Продолжение ремейка Final Fantasy VII всё ещё в разработке, и в интервале между первой и второй частями Square Enix неустанно выпускает игры по вселенной «семёрки». Уже были и ремастер Crisis Core: Final Fantasy VII для ПК и домашних консолей, и мобильная королевская битва Final Fantasy VII: The First Soldier, какая успела за это время закрыться. А теперь появилась Final Fantasy VII Ever Crisis, эдакая компиляция всего, что франшиза предлагала с 1997 года. Доступна она лишь на «мобилках» и распространяется по условно-бесплатной модели — со всеми вытекающими.
Не всё на месте
Идея Ever Crisis заключается в том, чтобы слить все существующие проекты по вселенной Final Fantasy VII. Здесь есть сюжетная линия оригинала и история Crisis Core, а в дальнейшем будут доступны «сюжетки» мобильной Before Crisis и кинофильма Advent Children. Заодно авторы докинули бонус в виде The First Soldier, совершенно новой истории, основанной на одноимённой королевской битве. Основная «фишка» этого бонуса — возможность увидеть юного Сефирота; во многом благодаря этому Ever Crisis вообще привлекла внимание фанатов франшизы.
Однако не стоит ожидать полноценные игры, перетащенные на мобильные платформы. Во-первых, контент планируется выпускать порционно, так что истории здесь не закончены. Сюжет оригинальной Final Fantasy VII, к образцу, завершается там же, где и в ремейке, — после Мидгара. Да и The First Soldier обрывается на самом интересном месте. А контент по мотивам Before Crisis и Advent Children за пределами трейлеров и пресс-релизов пока даже не упоминается.
Во-вторых, игры претерпели существенные изменения и сочетают в себе различные стили. За пределами сражений они похожи на JRPG эпохи первой PlayStation с тиби-персонажами и детализированными задниками. В боях же графика остро меняется и напоминает о ремейке «семёрки» с графонистыми героями и красивыми спецэффектами. При этом на «ультрах» мой iPad восьмого поколения справляется с игрой пять — подтормаживаний практически нет.
Однако если выглядит игра здорово в любой момент, то геймплейно что моменты с тиби-персонажами, что бои вышли так себе. Из игр вырезали очень много эпизодов с исследованием локаций — уровни, где им позволяют заниматься, скорее исключение из правил. Да и изысканием это не назовёшь — бегаешь по линейной локации с очевидными входами и выходами и открываешь по пути пару сундуков, встречаясь с противниками в случайных сражениях.
Ну а свалки здесь классические для мобильной игры. Герой стоит как вкопанный и ждёт, пока полоска в нижней части экрана не заполнится. Процесс напоминает о Clash Royale: когда загорается необходимое число ячеек, можно нажать на одну из кнопок, отвечающих за действия, — либо исцелить себя или своих товарищей, либо использовать магию со стихийным уроном, либо попросту совершить сильный удар. Между целями позволяют переключаться, если их две и больше, а союзники в этот момент сами решают, что мастерить, — управлять ими нельзя.
Ещё вы можете менять стойку с атакующей на защитную — это полезно против боссов, заряжающих штурмы и задевающих сразу всех членов отряда. В защитной стойке повышается сопротивляемость, но падает наносимый урон, так что после применения неприятелем умений нужно поскорее переключиться на режим атаки. Ну и не обошлось без «лимитов» (limit breaks) — ультимативных военных способностей, которые копятся в процессе драки и могут сильно ранить оппонента. Желательно не использовать лимиты разом, а подождать, пока они не станут доступны хотя бы ещё одному члену отряда, — если всё активировать разом, урона наметёшь больше.
Все эти механики не делают бои разнообразными — в каждом сражении занимаешься примерно одним и тем же. Зато здесь можно включить самодействующие бои и ускорить их — этой опцией начинаешь пользоваться уже спустя час игры. Искусственный интеллект не самый умный, но с основной задачей справляется: и заклинания использует, и врачует раненых товарищей, и стойки переключает. Если вы прокачаете экипировку (а ресурсов на это дают очень много), с автоматическими сражениями можно играть очень долго и не чувствовать дискомфорта.
Вот только «играть» — громкое слово. Исследования локаций нет, бои автоматизированы, а сюжет порублен на тонкие кусочки. Самые важные эпизоды из всех игр оставили, да и диалоги на месте — как краткий пересказ Final Fantasy VII этот проект не так уж нехорош. Но не совсем понятно, на кого он рассчитан. Для первого знакомства со вселенной куда лучше подойдут консольные игры, где и с повествованием, и с геймплеем всё гораздо лучше. А давнишним фанатам серии наверняка надоело наблюдать за одной и той же историей. Бонусная кампания с участием юного Сефирота вышла неплохой, но интригующей её не назвать — самого Сефирота пока что очень мало, а остальные персонажи не слишком интересны.
