Живо для платформы: PC
Мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!
Я не играл ни в одну визуальную новеллу (и горжусь!). Ни «Нескончаемое лето», ни какие-нибудь «Врата Штейна» не заинтриговали меня довольно, чтобы тратить на них жизнь. Но Doki Doki Literature Club! вырвала заняться собой: во-первых, она исчерпывающе проходится за шесть часов, во-вторых, она пронеслась по YouTube валом хайпа, сравнимого с каким-нибудь Five Nights at Freddy’s, в-третьих, она показалась в первом же комментарии к первому же выпуску
Welcome to Гарем!
Если б я был хентай, я б имел сераль
Я оставлю за собой право на некритичные спойлеры из очень несложных соображений. Глазами по этому тексту сейчас бегут три категории читателей. Первые ещё не определились, резаться или нет, и им нужна большая затравка. Вторые игру уже прошли и от спойлеров не пострадают (желая сильнее всех могут ругаться). Третьи всё равно резаться не станут никогда и читают текст для общего развития. Для них я даже расщедрюсь на сдавленный пересказ ближе к концу. Но самое главное, что позволяет мне вскользь пересказывать содержимое игры, — не так жутко «ня», как его каваят.
Игра распространяется бесплатно, в оболочке низкосортной то ли хентайной, то ли попросту романтической визуальной новеллы. Рядовой школьник, вы попадаете в сераль любительниц внеурочного литературоведения. Почитать есть на любой вкус: давнишняя подруга, меланхоличная модель, боевая лоли и классная президент рекомендации. Все, разумеется, без ума от вашей персоны.
Меня, человека, знакомого с жанром лишь по симулятору свидания с голубями, удивило почти полное отсутствие интерактивности: за 10—15 минут «прокликивания» диалогов не подают ни выбора, ни мини-игр, ни даже интерактивных элементов на экране. Четко, почему в Японии считаются ролевыми играми вещи вроде Final Fantasy и Persona с вариантами ответа «Ну подавай» и «Мммм…»!
Игровая механика здесь одна: после любого школьного дня вы возвращаетесь домой и пишете поэму. Точнее, кликаете по списку слов, выбирая те, какие больше подойдут избранной вами сегодня пассии.
Диалоги со всей мочи стараются «раскрыть персонажей», что в этом контексте значит «затмить любую живую даму». В истории нет ни конфликта, ни препятствий — один только непрекращающийся флирт с девочками, какие со всей силы отыгрывают милейший архетип. Как легко постигнуть, «Книжный клуб» не слишком интересуется литературной ценностью.
За Нацуки, уместно, у нас точно посадят.
Тем не менее игру нельзя обвинить в бездарности: прописана она подлинно неплохо. Во всяком случае, со знанием дела. Спасибо Doki Doki за то, что она в 3—4 часа укладывает целую картину того, что там происходит в этих ваших визуальных новеллах, — это гладко столько, сколько не жалко потратить на расширение кругозора. В каком-то резоне я даже понял, почему жанр настолько популярен в установленных кругах, и почти проникся… Пока не добрался до первой концовки. Несколько обескураживающей.
Тянки не то, чем представляются
После того, как вы заканчиваете трёхчасовую прогулку по типичной жанровой кунсткамере, начинается кой-какой бардак. Происходит нечто неожиданное. Становится ясно, что вдали не все черты персонажей сыграли: были в поведении девушек установленные несостыковки и подводные камни. Обретает смысл тег Psychological horror в Steam. Геймплея в этот момент не прибавляется, но поступок становится куда интереснее и выходит за жанровые рамки. В вытекающей врезке подробно расскажу, что же именно начинается и чем заканчивается.
Just Monica
В крышке вашего первого прохождения, когда вы уже со всей силы готовы заромансить кого-то из девиц, ваша лучшая подруга неожиданно ставит вас в неловкое поза и вешается. После этого игра выбрасывает сообщение об промаху, рекомендует проверить логи в установочной папке и начинается наново, но уже без участия той самой подруги.
Девушки при этом начинают вести себя всё немало и более неадекватно, появляются «скримеры», баги, и новелла остро становится непонятной «крипипастой». Одна дама, например, начинает маниакально разрезать себя, как только возбуждается (в любом смысле), другая — перманентно спрашивает вашего внимания. До такой степени, что удаляет других девиц из игры, переписывает код и становится влюблённым в вас тоталитарным скринсейвером.
К этому моменту становится четко, что ковыряться в файлах — часть игры, и фанатами там уже найдено, дешифровано и предположено на десять MGS. За этими деталями предлагаю отправиться на YouTube, а сюжет заканчивается нехорошо.
Сайори главному герою скорее сестра. Если вы соображаете, о чём я.
Возвращаясь к исходному тезису — да, мы зря пропустили Doki Doki Literature Club!, но распевать ей дифирамбы всё-таки не хочется. К сожалению, это игра, которая в целой мере работала только в отсутствие нынешнего ореола загадочности: для первых людей, какие действительно искали себе развлечение «особого» жанра, а после получили ботинком.
Когда вы с хитрым лицом задаёте приятелю каверзный проблема, он никогда не даст очевидного ответа, потому что подвох чувствуется в самом факте проблемы. Так и здесь: сам факт того, что все советуют ничего не узнавать об игре, уже настраивает на установленные ожидания. И если удивить неготового человека «Литературный клуб» может, то впечатлить настроившегося на дичь получается далеко не так легко.
Первая половина прохождения была увлекательна мне исключительно как человеку, с культурой незнакомому. Боюсь, будь я фанатом жанра, потратил бы три часа прелюдии впустую и без особого заинтересованности. Интересна как раз вторая половина, которую со всей силы можно рекомендовать. Не стоит ожидать от неё революций — эти зачисления мы уже видели. Сделано всё качественно, тема незаезженная, а значит, всем охотникам нового опыта стоит присмотреться к Doki Doki Literature Club!
Клетушка без света как бы призывает героя скорее уже определиться.
***
Хочу поблагодарить вас, читателей и комментаторов, за то, что недурно скоротал пару вечеров. Игра не идеальная, не поразительная, но немало чем достойная своих денег. В смысле своей бесплатности.
Продолжайте в том же духе — указывайте в комментариях проекты, каким не хватает текстовых обзоров на StopGame.ru, а мы по мере сил будем их разгребать. Как там Undertale, ещё жива?
Плюсы: образовательная ценность; неплохой сюжет; Моника.
Минусы: игра не так ужасна, как её малюют; главную жанровую задачу вы не выполните.