Fallen Aces мощно стартовала в раннем доступе, получив массу экзальтированных отзывов и от критиков, и от игроков. За несколько дней она собрала более полутора тысяч обзоров, и 97 % из них положительные. Игра напоминает излюбленный многими экшн XIII, и к тому же за ней стоит издательство New Blood Interactive, выпустившее немало популярных бумер-шутеров, вводя DUSK, Amid Evil и Ultrakill. Но сама Fallen Aces непохожа на классический бумер-шутер.
Павшие хранители
Нуар, джаз, независимость, комиксы и бокс — вот такие первые ассоциации от Fallen Aces. А не кровища, мясо, коридоры, пиксели и что-то оглушительное, динамичное и резкое в наушниках. Сюжет отчасти навеян «Хранителями» и выполнен в комиксной стилистике. Действие разворачивается в 30–40-х годах в самом криминальном американском городе Свитчблейд, какой раньше защищала группа супергероев, входивших в титульную команду A.C.E.S.
На них началась охота, и чуть ли не единственным остался загадочный супергерой Найтвейв, объявления о розыске какого развешаны по всему городу. Всё начинается с покушения на известного политика, кандидата в мэры, который тоже имеет касательство к A.C.E.S. Сразу после этого убийцы пришли в номер нашего главного героя Майка, типичного пьющего детектива, какой оказался каким-то образом во всём этом замешан. Но Майка предупредил Найтвейв.
Похмелье, нападение, дождь и колочена в руках — не лучшее утро выдалось у детектива.
После этого начинается довольно мрачная, интригующая история, расшибленная в рамках первого эпизода на пять глав. Мы бегаем по пылающим улицам города, посещаем порт, загородное поместье и ночной клуб. Майк воюет или играет в прятки с гангстерами, встречает не самого приятного человека из своего прошлого, спасает из плена симпатичную девицу, ищет улики на месте преступления и даже улепётывает от акул. А ещё пытается помочь своему спасителю разобраться, что же выходит. Тот всё время на связи и периодически приходит на помощь.
Естественно, в рамках доступного первого эпизода выяснить, что происходит, не получается. Эпизод оставляет немалую интригу на будущее, в очередной раз убеждая в справедливости известной фразы про “ищите женщину”. И всё это сопровождается сочными диалогами и выразительно озвученными комиксами.
Бокс, карате и стелс
Основа геймплея в Fallen Aces — сражения, изыскание и стелс. Как и в Condemned: Criminal Origins, протагонист подбирает всё, что плохо лежит или выпало из рук врагов, включая трубы, доски с гвоздями, сковородки, колочены и бильярдные кии, и лупит ими противников, а потом бросает в них то, что осталось, — предметы тут так же быстро ломаются.
Майк — бывший боксёр, потому отлично чувствует себя и в рукопашной, развешивая направо и налево хуки и апперкоты. Главное — контролировать выносливость, чтобы не выдохнуться ранее времени. Он отлично уворачивается (многие враги, кстати, тоже) и периодически блокирует удары — если сделать это вовремя, то противник на пора будет оглушён и его разрешат смачно добить.
Пойти против такого с кулаками — не лучшее решение, но боксёр должен управиться.
Хотя вообще мне кажется, что на самом деле он был кикбоксёром, — Майк активно машет ногами. Выбивает двери, пинает в пах, оглушает, добивает ударом с разворота и может скидывать противников в воду, отталкивать на взрывные ловушки и так далее. А главное, ногами можно смачно давить упавших на землю бандитов — и тут уже вспоминается знаменитая нога Дюка Нюкема.
Палить из огнестрельного оружия — тут есть чета видов револьверов, пистолет-пулемёт, дробовик, снайперка и Томпсон — получается реже. Ещё в одном месте попадается гарпун. Неприятели пострелять любят (хотя далеко не все), но оставшиеся после них пушки зачастую непригодны для использования — остаётся разве что смачно кидать их в злодеев. А патроны к огнестрелу тут в большом дефиците.
Вот здесь мы ещё использовали динамит и коктейли Молотова — несмотря на джаз, нуар и дождь, кровища и «мясо» тут тоже присутствуют.
Противников, между тем, немало, а наш протагонист быстро склеивает ласты. Поэтому очень часто приходится красться, тихо вырубать врагов ударом со горбы и относить их тела куда подальше — остальные могут их заметить и поднять тревогу. Для отвлечения внимания можно кидать бутылки и другие предметы. А иногда нам позволяют вызвать по рации снайперский огонь от Найтвейва, чтобы тот точным выстрелом прибрал указанного Майком противника. Это тоже помогает отвлечь бандитов.
Частенько враги удобно стоят спиной, но многие бдительно патрулируют место.
Одна из глав целиком построена на стелсе. Нам сразу выдают пистолет с транквилизаторами и просят именно усыплять, а не убивать. Ничто, истина, не мешает нам включить Рэмбо. Игра в конце каждой главы просто сообщает, скольких мы убили, а скольких покинули оглушёнными, но живыми, — никаких рейтингов и дополнительных наград нет. Но всё равно хочется выполнить просьбу и сделать всё негромко, а потом просто сбежать под грохот выстрелов.