В Crisis Core этот момент был повеселее, как и многие иные.
Нужно больше денег
Но главный недостаток Ever Crisis связан с тем, что это условно-бесплатная мобильная игра, причём в худшем резоне. Сюжетные режимы можно проходить бесплатно, но вам постоянно будут напоминать о наличии магазина и специальных предложений, поскольку миссии продолжаются около пяти минут и после каждой вы возвращаетесь в меню. Когда в первый раз за день заходишь в игру, окна устаёшь закрывать: одинешенек бонус за ежедневный вход, второй бонус, реклама боевого пропуска, сообщение о новых лутбоксах… Улучшаешь до максимума оружие — вылезает окно, повествующее, что за $5 вы можете купить набор ресурсов для повышения его уровня и продолжить прокачку. Предложение, конечно, ограниченное — спустя 12 часов оно пропадёт. Не упустите выгоду!..
Один из пунктов меню называется Draw, и там спрятана гача — вкладываете валюту, получаете лутбоксы и надеетесь, что вывалится нужная вещь. Можно покупать по одному лутбоксу, но делать это невыгодно, поскольку здесь есть система штампов — полоса прогресса со особыми наградами, содержимое которой получат только те, кто покупают лутбоксы пачками по 10 штук. В таком случае вам выдадут случайное число штампов (их может быть пять, а может быть один) и вы получите соответствующее количество наград. Самые ценные из них выступают на определённых уровнях. Например, сейчас есть гача с пляжным костюмом Тифы, её перчатки вы получите за 6 штампов, а прочий костюм — за 12. Так что если судьба распорядится так, что вам будут каждый раз давать мало штампов, до костюма вы доберётесь не скоро. Денежками эту проблему легко решить — на то и расчёт.
Подобные экраны видишь в разы чаще, чем хотелось бы.
В магазине, который есть отдельно от гачи, всё выглядит ещё страшнее. Куча наборов с ресурсами и гача-билетами, кристаллы для покупки воспоминаний героев, какие тратятся на их прокачку, всевозможные материалы… Хорошо хоть, что-то можно забрать бесплатно — один ресурс раз в несколько часов, закопанный в самом нательном разделе магазина. Ну и есть бустер, повышающий количество наград за прохождение боёв, — стоит он $8, а эффект продолжается лишь неделю.
Всё это можно было бы до поры до времени игнорировать, если бы игра не тыкала этим в лицо при первой возможности. Вот лишь ничто не выглядит достаточно привлекательно — в той же гаче, когда мне два раза подряд выдали по одной жалкой печати, охотиться за костюмом Тифы не осталось жажды, равно как и тратиться на валюту ради дополнительных лутбоксов.
К счастью, магазин — не единственное место, где можно получить ресурсы и валюту. Есть каждодневные миссии, «данжи», кооперативные бои и другие режимы, открывающиеся по мере прохождения сюжета. Однако в плане геймплея ничего новоиспеченного там не увидишь, и в подавляющем большинстве случаев все задания проходишь точно так же, как в «сюжетке», — используя автоматические бои и занимаясь своими делами, пока Клауд с товарищами делают всю работу. Очень быстро игра скатывается в гринд, особенно когда начинаешь погружаться в систему материй и встречаешь таймеры.
Даже ивенты вынуждают до посинения протекать одни и те же миссии ради наград. Они забавные — на этой неделе доступна мини-история об арбузном монстре, терроризирующем пляж, на каком отдыхают Зак, Клауд, Тифа и Аэрис. Сюжетные сценки, хоть они и дурацкие, смотришь не без удовольствия. Но после них — те же бои, в которых не участвуешь.
Да, арбузный монстр тут действительно есть.
Идея Final Fantasy VII Ever Crisis отличная — серия давно нуждалась в подобном сборнике, вводящем в себя все проекты по «семёрке». Жаль, выходит такой сборник не на ПК и консолях, а на мобильных платформах, из-за чего сюжетные кампании порезаны, геймплей мощно упрощён, а монетизация настолько агрессивная, что реклама вылезает на каждом шагу. Игра выглядит здорово, да и интересные идеи тут имеются, но проводить в ней время с каждым часом становится всё скучнее.
Плюсы: удачная идея с объединением в одной игре всех проектов по Final Fantasy VII; увлекательное смешение графических стилей — игра похожа то на старые JRPG, то на ремейк седьмой части; бонусный сюжетный контент, какой может прийтись по душе фанатам франшизы; отличная оптимизация.
Минусы: агрессивная монетизация с рекламными баннерами, вящим магазином и гачей; порезанные «сюжетки», вдобавок ни одна из них пока не доступна целиком; исследование локаций отошло на весьма дальний план по сравнению с оригиналами; однообразные бои, из-за которых очень быстро включаешь автоматические сражения.