Первая  Oxenfree, увидавшая свет ещё в 2016-м, была одной из тех инди-игр, которые раздают даром во время акций в цифровых магазинах. Тем не немного произведение студии Night School отличали три интересные черты — визуальное оформление, мистический антураж, напоминающий о созданиях Стивена Кинга (Stephen King) и сериале «Очень странные дела», а также механика непрерывного диалога, когда надо всегда отвечать на чьи-то реплики, быстро выбирая один из предложенных вариантов. После стольких лет все три особенности перекочевали в сиквел, вышедший под эгидой Netflix. Предлагает ли он заодно что-нибудь новоиспеченное?

Тени
прошлого

Возвращаться
в места, где родился и вырос, бывает очень тяжело. Сразу накатывает шквал
эмоций, вспоминаются давнишние распри с родителями и причины ухода из дома, а
ещё бывшие одноклассники и преодоление первых проблем взросления. Но девушка по
имени Райли приехала в городок Камена на побережье штата Орегон не для терзаний
о былом — её повергла сюда работа. Компания, исследующая
воздействие разных видов излучения на окружающую среду, наняла её, чтобы разместить
в горах особые приборы. По словам заказчиков, эти вышки помогут изучить загадочные
частоты, мешающие нормальной работе радиостанций на пролетающих мимо аэропланах.

Обстановка в доме как бы намекает: здесь живёт парень с приветом, но совершенно беззлобный.

В
напарники Райли получает Джейкоба — здешнего недотёпу и собирателя легенд о
призраках, который коротает вечера в унаследованном доме, крутит ручку
радио в розысках зелёных человечков и лепит глиняных женщин за неимением
настоящих. А ещё он не затыкается. Болтает обо всём подряд — иногда по
делу, а порой попросту так, чтобы вставить в разговор мешок
междометий пополам с нытьём. В какой-то момент это начинает бесить. Но…
странное дело: после установки первой антенны на мысе Кейбер, когда героиня
начинает застревать во преходящих петлях, ловить на радио голоса призраков, видеть
собственное прошлое и будущее, даже такая компания представляется лучше, чем блуждание
по горам да лесам в одиночестве. Самого жалкого со времён Джа-Джа Бинкса
персонажа это легитимизирует, но химии между ним и Райли, увы, не основывает.

Зато
история раскрывается с неожиданной стороны. То, что начиналось как мистический триллер
о душах, застрявших в аномалии между житием и смертью, перерастает в очень личный
рассказ. Мы больше узнаём о Райли и её мотивах, встречаем людей, которых она
утратила, а заодно тех, кого ей лишь предстоит обрести. Например, когда в
одном из флешбэков она сталкивается с той же проблемой воспитания, которую раньше
решал её папа, это трогает за живое. Сценарий пытается подлить масла в огонь:
то сюжет о таинственной секте ввернёт, то сыграет на сочувствия к подросткам,
вытворяющим всякую дичь. Но такое нагнетание атмосферы кажется излишним и,
более того, мешает проникнуться трагедией героини.

Как только из ниоткуда возникают предметы и люди, которых здесь не должно быть, Райли понимает, что она снова угодила в потусторонний мир.

Как только из ниоткуда возникают предметы и люди, которых здесь не должно быть, Райли понимает, что она опять угодила в потусторонний мир.

В
сюжете присутствует и связь с событиями первой Oxenfree —
из Камены даже виден остров Эдвардса, где выходит действие оригинала. Проходить его для понимания того, что творится во второй части, нет
нужды — игра и так вводит в курс истории о подлодке «Каналоа», подбитой в 1943-м, но не потеряннее до конца. Здесь
тоже хватает депрессивных моментов, сердце вздрагивает от чужих голосов в
эфире, разработчики не чураются даже пошлых скримеров — как, так, в
пещерах. Но теперь интрига не вертится вокруг тайны призрачного экипажа, а
посвящена личности героини. Мы выясняем, отчего в неприятности
попала именно она и зачем ей всё это приключение.

Работает ли
магия первой части?

