Обыкновенно игроизациями манги и аниме занимается Bandai Namco — она издала бесчисленное множество игр по Dragon Ball, One Piece, Naruto и так дальше. В случае с Edens Zero («Нулевой Эдем» в русской версии) попробовать себя на этом поприще решила Konami. Спустя пять лет после анонса игра всё-таки вышла, и, желая придраться можно чуть ли не к каждой её составляющей, в целом проект получился не самым ужасным подарком для фанатов серии. Да и новоиспеченную аудиторию он способен привлечь к франшизе. Но нюансов очень много.
Я, не робот
Edens Zero рассказывает о парне по имени Шики, какой был воспитан роботами на планете Гранбелл и прожил с ними до совершеннолетия. Он был там единственным человеком, и планету за последнюю сотню лет никто не посещал — пока туда не пришла девушка Ребекка с котом по кличке Хэппи. Вскоре после этого роботы вдруг взбесились и начали находить Шики и незваную гостью врагами, так что тем пришлось покинуть Гранбелл и отправиться в космос на корабле Ребекки. Так начинается своего рода космоопера — с получением большенного звёздного корабля, сбором экипажа, сражениями с пиратами и поиском ответов на вопросы о вселенной и прошлом Шики.
Игровая версия зачем-то начинается с несообразной нарезки бессвязных фрагментов истории, за которыми следует драка непонятно с кем, после чего показывают ещё пачку кое-как смонтированных роликов. В какой-то момент мне начин казаться, что это краткий пересказ вступления и авторы даже не попытаются ввести новичков в курс дела. Но когда видеонарезки заканчиваются, историю повествуют с самого начала, постепенно знакомя игрока и с локациями, и с персонажами. Конечно, какие-то эпизоды значительно сократили или вообще вырезали, а манга Edens Zero — не тот случай, когда половина сюжета представляется филлером. Но всё равно следить за происходящим будет нетрудно, даже если эту вселенную вы впервые видите.
Оригинальная манга была создана Хиро Масимой (Hiro Mashima), автором Fairy Tail, одной из самых популярных манг в истории. В разработке игры по Edens Zero он принимал участие — и дополнил сюжет, и придумал ещё нескольких персонажей, и занимался дизайном экипировки. Тяжело сказать, насколько сильно он был вовлечён в процесс, но за игру явно отвечали люди, относящиеся к первоисточнику с трепетом и влюбленностью: история не затянутая и интересная, разнообразных локаций достаточно, персонажи так же очаровательны в 3D, как на бумаге и в аниме. Сюжет то пытается выжать слезу, то возбуждает улыбку нелепыми поступками Шики и его друзей. Ну и любители анимешных барышень с большим вырезом почувствуют себя как дома.
В то же пора именно как игра Edens Zero получилась кривоватой — постоянно возникает ощущение, что Konami хотелось сделать что-то вылитее на Dragon Ball Z: Kakarot, но денег она пожалела. После прохождения пролога мы попадаем на планету Блю-Гарден, и после этого игра делится на две взаимосвязанные половины. Вы можете либо шагать по сюжету, выполняя миссии и наблюдая за развитием истории, либо отправиться в «Свободный режим», где в вашем распоряжении оказывается огромная территория и можно хватать мелкие задания, по завершении которых выдают награды. Ни то, ни другое не блещет качеством.
Сюжетные миссии, к примеру, весьма друг на друга похожи тем, что почти целиком состоят из беготни по пустым пространствам или из сражений, с частыми перерывами на диалоги и ролики. Локации линейные, с негустыми ответвлениями, где можно найти сундуки и спрятанные «собирашки» — там и экипировка, и еда, и материалы. То, для чего многое из этого сгодится, поначалу недоступно, так что просто кладёшь в карманы всё, что плохо лежит. Но поскольку даже до «хорошо спрятанных» предметов весьма легко добраться, с этими сундуками миссии не перестают быть пробежками из точки А в точку Б по коридорным локациям.
Одно и то же
С свалками дела обстоят получше, но ненамного, и уж тем более не в первых миссиях — когда доступен лишь один непрокачанный персонаж, мутузить неприятелей скучновато. Поначалу управлять можно только Шики, и в его арсенале есть серия обычных ударов, пара усиленных зачислений (вроде метания своеобразного фаербола), отскок и прыжок. Лишь потом открываешь «ульту», сносящую здоровье всем противникам кругом, и временное усиление, которое увеличивает скорость атак и защиту. А после этого находишь в меню древо прокачки, где открываются новоиспеченные приёмы вроде заряженных ударов, апперкота и всего остального. Это не делает боевую систему намного лучше — упразднения анимаций, например, тут нет, так что если вы уже замахнулись, то быстро увернуться не выйдет. Но драки становятся чуть менее тоскливыми, когда нажимаешь не на одну и ту же кнопку, а желая бы на две.
