«Самая ожидаемая отечественная игра современности», «идейная наследница
Собственный схрон — главное богатство каждого игрока: именно тут хранится всё найденное во время рейдов добро.
«Самая ожидаемая отечественная игра современности», «идейная наследница
Собственный схрон — главное богатство каждого игрока: именно тут хранится всё найденное во время рейдов добро.
Тарков — вымышленный город, находящийся в вымышленной же Норвинской районы на северо-западе нашей страны. В советское время был «закрытым административным территориальным образованием» (ЗАТО) из-за присутствия целого ряда важных оборонных предприятий. Статус «затворённого города» был снят в 1994-м году, а спустя некоторое пора, благодаря созданию в области особой экономической зоны, Тарков сделался крупнейшим индустриально-экономическим центром европейской части России. Удобопонятно, что не обошлось и без иностранных инвесторов, одним из которых стала интернациональная корпорация Terra Group, вложившая в производство на территории города немало оружий.
И всё бы хорошо — область развивается, зарубежные партнёры получают барыш, правительство новейшие разработки и солидные налоговые отчисления, — да вот нечиста на длань оказалась эта самая Terra Group. Причём речь шла не о тонких махинациях, а о довольно серьёзных нарушениях закона, к тому же руководство концерна не брезгало использовать для решения возникающих проблем и грубую силу в облике частной военной компании USEC. В какой-то момент ситуация вышла из-под контроля, и на территории города раскатались настоящие боевые действия, где западным наёмникам противостояла уже российская ЧВК под наименованием BEAR.
Тарков покинуло большинство мирных жителей, а немногие оставшиеся пытаются выжить среди целого хаоса и анархии. Хватает и тех, кто решает использовать сложившуюся ситуацию для собственного обогащения, благо прав сейчас тот, кто стреляет первым.
Игрок в роли одного из наёмников — BEAR или USEC — должен отыскать путь из города, который превратился в территорию беззакония. Командование давным-давно не выходит на связь, вестей из внешнего мира нет — город блокирован военными ООН и российскими армиями. Врагом, как и другом, может оказаться каждый — и другие сотрудники обеих ЧВК, и здешние жители или бандиты (а зачастую это одно и то же). Как себя вести в подобный ситуации и каким образом выживать? Каждый волен решать самостоятельно.
Как ни удивительно, информации о сюжете в самой альфа-версии минимум — разве что небольшие заметки, какие показывают в подсказках во время загрузки уровня. Вне самой игры подача истории куда лучше — в официальных группах в соцсетях можно отыскать даже стилизацию под статьи из местной прессы. Так что желающим разузнать о сюжете игры лучше заняться поисками информации за пределами «альфы» — тут её приходится добывать по крупицам.
Каждое оружие разбирается образцово до такого состояния. Все остальные детали представлены в нескольких вариантах, потому всегда можно соорудить модель под конкретную ситуацию.
Более-менее разобравшись в незамысловатой истории Таркова, наконец пускаемся на исследование города. Само собой, для начала придётся немножко задержаться, чтобы посетить схрон и подобрать снаряжение для своего бойца. Впрочем, едва-едва зайдя в окно персонажа, обнаруживаешь, что выход в город откладывается как минимум на полчаса — виной всему особая система модификации оружия и снаряжения, позволяющая разобрать любой «ствол» и поменять в нём буквально что угодно, от ствола и приклада до прицела и лавки.
Копаться среди многообразия всего этого «огнестрела», а также массы модулей к нему очень интересно. Даже если не хватать во внимание то, что на эффективность оружия влияет его комплектация, сборка и разборка любого «ствола» доставляет чисто эстетическое удовольствие.
Существует такое понятие, как Gun Porn, каким обозначаются различные качественные фотографии и видеоролики, посвящённые оружию и его использованию или созданию (а вовсе не то, что вы поразмыслили). Так вот, в Escape from Tarkov подобная любовь к оружию выведена на высочайший степень. Модели — очень качественные и соответствуют настоящим, практически любую деталь можно рассмотреть в мельчайших подробностях, заменить на аналогичную или вовсе прибрать. Не хватает разве что возможности набивать магазины самостоятельно, по одному патрону.
Вполне можно воевать «калашом» без покрышки ствольной коробки или без приклада, так что далеко не беда, коли запчастей не хватает, — бывальщины бы критически необходимые для работы модули. Авторы моделей заслуживают самых лестных слов. А вот разработчиков GUI уже не похвалить: интерфейс неплох внешне, но весьма неудобен в использовании.
Кроме работы со амуницией, здесь же можно изучить статистику своего персонажа, его навыки и состояние здоровья. Пускай ролевая система в «альфе» пока недоступна, общее понятие о ней составить можно: основные умения и их описания от игрока не запрятывают, но «прокачивать» каждое ещё нельзя — растёт только общий степень.
В целом система модификации оружия впечатляет, особенно когда у тебя хватает различных моделей и деталей для «кастомизации». Судя по всему, «виной» такого изобилия был пресс-аккаунт, потому в схроне и полно оружия и снаряжения. Простым смертным придётся промышлять подобное богатство с нуля: либо во время рейдов, либо у торговцев.
На «Заводе» вечно есть выбор — либо забиться в угол и ждать, когда некто раскроет себя, либо взять инициативу в свои длани, надеясь на эффект неожиданности.