Сюжет
сюжетом, но интересно оценить и прогресс Lost
Signals
по доли геймплея — всё-таки две игры
разделяет пауза в семь лет. Начнём с главного. Если в арсенале подростков на
острове Эдвардса был радиоприёмник, ловивший потусторонние голоса и помогавший
решать головоломки, то Райли в придачу к нему треплет ещё и рацию. На её каналы
назначены собеседники, с которыми можно пообщаться почти в любой момент. На
седьмом, скажем, сидит Эвелин — представительница той самой компании, где героиня
получила труд, а на пятом — рыбак и знаток Камены по имени Ник. То и дело из
динамика доносятся переговоры людей, о которых сразу не произнесёшь, призраки
они или живые, но это второстепенная деталь антуража.

Никуда не делось и «рисование» треугольников путём перебора частот на приёмнике.

Никуда не делось и «рисование» треугольников путём перебора частот на приёмнике.

Что прикасается головоломок, то прежние трюки остались на месте: здесь крутим ручку
радио, чтобы вызволить одержимого человека, там — носимся по локации, ища
ответы на загадки, озвученные в эфире. Есть обыкновенная для жанра возня с
предметами — вроде влезания в дом при помощи лестницы, которую надо приставить к
открытому окну. Порой попадаются весьма интересные и при этом несложные задачи.
Например, в шахте временной разлом позволяет использовать по направлению лифт,
который в обычной реальности давно сломан. Не то чтобы от такого решения веяло
свежестью (привет,  Singularity), но всё равновелико
приятно. Отдельно отмечу пазл, где надо двигать четыре
ползунка и собирать на экране геометрическую фигуру. Крепко придумано!

К
сожалению, на подобную интерактивность Oxenfree II крайне скупа. На
местности банально не с чем взаимодействовать: даже если поначалу вас тянет всё
учить и высматривать мерцающие секреты, через пару часов это желание отпадёт
напрочь. А главная трудность, с которой придётся столкнуться, — чудовищная
затянутость. Ровных путей нет, да и не все имеющиеся открыты:
то от вас требуют раздобыть снаряжение для альпинизма, то необходим апгрейд средств
связи. Герои еле плетутся по изгибистым тропкам, постоянно куда-то возвращаются, проваливаются в галлюцинации, карабкаются по скалам, причём
в моменты «важных переговоров» они замедляются ещё мощнее.

На старте вам дают карту с выбором точек,
где можно разместить четыре вышки, — казалось бы, намёк на вариативность. Но побывать эти места в произвольном порядке нельзя —
идём только туда, куда нас ведёт сюжет. Бэктрекинг и пустая трепотня
мешают наслаждаться тем хорошим, что всё-таки есть в произведении Night
School
. И что же мы получили вместо прогресса, на который у
сотрудников студии открыто были силы и время? Первая Oxenfree
впечатляла оригинальностью идей и оформлением — настолько, что именно с неё началась
рубрика «Зря проглядели». Тогда как вторая, точно такая же по стилю, утратила
эффект новизны и не предлагает ничего взамен.

Повторно в
ту же реку

Как
игра  Oxenfree II, разумеется,
безнадёжный отстой. Ни пара занятных головоломок, ни выбор фраз в разговорах,
ни прямое управление героиней не делают это создание интересной игрой. Впрочем, актёры здесь работают на совесть, имеется полный психологизма сюжет, а ещё, если
вы вдруг незнакомы с событиями оригинала, мистическая история с петлями поре и
призраками наверняка привлечёт ваше внимание.

Но
чем дольше блуждаешь по окрестностям вымышленного городка, тем назойливее
мысль: что если разработчики сделали это не ради искусства, а чтобы ссечь деньжат
на скорую руку? Ну, пока первую часть хоть кто-то помнит, а в творческое чутьё Netflix
ещё
веруют. Вот так загадка — почище всякой чертовщины на
радиоволнах.

Плюсы: история героини берёт за живое; актёры озвучивания усердствуют; есть простые, но интересные задачи на логику и интуицию.

Минусы: затянутое всеми
известными способами прохождение; обилие порожний болтовни с не самым харизматичным напарником; на большой карте, по сути, нечего исследовать.

Оценка игры