Живо для платформы:
В боях нельзя увеличить скорость анимации — это крепко замедляет прохождение и частенько раздражает.
Живо для платформы:
В боях нельзя увеличить скорость анимации — это крепко замедляет прохождение и частенько раздражает.
Интерес к этому проекту тем немало подогревался, что он является идейным продолжением весьма успешной тактической RPG Expeditions: Conquistador, какая вышла в 2013-м году и представляла собой увлекательный коктейль из King’s Bounty, текстовых квестов и стратегии про выживание испанцев в вселенной Нового Света.
В Expeditions: Viking появились новые механики (о каких чуть позже), сменился сеттинг, текстовые квесты почти пропали, но в целом всё знакомо: отряд разномастных персонажей, специалистов в различных ремёслах и боевых стилях, перемещается по глобальной карте, собирает ресурсы, разбивает станы, выполняет квесты, сражается в пошаговом режиме на пересечённой места. А мы подопечных «прокачиваем», общаемся с ними, кормим, холим, лелеем и решаем их собственные проблемы.
Только глобальная карта теперь двухмерная, а перемещается по ней не конь, а драккар, ну или попросту иконка, обозначающая наш хирд, то есть боевую скандинавскую дружину. Поступок Expeditions: Viking, что логично, разворачивается в Скандинавии эпохи викингов (а собственно в 790-м году нашей эры) со всеми вытекающими — набегами на берега англов и на монастыри, пиршествами, лихими драками и подношениями Одину или Тору.
Но при этом, как и в Expeditions: Conquistador, тут утилитарны нет никакой магии и мистики, всё в целом соответствует историческим реалиям. Огромные исполины оказываются просто разбойниками-переростками, мифический адский пёс Баргест — большенный бешеной собакой, а духи, охраняющие сокровища в склепе, — исхудавшими голодными бедняжками, замурованными в подземелье.
Вы можете дать кораблю любое имя и избрать его специализацию в зависимости от материала изготовления.
Наших викингов интересуют более приземлённые вещи — укрепление и помост собственного клана, который достался главному герою после исчезновения где-то за морями его папу, поиск ресурсов, союзников, древесины для корабля, борьба с конкурентами и иными претендентами на лидерство.
А когда во второй половине игры наш герой в розысках отца и славы вместе со своей дружиной приплывает к берегам Англии, начинаются ещё немало реалистичные (и более интересные) вещи: участие в разборках между двумя королями в войне за трон или, например, между язычниками, христианами и разными течениями в христианстве.
В процессе можно поддерживать различные стороны и по-разному идти к цели. Например, перебить группу идолопоклонников с детьми, которых преследуют разгневанные христиане, и заручиться поддержкой заключительных, чтобы вместе одолеть проклятых культистов, почитателей братьев Ромула и Рема, какие пьют молоко белой волчицы и мешают нашему продвижению по сюжету. Или, навыворот, спасти язычников и таким образом впечатлить волколюбов.
А можно вообще никого не убивать, а попросту принести тело белой волчицы культистам — правда, её необходимо не убивать, а просто вырубить. Для этого используется несмертельный порядок в боях, в котором враги не умирают, а падают наземь без сил. Это одна из особенной Expeditions: Viking, какая частенько позволяет найти нестандартные решения в квестах.
Вообще, как и Expeditions: Conquistador, вся игра пропитана нелинейностью — и в глобальных разборках между королями или тэнами, и в немало приземлённых делах. Квестов масса, все они по-своему интересны, и утилитарны каждый можно решить несколькими путями.
И если дилемма о том, кто из двух почтенных семейств викингов украл свинью, сопровождаемая целым расследованием, возбуждает улыбку, то проблема, как поступить с группой детей-сирот, терроризирующих цельный город, заставляет нахмуриться. Убить гадёнышей (но они же ещё дети!), избить их до полусмерти или предложить переехать в свои владения? Истина, в последнем случае в другом квесте вы должны были эти владения заблаговременно освободить от прежних хозяев, убив или прогнав в том числе дам.
Помимо готовых персонажей со своими характерами и личными историями можно создать и немало безликих, но не менее ценных наёмников.
Да, несмотря на похищение чушек и прочий юмор, который тут частенько встречается, в Expeditions: Viking, как и в Tyranny, позволяют быть нехорошим и очень плохим. Можно совершать набеги на своём драккаре, лукаво убивать собеседников прямо во время разговора, покупать невольников и превращать в них, грабить церкви и открыто объявлять английским королям и крестьянам: я пришагал грабить и убивать, а не искать союзов и торговых путей. Или всё же отыгрывать добряка и политика, заставляя ворчать некоторых особенно бородатых викингов в своём хирде.
