый вскоре придёт в себя. И так дальше – нюансов, повторю, много. И когда на одной карте сходятся все пять героев, приходится всё это держать в уме – это одновременно весьма сложные и крайне увлекательные миссии, которые хочется назвать шедевром тактического искусства.
5. Мишеней можно достигать разными способами
Практически все миссии в Desperados III (а их более десятка) проходят на огромных, проработанных, целых деталей и возможностей картах, где у вас всегда есть простор для экспериментов и творчества. Ну как творчества – на самом деле все варианты «прополки» локаций придуманы за вас, а ваша задача – нащупать и верно их использовать. Но всё равно свободы тут больше, чем в оригинале, есть даже элементы «песочницы».
На некоторых степенях мы можем исследовать мирные локации, подслушивать разговоры жителей, чтобы обнаружить подсказку, как подобраться к цели или истребить её («А вы слышали, что на той неделе в церкви рухнул колокол?»). Поэтому всегда есть варианты – просто и грубо уложить, пристрелить, зарезать или свалить на гада плохо закреплённую трубу/строительные леса/камень, отравить, выманить под поезд. Или спровоцировать быка, какого пытаются объездить. Или вовремя метнуть факел в лужу с керосином.
Desperados III
6. Нам противостоят умные и опасные противники
Да, вражий ИИ в Desperados III на высоте. Как и в Shadow Tactics: Blades of the Shogun, среди оппонентов есть особо опасные товарищи в шляпах, какие или не реагируют на наши отвлекающие манёвры, или отвлекаются совсем ненадолго. Плюс крупные головорезы Плащи, которых с одного удара может свалить лишь такой же здоровяк Гектор.
Если Гектора в команде сейчас нет, то для устранения одного Плаща понадобятся усилия нескольких героев.
Даже на нормальном степени сложности (а есть ещё и «хард», и совсем уж мазохистский Desperado) враги отказываются быть куклами для битья и всячески вставляют палочки в колёса – они контролируют и перекрывают своими конусами зрения практически все обходные пути, быстро поднимают тревогу, точно стреляют, чутко реагируют на лай или, например, на крики кур, которых мы неосторожно потревожили. Или на то, что где-то погасили лампу – механика света и тени трудится отлично.
Враг в темноте не видит Маккоя, но заметит его отвлекающий чемоданчик.
Порой очень трудно обойтись без функции «Побоище» – тут на паузе мы можем раздать приказы своим героям, чтобы они совершили одновременные действия и быстро расправились разом с несколькими противниками. Подобная «фишка» была ещё в оригинале, потом её доработали авторы Shadow Tactics: Blades of the Shogun. И сейчас вот они же почти идеально реализовали её в Desperados III.
Desperados III
Это облегчает, но далеко не всегда спасает. Особенно если вы заморочились и желаете пройти миссию так, чтобы выполнить какое-нибудь особое испытание – не использовать оружие, не сохраняться, не прятаться в кустах или даже сделать свадебное фото с телом жениха нашей очаровашки Кейт. Приходится изучать уровни, расположение врагов, пробовать, а потом учиться на промахах. Не раз и не два будут возникать ситуации, когда ты просто не понимаешь, как же тут сделать всё красиво и по-тихому, не поднимая на уши половину врагов, выбегающих из своих караульных по тревоге.
И вечно в итоге найдётся решение. Главное, повторю, пробовать, изучать и анализировать. А в этом очень помогает функция схематичного повтора того, как вы проходили задание.
Desperados III
Что может не понравиться?
Неприятели иногда реагируют на наших персонажей, засевших на крыше, а иногда в упор не видят.
Сидеть так можно очень длинно – всё равно не заметят.
Кроме того, на некоторых локациях можно войти из мирной в охраняемую зону, грохнуть там кого-либо и тут же выйти обратно – и ничего нам за это не будет. Это всё, конечно, не очень тактические вещи, но игра в этом не виновата. В ней всего так немало, что вы сами выбираете, как пользоваться предоставленными возможностями – делать всё честно, тактически грамотно и красиво или пытаться искать и использовать уязвимости.
Но это ведь попросту перенос механик Shadow Tactics? И нет ничего нового?
Да, Desperados III не устраивает революцию в жанре. А вот эволюцию – да. Здесь аккумулируется лучшее, что было придумано в жанре тактического стелса, и реализуется утилитарны на идеальном уровне. То есть на сегодня это вершина жанра – ещё более современные технологии, ещё больше нелинейности, простора и независимости, самые большие и проработанные уровни, правильная забота о комфорте игрока. И лучший после Red Dead Redemption 2 вестерн.
Плюсы: увлекательный, пусть и не шибко оригинальный сюжет; яркие герои со своими историями, характерами и способностями; сложный, но увлекательный геймплей, аккумулирующий и развивающий всё лучшее в жанре тактического стелса; состоятельные на детали уровни; разные способы выполнения заданий; почти всё сделано очень удобно; персонажи прекрасно анимированы, а картинка весьма сочная; отличная музыка.
Минусы: ИИ хорош, но у него всё-таки есть свои ограничения; иногда могут возникнуть сложности с управлением.