Анимациям в боях остро не хватает плавности — ты как будто управляешь Буратино, а не энергичными и ловкими подростками.
Но сколько ни раскачивайся, врагов всё равно нужно подолгу избивать, и в какой-то момент начинаешь стараться избегать сражений, если это вероятно. А к дракам с боссами готовишься, предварительно закупив аптечек и приготовив побольше еды. Даже наличие нескольких персонажей не помогает сделать «боёвку» веселее, хоть они и отличаются умениями. Поначалу Вайс, создающий из воздуха турели, которые стреляют ракетами или поливают врагов огнём, представляется интересным — но уже на пятый раз анимация, которой сопровождается каждая установка, надоедает. Ребекка может превратить своего кота-робота в машина, и на несколько секунд игра превращается в экшен от третьего лица, но в эти моменты трудно понять, попадаешь ли вообще в кого-то. Тут несколько играбельных персонажей, но переключаться между ними на миссии нет смысла — в кого вложили больше ресурсов, тем и играйте.
В «Независимом режиме» геймплей ничем существенным не отличается, разве что коридоры сменяются большой картой, на которой заняться буквально нечем. Вы хватаете задания в центре города, после чего должны куда-то добраться, кого-то победить и вернуться, чтобы получить награду. Порой нужно сделать снимок в фоторежиме или выполнить ещё какое-то простенькое поручение. Если в сюжетных миссиях нам разрешают лишь бегать, то по планете Блю-Гарден можно перемещаться на мотоцикле или вообще летать. Вторым, конечно, пользуешься чаще, чем первым, — мотоцикл отрекается ездить за пределами асфальтированных дорог. Зато во время полёта ничего не мешает и большие расстояния быстро преодолеваешь, параллельно перелистывая соцсети в телефоне.
Что самое обидное, несмотря на всё однообразие, Edens Zero совсем не похожа на игру, которую склепали на скорую длань. Тут очень много экипировки, которая не только меняет характеристики, но и выглядит совершенно по-разному. Полно элементов RPG вроде шанса критического удара, скорости уклонения и так дальше — будь в игре более интересная боевая система, было бы увлекательнее собирать билды и улучшать броню с оружием. Космический корабль, какой открывается после нескольких миссий, переполнен разного рода комнатами от кухни до лазарета с мини-играми, а в мире можно собирать новоиспеченных друзей, благодаря которым развлечений станет ещё больше. Игру явно хотели наполнить фансервисом, но всё это перечёркивает утомительное монотонность.
Вдобавок игра позорно оптимизирована. Я проходил её на Xbox Series S, не самой мощной консоли, но и Edens Zero вдали не Final Fantasy XVI. Когда всё воспроизводится при 60 кадрах/с, всё замечательно — и драться приятно, и бегать по локациям. Однако кадровая частота всегда падает чуть ли не наполовину — в слайд-шоу игра не превращается, но такие скачки приятными не назовёшь. И это при том, что выглядит Edens Zero весьма дёшево — даже порты старых Tales of с PS3 более симпатичны. Дальность прорисовки бедная, текстуры серые и мутные, освещение примитивное. Всё тащат на себе персонажи, какие тоже не ахти как нарисованы, но забавно анимированы.
Да, это вышедшая в 2025 году игра от крупного издателя.
Edens Zero — франшиза сравнительно новая: мангу начали публиковали лишь в 2018 году (и закончили в 2024-м), так что не исключено, что игры по ней ещё выйдут. Попытка Konami перетащить её в игровой формат получилась странной — с одной стороны, дух первоисточника сохранён, а это для фанатов важнее всего. История неплохо рассказана, персонажи не растеряли харизму (и озвучены теми же актёрами, что и в аниме), новый сюжетный контент появился — всё в этом плане нормально. С иной стороны, на бюджете издатель явно сэкономил — и выглядит всё устаревшим, и дизайн миссий и локаций взят из игр прошлого десятилетия, и унылых сражений на порядки больше, чем нужно. Я не без удовольствия проходил Edens Zero, но нужно быть последовательным — если Kakarot, какая явно лучше, получила «Похвально», то здесь ту же оценку поставить невозможно.
Плюсы: история, рассказанная в манге и аниме, неплохо адаптирована к игровому формату и будет понятна даже тем, кто незнаком с первоисточниками; очаровательные персонажи, озвученные теми же артистами, что и в одноимённом аниме; сражения с некоторыми противниками и боссами бывают весёлыми, особенно когда прокачаешь персонажей.
Минусы: устаревшая графика, мастерящая локации серыми и скучными; однообразные бои с врагами, у которых порой многовато здоровья; в открытом мире «Свободного порядка» практически нечем заняться; сюжетные миссии похожи друг на друга.


