Живо для платформы:
Найти камертоны со скрытыми посланиями не так-то попросту.
Живо для платформы:
Найти камертоны со скрытыми посланиями не так-то попросту.
Действительно, у ECHO и Hellblade: Senua’s Sacrifice немало общего. И ту, и другую делали весьма опытные разработчики — за раменами сотрудников студии ULTRA ULTRA работа в IO Interactive над серией Hitman. Те и иные на этот раз обошлись без помощи издателей, поэтому их проекты многими позиционировались как самостоятельные игры ААА-класса. Но до этого самого высшего класса им не достало той насыщенности, концентрации событий в течение всего прохождения, какая свойственна действительно высокобюджетным играм.
Поэтому и в ECHO, и в Hellblade немало пустопорожних хождений и равных заданий/задачек, отчего игроки периодически впадают во фрустрацию. В случае с трудом ULTRA ULTRA это особенно заметно поначалу. Главная героиня, симпатичная девица со светлыми волосами, именем Эн и голосом звезды телесериала «Игра престолов» Роуз Лесли (Rose Leslie), сходит из анабиоза на борту космического корабля, который десятки лет летел к некоему Дворцу, выстроенному древней цивилизацией. Там, по слухам, хранится секрет бессмертия.
После она под перебранки с ИИ полчаса медленно бредёт (а бегать не дают) вначале по шаттлу, потом по длиннющим лестницам огромного комплекса на поверхности планеты, затем по коридорам и горницам искомого Дворца. Коридоры эти и залы, конечно, красивые, в манере, напоминающем помесь ар-деко и барокко. Но они большие, длинные и клонированные — открыто методом copy/paste.
Ну а в дальнейшем появятся клонированные противники — снимки самой Эн, которые выпускает против неё Дворец, и клонированные, равные задания. На всех уровнях мы ищем ключи, чтобы отворить огромные двери и пройти на следующий уровень, или собираем образцово с той же целью синие сферы — десятка два-три на одной локации.
Пробивная мочь пистолета позволяет свалить сразу несколько клонов, находящихся образцово на одной линии.
Подобного описания с лихвой достало бы для гневной рецензии и оформления возврата денег через Steam. Однако, как говорится, не торопитесь её хоронить. Действительно, определённое однообразие заложено в принципы самой игровой механики ECHO, но оно — лишь во внешних атрибутах, в оболочке, так произнести.
Всё время мы либо крадёмся тихо, либо сражаемся (но пуще чередуем и то, и это) с клонами Эн, выполняем одинаковые задания на похожих локациях. Но на самом деле под этой оболочкой скрыты необычная механика и любопытные, сложные с точки зрения построения степени. Поэтому исключительно скучной, однообразной на всём протяжении игра может показаться лишь тем, кто не умеет или не хочет толком пользоваться её уникальными возможностями.
Дело в том, что Дворец — это самообучающийся ИИ, какой исследует поведение Эн и программирует её копии так, чтобы они действовали в том же манере. То есть если вы чаще стреляете из пистолета, то и репликанты начнут тоже деятельно палить по вам. Если прячетесь и душите противников со спины, то и они обучатся красться, а порой даже нападать сзади. Вы бегаете по воде, и враги тоже перестают её страшиться, прыгаете через перила — и они потом начинают сигать туда же.
Свой стиль прохождения в ECHO, удобопонятно, нужно корректировать. Но и Дворец делает то же самое. Всё его поведение расшиблено на циклы — он изучает вас, потом идёт перезагрузка системы, свет вырубается, никто за вами не следит, но вскоре всё опять включается, и клоны оживают с теми изменениями, которые учитывают ваши поступки в последнем цикле.
Всё это на самом деле открывает прорву возможностей, позволяющих гибко воздействовать на стиль прохождения и на поведение врагов. Вы как бы сами обучаете противников и сами же используете это против них. Так, если клонов слишком много, мимо них трудно прокрасться, то можно специально подходить к расставленным то тут, то там музыкальным инструментам и резаться на них или часто перепрыгивать через перила на этаж ниже. И в вытекающем цикле противники начнут тоже отвлекаться на музицирование и скачки, позволяя Эн быстренько прошмыгнуть мимо.
Уровни обладают увлекательной и достаточно сложной архитектурой.
Кроме того, сама игра довольно напряжённая и сложная. От первой атаки можно отбиться в QTE, от другой — уже нет. Да и палить во все стороны и постоянно сигать с высоты, путая отпечатки, не получится — на это тратятся заряды энергии, которых очень немного. А увеличиваем мы их лишь постепенно, по мере того как находим особые сферы. Потому надо действовать аккуратно, стараясь не поднимать шум, на который сбегаются все, кто его слышал, в крайних случаях — бежать и помимо пистолета использовать ещё и специальные шарики: их можно кинуть подальше, чтобы отвлечь, или метнуть прямо в лоб вблизи, чтобы вырубить неприятеля.
В то время, когда Дворец перезагружается и не видит вас, напряжение и вовсе зашкаливает. В эти секунды он за вами не следит, потому пытаешься успеть как можно больше и проскользнуть как можно дальней — но клоны не дремлют, да и окружающая темнота щекочет нервишки.
Наконец, в ECHO есть особая атмосфера холодного, отведённого одиночества, шикарный визуальный стиль и достаточно интересный сюжет с философскими нотками. Ты всегда один (точнее, одна), за тобой следит странный древний механизм, невесть, что ждёт впереди, какие опасности, а вокруг собственные клоны — согласитесь, это и запугивает, и затягивает, в этом что-то есть отличное от обычных фантастических клише.
В истории затрагиваются темы вины, искупления, века, бессмертия, а раскрывается она постепенно — через беседы с ИИ-спутником Эн да благодаря камертонам, какие припрятаны то тут, то там. Если собрали все на уровне, то можно прослушать какое-либо послание в духе «У вечности нет конца и нет границ. Всё возможное там уже есть. Вариативность есть повторение. Поступок есть память. Перемены есть стагнация». В общем, всё довольно туманно, сложно и серьёзно, но от этого и сильнее интрига.
Это именуется «Научили на свою голову»…
***
ECHO, как и Hellblade: Senua’s Sacrifice, тяжело назвать игрой ААА-класса. Всё-таки независимость разработки и ограниченность бюджета ощущаются. Тут есть установленная репетативность, но, во-первых, она во многом объясняется самой философией и сеттингом, а во-вторых, присутствует собственный стиль, атмосфера, интригующий сюжет и действительно уникальная игровая механика, какая позволяет гибко менять стиль прохождения и влиять на поведение неприятелей. И это всё с лихвой окупает все недостатки ECHO.
Плюсы: уникальная игровая механика; увлекательный, загадочный сюжет; запоминающаяся главная героиня, озвученная актрисой из «Игры престолов»; особая атмосфера; шикарная картинка на Unreal Engine 4; великолепные интерьеры Дворца.
Минусы: пунктами игра может показаться слишком однообразной, а концовка — смазанной.