Любое наше слово и каждое решение отражается на репутации (как и кражи в городах и сёлах) — это воздействует и на отношения с крупными фракциями, и на боевой дух соратников. Как и в Expeditions: Conquistador, все они обладают своими чертами нрава. И вот, например, какой-нибудь склонный к агрессии и тщеславию длинноволосый товарищ будет лишь рад, если в разговоре вы будете вести себя нагло, властолюбиво и грубо. А вот девица с копьём или чернявая травница — нет.
Слава господу, даже если уровень отношения к вам упадёт ниже плинтуса из-за каких-то ваших слов или из-за того, что вы не пожелали бросить всё и отплыть проведать мать одной из попутчиц, какой приснился страшный сон, никто из дружины не уйдёт — снизится моральный дух и сопротивляемость в сражениях. Но осадочек, как говорится, останется…
Помимо ваших поступков на состояние напарников также воздействуют усталость и голод. Элементы выживания в целом всё те же: когда мы разбиваем стан на карте, во время ночлега кто-то спит, кто-то охотится, некто делает из портящегося мяса непортящиеся пайки, кто-то ходит в рекогносцировку в поисках нычек с ресурсами, кто-то подметает, кто-то врачует раненых, ремонтирует доспехи или изготавливает новые. А кто-то стоит в охране, чтобы вся эта ватага не накрылась медным тазом.
Соответственно, весьма важно развивать из подопечных узких специалистов в какой-то районы, чтобы не пришлось рослых викингов заставлять подметать и стряпать, а хрупких девиц отправлять стоять на страже. Ну а главного героя лучшего итого делать отменным дипломатом, «прокачивать» ему проницательность, рассудительность, ловкость — в процессе выполнения многих квестов во время диалогов нередко проводятся проверки на эти параметры.
Напасть на христиан прямо в храмы просто ради грабежа — вполне в духе игры про викингов!
Ну и, удобопонятно, мы развиваем боевые специализации подопечных. В сражениях участвуют лучники, мечники, берсерки, целители, скальды, пращики, неужели что магов нет. Колдовство заменяют разнообразные умения, свойственные любой специализации, а также фирменная возможность использовать в драке не лишь зелья, но и ловушки, колья, сети, бочки с жиром и так дальше.
Сами сражения, по сравнению, например, с The Banner Saga, ничего особенно выступающего с тактической точки зрения не показывают. Тем не менее помимо западней в них нашлось место таким нюансам, как возможность запутаться или поскользнуться, угодить в окружение или под свободный удар врага, если вы пробегаете мимо него.
Правда, от случайных событий, выходящих во время ночлега или передвижения по карте, не спасут «прокачка», военная выучка и охрана лагеря. Они могут быть как удачными, вроде встречи с тороватым торговцем, так и не очень, когда кого-то из ваших викингов хватила оса или он отравился, выпив из ручья, где лежит труп оленя, — достоверно заболеет или получит воспаление. Чем выше уровень сложности, тем пуще случаются такие неприятности (а также травмы, порча амуниции, ресурсов и голодные обмороки).
Ко всему этому в Expeditions: Viking добавились ещё две механики. Во-первых, отстройка и развитие собственной деревни клана с увеличением степени её могущества и процветания — это влияет на финал игры, а также позволяет снабжать дружину ресурсами. Во-вторых, возможность плавать и даже порой совершать набеги на своём драккаре. Правда, оба элемента по большенному счёту пока не доведены до ума и мало влияют на происходящее. Набеги негусты, а отстройка деревни нужна лишь для просчёта результатов в финале.
Также пока неидеален и баланс в сражениях — лучники и бойцы со щитами решают всё. И к тому же в драках реже, чем в Expeditions: Conquistador, используются какие-то особые обстоятельства, когда нужно, например, успеть достичь определённой точки. Потому в целом сражаться тут проще, чем в прошлой игре, даже на рослых уровнях сложности, из-за чего отпадает и какая-то заостренная необходимость в «крафте» снаряжения.
В бою учитывается масса параметров, в том числе защита персонажа от выстрелов и его видимость для лучников.
***
Прелесть Expeditions: Viking в том, что многие проблемы (вводя технические огрехи и баги) достаточно оперативно лечатся патчами — проект всегда развивается и шлифуется. Я, конечно, надеюсь, что авторы доведут до ума баланс в сражениях и новые механики, связанные с собственной базой и собственным же кораблём. Вероятно, через какое-то время игра станет ещё лучше. Но ровно сейчас меня волнует, что же за проклятье тяготеет над семьёй лучшей подруги основного героя, поэтому я, пожалуй, вернусь в эту замечательную тактическую RPG. Чего и вам желаю.
Плюсы: увлекательный сюжет; богатые возможности для отыгрыша роли; тотальная нелинейность; качественная механика выживания; немало викингов, драк и пьянок; симпатичная графика; музыка и звук пять работают на атмосферу.
Минусы: некоторые механики ещё не доведены до ума; дисбаланс в сражениях.