Живо для платформы:
Вступительный ролик Империи людей стилистически напоминает агитку инопланетян из XCOM 2.
Живо для платформы:
Вступительный ролик Империи людей стилистически напоминает агитку инопланетян из XCOM 2.
Итак, у вас есть план. И вы начинаете его воплощать: с планетой на отшибе и двумя кораблями — исследовательским и колонизаторским. А от первых ходов, как это обитает, зависит многое. С каких построек и технологий начать? Куда послать зонды и что за аномалии они встретят по пути? Повезёт, если под боком есть состоятельный ресурсами мир — с хорошим заделом на производство зданий и пропитание граждан. По-иному сядут поселенцы на шарик уныния и будут грызть камни вместо хлеба. Желая обжиться дают где угодно — на леднике, в пустыне, на вулкане или пепле, — для колонизации подобный экзотики нужно открыть соответствующие технологии.
Бывает и так, что изобильным пункт не назовёшь, но оно даёт титан, гиперий и, скажем, немного адамантия — сюда есть резон втиснуть хотя бы небольшое поселение. Ведь того и гляди тут обоснуется противник. Даже, казалось бы, пустые системы, где нет ничего, кроме черноволосой дыры или туманности, всё равно приносят мощный бонус после включениях их в сферу воздействия. Шутки ради авторы разрешают исследовать и знакомую по Endless Legend Ауригу — истина, весна на ней уже никогда не наступит.
И на каждом шагу игра поручает задания различной степени важности, от сюжетных — у каждой расы они свои — до мелкоте, где надо выбрать меньшее из зол. Например, использовать ли встреченных на фронтире звериных как скот или наладить с ними общение? Решить судьбу бунты рабочих, вернуться к древним руинам с набором ресурсов роскоши, поддержать потерпевшим крушение путешественникам, выполнить задание одной из небольших рас, не расселяющихся дальше родных систем, — подобных событий в Endless Space 2 предостаточно, и они крепко разнообразят паузы между ходами. А ещё вносят элемент случайности. Совместно с научным развитием, экономикой и политикой это запросто сводит изначальный замысел на нет, но совместно с тем помогает выстроить свою историю покорения космоса. В том и прелесть творчества, что, занимаясь им, обучаешься принимать решения на лету и менять подход к проблемам.
Не так значителен размер владений, как могущество владельца.
Космос, конечно, вечный, но не резиновый, поэтому спозаранок или поздно в нём назревает конфликт. И чтобы встретить врага достойно, а не со спущенными штанами, необходимо уделять внимание сразу нескольким аспектам развития. Обнаруживая технологии в четырёх областях знаний, придерживаться золотой половины — сейчас, допустим, изучаем межпланетный агробизнес для общения с небольшими фракциями, а потом берёмся за бронетехнику для усиления гарнизонов. Скорость труды учёных зависит от очков науки, которые тоже не с потолка капают — необходимы здания и, как вариант, благоприятный для исследований политический режим. А он, как и всё производство в цельном, зависит от настроений на периферии: какой партии симпатизируют поселенцы, как развито у них производство, много ли населения участвует в труде и обороне.
Вообще, система политики — гордость и краса Endless Space 2. У вас есть шесть партий — милитаристы, пацифисты, промышленники, экологи, учёные и верующие. И любая получает долю голосов в Сенате после выборов раз в двадцать лет, причём итоги голосования могут разниться от системы к системе. Скажем, в Квадрусе исконные жители всеми клешнями за холодильник битком и здоровый тяжпром, а в Арктуре из-за эмигрантов вырастает лобби «зелёных». Но ничто не вечно: политика здесь, как и в реальной существования, штука переменчивая. Во-первых, популярность той или иной идеологии зависит от поступков игрока: если бряцать оружием, строить бункеры да крейсеры и ударяться в захватническую риторику, возрастает удельный вес сторонников войны. Во-вторых, на Сенат можно повлиять, потратив пыль и очки воздействия (местные аналоги валюты и культуры), либо — как же без этого — внаглую подтасовать итоги выборов. Малоэффективно? Устройте переворот, приведя к власти одну-единственную партию.
Новоиспеченные миры встречают симпатичными заставками; жаль, эти картинки нередко повторяются.
Наконец, немаловажную роль в общественной жизни играют герои — с ними связан отдельный квест по розыску Академии, откуда они, собственно, и вербуются. Хотя у каждой подобный личности изначально есть специальность — один хорош как администратор, иной как военный, а вот вам без пяти «скиллов» акула бизнеса, — ставить их на посты можно произвольно. А там — улучшать их способности по мере накопления эксперимента. При этом губернатор из учёных представляет свою партию в Сенате, а адмирал топит с трибуны за милитаризм. И раз уж поначалу обходишься один-единственным героем (а без связи с Академией — сидишь с ним довольно долго), собственно он и делает политическую погоду. Практическая же польза в том, что партия у воли даёт доступ к определённым законам, и чем опытнее сенаторы, тем вяще козырей у них в рукавах: представленный в парламенте вояка открывает бонусы для развития флота, а «белоснежный воротничок» подстёгивает индустрию. Принимай хоть десять биллей разом — лишь бы хватило очков влияния.