Отправляюсь в собственный первый рейд и я, набрав с собой снаряжения по максимуму. ВСС в дланях, СВ-98 и самый объёмный рюкзак за спиной, в кобуре пистолет с ПБС, поместительная разгрузка, набитая магазинами и гранатами, на голове — прибор ночного видения.
Правила несложны — необходимо добраться до выхода с локации, не погибнув от пули иных игроков или ботов, и по возможности найти (или снять с убитых) что-нибудь здоровое для использования или продажи. Другие участники занимаются тем же самым, причём с ними вполне можно скооперироваться, но такое скорее из районы фантазий: пока все предпочитают стрелять на поражение при каждой встрече.
Боты в роли здешних бандитов (их тут называют «Дикие») особой опасности не представляют. Да, они недурно обращаются с оружием, но их действия легко предугадать — уж слишком попросту и предсказуемо они ведут себя.
В дальнейшем игроки тоже смогут выступать в качестве «Диких»: в таком случае избрать снаряжение не получится, зато, оставшись в живых, можно будет пополнить схрон основного персонажа, если удастся отыскать что-то ценное.
Пока в EFT доступны три карты: «Таможня», «Лес» и «Завод». Если заключительный представляет собой относительно небольшой уровень, на котором утилитарны негде развернуться с дальнобойным оружием, то первые два изучать придётся длинно. Открытого мира нет, во всяком случае пока. Позже разработчики обещают добавить отдельный порядок, в котором перемещаться по Таркову можно будет относительно вольно, пусть и с загрузкой уровней в точках перехода.
Геймплей на любой локации уникальный. «Завод» — это рай для «кемперов» и тех, кто умеет содержать себя в руках. Ориентируешься больше по звуку, все движения — куцыми перебежками, от укрытия к укрытию. Здесь в чести дробовики и пистолеты — самое то, чтобы пострелять по-быстрому, не расходуя много времени на поиск противника. Как правило, тут выживает самый терпеливый.
На «Таможне» уже всё по-другому. Пространная территория под открытым небом, застроенная гаражами и складами, с железной дорогостоящий и рекой. Придётся постараться, чтобы найти других игроков или ценную добычу. Перестрелки на посредственных дистанциях, активное использование укрытий и обходы с флангов — с «короткостволом» сюда лучше не закатываться.
Дизайн локаций радует — в Таркове легко угадывается обыкновенный российский город.
«Лес» и в Таркове лес. Дикая природа в пригороде, хватает как хвойных зарослей, так и довольно открытых пространств. Тут на полную раскрывается потенциал снайперского оружия, желая можно найти применение и тем же дробовикам.
Хочется надеяться, что прочие локации будут столь же разнообразны как внешне, так и по геймплею. Как минимум нас ожидает ещё плотная городская застройка самого Таркова — наверняка там тоже будут свои особенности, какие придётся принимать во внимание во время вылазок за хабаром.
Бои в EFT действительно хардкорные: достаточно пары попаданий, чтобы послать противника на тот свет, а отдача при выстреле и моделирование баллистики вынуждает бить короткими очередями либо одиночными, лучше из положения сидя или лёжа. Вполне на степени серии Operation Flashpoint/Arma, а кое в чём и пожёстче — в «Таркове», так, практически нет «зума», благодаря которому всё в той же Arma III можно без проблем поражать мишень на расстоянии 500 — 600 метров даже без оптического прицела. Тут же иногда приходится стрелять не по врагу, а по укрытию, за которым он спрятался, надеясь, что пуля таки его зацепит. Вполне реалистично, как и обещали.
Отдельного упоминания заслуживает звуковое оформление. Оно не попросту хорошее — оно великолепное. Сочные звуки выстрелов, звон гильз по полу, оглушительный топот при беге, ругательства «подранков» — всё сделано весьма качественно и «как в жизни». Бандиты орут матом, нисколько не стесняясь, а оружие бьёт по-настоящему громко, без всякой жалости к ушам. Опять же, звук крепко работает как на создание атмосферы, так и на геймплей. Взять тот же «Завод» — в подавляющем большинстве случаев противника вначале удаётся услышать, а не увидеть.
«Казуальной» игру точно не наименуешь. Кроме достаточно сложной реализации стрельбы можно повергнуть в пример рейды в тёмное время суток. Ночью тут на самом деле ничего не видно, не спасает даже прибор ночного видения, какой, как и в реальной жизни, обеспечивает далеко не лучшую видимость.
Амуниция при смерти теряется полностью, за исключением содержимого специального контейнера (да и тот совершенно небольшой — много в него не положишь). Всю самую модную «снарягу» я утерял в том самом первом рейде. Впрочем, на заметку обрадованным охотникам хардкора — тогда виной неудачного окончания вылазки сделалась вовсе не вражеская пуля, а банальный вылет в главное меню без объяснения вин произошедшего. Подобных ошибок пока хватает — «альфа» есть «альфа», пунктами игра может весьма неприятно удивить. Страдает и оптимизация — пришлось свыкнуться к постоянному завыванию кулера видеокарты, работающей на пределе возможностей.
На этот момент в игре четверо торговцев, и у каждого свои предпочтения и собственный ассортимент товара.
***
Escape from Tarkov на данный момент воображает собой довольно грубую заготовку, над которой ещё работать и трудиться. Тем не менее заметно, что авторы знают, чего хотят добиться, и с намеченного линии, судя по реализации части своих обещаний в альфа-версии, сворачивать вовсе не намерены. Если они преуспеют, то мы подлинно получим тот самый «хардкорный боевик для серьёзных людей».