С кулаками и ногами — за свободу!
Многие называют Fallen Aces шутером с элементами immersive sim, и во многом это подлинно так. Здесь очень интерактивное окружение, позволяющее не только поднимать, но и бросать или пинать практически всё, включая бочки, урны, лампы, кастрюли, степлеры, фигурки и так далее. И из какой-нибудь урны вполне может выпасть банановая кожура, на которой поскользнётся враг. Про эффектное взаимодействие со взрывоопасными баллонами я уже молчу.
Но основное — это свобода исследования и прохождения довольно просторных уровней. Конечно, есть замкнутые локации, где нужно сбежать из отеля, исследовать дом в розысках улик, попасть в ночной клуб, но и там, и на более просторных картах всегда есть минимум два-три способа добраться до необходимого места.
Можно пойти напролом, найти чёрный вход, подвал, вентиляционную решётку, окно — а если оно затворено, попытаться открыть или выбить ногой. В том же ночном клубе попасть на усиленно охраняемую часть уровня у меня вышло через стеклянную крышу, которую пришлось разбить, чтобы эффектно появиться перед ошарашенными гангстерами.
Удобопонятно, почему патроны для дробовика такие редкие и ценные.
Эта свобода полезна ещё и тем, что позволяет собрать больше информации о вселенной игры. Так можно найти массу записок, некоторые из которых не имеют прямого отношения к нашей миссии, но подают интересные и забавные подробности. Например, на корабле лежит дневник капитана с рассказом о встрече с акулами. И уже через чету минут, если неудачно спрыгнете с корабля в воду, и сами с ними столкнётесь.
И конечно, заинтересованный исследователь отыщет многочисленные секреты и ценности, будь то деньги, оружие или полезные расходники вроде обезболивающих. Именно так в одной из глав я, к своему изумлению, раздобыл редкую снайперку и Томми-ган, после чего жить стало легче, жить стало веселее.
Аптечка, пистолет, бутер и кола? Ну, тоже недурно…
Уже на первом уровне вы можете случайно найти магазинчик, где, как оказалось, бандиты пытаются ограбить владельца — если избавите его, то получите в награду ключ от склада с ценностями. В некоторых других главах тоже встречаются необязательные мини-квесты по спасению NPC — вы можете даже не приметить этих ситуаций и пробежать мимо.
В другом месте можно подняться на второй этаж, перебить удивлённых вашим визитом неприятелей и найти записку, сообщающую о номере в отеле, где припрятаны ценности. Когда найдёте ключ от номера, то получите загадку на открытие сейфа. И всё это совсем необязательный для сюжета контент. Такой дизайн заставляет пылесосить и тщательно обследовать каждую карту, а потом нервозно смотреть на итоговое сообщение о количестве найденных и пропущенных секретов — и, потирая руки, проходить уровень заново.
А порой можно наткнуться не на секрет, а на такой вот неприятный сюрприз.
Пожелания на будущее
В некоторых ситуациях, правда, такая независимость идёт вразрез с логикой. Так, в одной из глав нам нужно опустить мост, чтобы перебраться на другую сторону, но никто не помешивает просто переплыть туда ещё до того, как опустите мост, который, получается, и не нужен. Но скрипт в этом случае не сработает, и придётся мастерить всё последовательно, как того хочет гейм-дизайнер.
Также можно покритиковать решение сильно ограничить количество предметов, какие мы вольны нести в руках. Слотов всего три, и игре всё равно, взяли вы в руки дробовик, трубу, боеприпасы или еду (она тут восстанавливает здоровье), — бутерброд или даже один патрон займёт целый слот. Это доставляет неудобства и ограничивает независимость в использовании арсенала.
Зачастую достаточно только ног и рук.
Не очень понятно, зачем нам копить и собирать деньги и ценности, какие конвертируются в доллары. Сейчас их тратить их попросту не на что. Максимум в торговых аппаратах можно купить колу и сигареты, какие дают временные бонусы, но стоят они один-два бакса. А я к финалу накопил более $8 тысяч. Где их можно сменять на реальные?
Не помешало бы добавить больше инструментов и возможностей для стелса. Впрочем, это уже вкусовщина. А вот что точно нужно сделать, так это вправить кремниевые мозги ИИ. В цельном враги достаточно внимательны, но бывали случаи, когда они толпились в дверях с вопросительным знаком над головой, а я стоял визави, но меня игнорировали — даже обидно как-то. А один противник, стоя в метре от другого, не заметил, как я того вырубил.
Ау, не меня разыскиваете?
Времени, чтобы всё исправить, добавить и улучшить, у авторов полно. Они говорят, что Fallen Aces пробудет в раннем доступе от года до двух. Финальная версия будет кормить три эпизода и встроенный редактор уровней. Заявку на успех разработчики сделали — уже в рамках одного эпизода мы получили полноценную игру, какая напоминает о супергеройских комиксах, классических шутерах и фильмах в жанре нуар. Теперь главное, чтобы студия вынесла заданный темп.