На фоне такой скрупулезной проработки внутренней политики, внешняя, увы, выглядит удручающе. Поступки противников предсказуемы, будто соперничество деревень Вилларибо и Виллабаджо из престарелой рекламы, — те же Пожиратели начинают с требования дани, а Люмерис заканчивают экономической победой. Это не значит, что их легковесно заткнуть за пояс, но, попав в одно созвездие с той или иной фракцией, уже образцово знаешь, к чему готовиться и как строить дипломатию. С кем будешь воевать, с кем — торговать. И кто ранее захватит приглянувшуюся систему — методы колонизации, как и методы менеджмента, у любой расы свои. Играете за Софонов — не жалуйтесь на ветви Несгибаемых, удавившие ваш аванпост в плоде.
Последний аргумент королей (ну или звёздных лордов) — это, понятно, война. А для победы в сражениях необходим крепкий флот. Ковать военное железо нам предлагают в два этапа: обнаруживая типы кораблей в рамках научных исследований и добавляя к типовым корпусам модули на верфи. Потому что любое судно по умолчанию — несообразительная болванка с минимальным вооружением на борту. Строится эта посудина так же быстро, насколько и рвётся в клочья вражескими канонирами. Но немножко возни в редакторе и пара технологий для разблокировки ячеек на корпусе — и готов грозный дредноут. Сохранив успешный проект, можем собирать из таких звездолётов флотилии. Это спокойно, но есть нюанс: в пылу войны недолго забыть об очередном «апгрейде» и нарваться своими фрегатами пятого поколения на какие-либо Когти-8.
Капитан Врунгель одобряет: превращаем «Беду» в «Победу».
Порой же, наоборот, выгодно разгрузить транспорт от турелей и ракетных установок — так, поставить на корабль-исследователь дополнительные зонды вместо пушки, чтобы учить за ход больше аномалий и систем. В отдельных случаях даже самый здоровый модуль бывает помехой, ведь чем больше оборудования, тем длиннее строительство. С другой стороны, безоружному судну нечего противопоставить пиратам, какие начинают донимать практически сразу, не говоря уже об участии в крупных битвах.
Досадно, что в Endless Space 2 мочи сторон сходятся стенка на стенку. Перед сражением нам подают выбор из трёх тактик для «чайников» — например, эскадра с расцветай защитой принимает удар на обшивку и прогибается в авангарде, чтобы залучить противника в кольцо, а атакующие звездолёты действуют ровно навыворот. Дальше — дело статистики и желания смотреть ролик, по-киношному демонстрирующий, как звучит в вакууме выстрел из бластера или взрыв имперского крейсера.
То же самое выходит, когда оккупируешь планету конкурента: у вас, условно говоря, пятьсот десантников, а у него — триста пехоты и десяток танков. Сошлись — разогнались зализывать раны. И всё без какого-либо участия со стороны игрока, потому даже хорошо, что теперь схватки протекают в одну стадию, а не в три, как в оригинале. Так что после пары-тройки подобных сражений их анимацию попросту пропускаешь, чтобы скорее получить результат.
Смотреть на такие баталии можно, а вот мешаться — нет.
Endless Space 2 увлекательна, но вовсе не идеальна. Да и авторы привили ей не все успешные механики Endless Legend — например, дело с распределением обитателей по специальностям там оформлено куда лучше и удобнее. А удовольствие от управления космической империей то и дело калечат баги, среди которых попадаются такие, что приходится перезапускать игру, — как, положим, пропадающая возможность начать бой, из-за чего и ход-то завершить невозможно. Или бесят «тормоза» во второй половине партии. Но изъяны игры не отменяют её обаяния: тут действительно чувствуешь себя правителем звёздных систем и вершителем судьбин, отправляющим экспедиции и карательные эскадры к чёрту на кулички.
Сотрудники Amplitude создали масштабное, всесторонне продуманное и в то же пора органичное произведение, которое не скачет с пятого на десятое, но и не прощает промахов. Да, это развитие идей предыдущих игр студии, поэтому разрыва штампов вы не дождётесь, но не наломать дров, оставив исправно работающие предметы как есть, тоже надо уметь. Знакомиться с 4X-стратегиями посредством Endless Space 2, пожалуй, бессмысленно — она громоздка и спрашивает долгого, терпеливого постижения азов. Зато поклоннику жанра подарит десятки так же увлекательных, насколько и напряжённых часов у монитора. Причём, в отличие от Stellaris, какой остро не хватало контента на старте продаж, здесь в этом резоне полна коробочка.
Плюсы: атмосфера космического приключения, какую дополняют квесты с принятием решений; уникальные фракции и продуманный геймплей политики, науки, развития колоний; графика и музыкальное оформление вдохновляют.
Минусы: сражения по-прежнему стенка на стенку; предсказуемый ИИ; в нюансах дьявол ногу сломит; хоть и редкие, но раздражающие баги.