Square Enix продолжает мастерить то, чем занималась в позапрошлом десятилетии, — превращает  Final Fantasy VII в отдельный бренд. После выхода ремейка в 2020 году она выпустила мобильную королевскую битву  The First Soldier (какая закроется через пару недель), в следующем году появится ещё одна мобильная игра —  Ever Crisis, а сейчас мы получили переиздание  Crisis Core: Final Fantasy VII, одного из лучших эксклюзивов PSP. В проект не стали вкладывать столько же сил и оружий, сколько в полноценный ремейк «семёрки», но и классическим ремастером его не назовёшь.

И не ремейк, и не ремастер

Трудно не заметить, как сильно тут улучшили графику по сравнению с оригиналом. Записанные ещё в 2007 году CG-ролики переделывать с нуля не стали, ограничившись цветокоррекцией, зато всё прочее выглядит куда более современно. Модели персонажей похожи на те, что были в ремейке FFVII, монстры значительно немало детализированные, локации тоже — спасибо Unreal Engine 4. Незнающий человек может даже не понять, из какой игры перед ним скриншот — из ремастера или из Final Fantasy VII Remake.

В то же пора, если не учитывать более качественные текстуры и эффекты, из всего остального в  Crisis Core -Final Fantasy VII- Reunion торчат уши игры пятнадцатилетней давности. Подновив картинку, разработчики оставили по большей части прежние анимации, и неловкие движения героев плохо сочетаются с нынешними моделями. В роликах на движке это не так заметно, но за их пределами очевидно, и это одна из причин, почему этот ремастер не назвали ремейком.

На PSP о таких утесах можно было только мечтать.

Куда сильнее возраст игры выдаёт геймплей, который перенесли утилитарны в первозданном виде. Поскольку это проект с портативной консоли, структура у него соответствующая: сюжетные главы длятся не немало двух часов, история в целом не очень длинная, а помимо основных заданий есть несколько сотен добавочных испытаний, каждое из которых не отнимает много времени — идеально для поездок в общественном транспорте или ожидания в очереди. Когда проходишь игру на домашней консоли, перед какой привык сидеть по несколько часов, подобная структура кажется странной — те же испытания слишком однообразны, чтобы возникало жажда уделять им много времени.

Сами сюжетные миссии тоже не трогали — путешествие по линейным локациям постоянно прерывается то очередной кат-сценой, то сражением. Весьма редко здесь можно отдышаться, темп быстрый — видимо, опять же сказывается портативное происхождение, ведь игроку желали показать как можно больше до того, как он выключит консоль или кончится зарядка. История не провисает, и всегда есть чем заняться, но в то же пора эти перерывы к середине игры начинают утомлять. Особенно потому, что бои в игре случайные, то есть перед стартом сражения вы весьма редко видите на дороге опасность.

Crisis Core -Final Fantasy VII- Reunion: Обзор

Сефирот этого казино

К счастью, сражаться с монстрами нескучно благодаря переделанной боевой системе. Если на PSP драки были тоскливым зрелищем, то в ремастере — торжество спецэффектов. Главный герой устанавливает блок и перекатывается, от ударов мечом разлетаются искры, можно в любой момент использовать магические приёмы («материи») — не переключаться между ними, как ранее, а зажать кнопку и быстро вызвать меню со всеми экипированными способностями. Но главное — система под названием Digital Mind Wave (DMW), какая отныне не останавливает бой, а продолжает работать параллельно с вашими действиями в бою.

DMW повторяет принцип работы игровых автоматов: пока вы с кем-то бьётесь, в углу экрана крутятся барабаны с изображениями персонажей и существ, которых протагонист встречает по мере прохождения истории. Если вывалилось три одинаковых изображения, вы можете активировать помощь товарища: кто-то атакует с воздуха всех противников, кто-то преходяще позволит вам наносить критический урон каждым ударом, а кто-то полностью вас исцелит. Призывы существ («саммоны») организованы точно так же, но если для людей достаточно проходить сюжетную кампанию, то ради существ необходимо завершать дополнительные миссии.

В оригинале суть была той же, но выглядело всё в разы несложнее.

Помимо изображений, на барабанах есть цифры, и они тоже влияют на ваши возможности в бою. Если выпали три семёрки, на 15 секунд вы сделаетесь неуязвимым. Если среди всех цифр есть только одна семёрка посередине, то какое-то время магические зачисления не будут потреблять ману. А если выпадут все двойки, то мана не потребуется до самого конца сражения. Всего тут около дюжины комбинаций, так что бонусы получаешь относительно часто.

Хотя у этого «однорукого бандита» есть сюжетное объяснение, система дискусионная. Бой с одним и тем же монстром может проходить по совершенно разным сценариям в зависимости от удачи. Если у крепкого оппонента есть бессилие к какой-то стихии и вы можете долго «спамить» материями без потери маны, то будет значительно проще, чем без такого бонуса. В то же пора в Crisis Core есть возможность увеличить шансы выпадения тех или иных изображений — если какие-то из эффектов вам особенно нравятся.

За то, как вы прочертили и завершили очередное сражение, дадут прибавку к характеристикам для следующей стычки. Особенно ощутимый бонус будет за бой без получения урона.

Ещё одна увлекательная особенность игры открывается в начале третьей главы, когда вы можете не только экипировать полюбившиеся материи в инвентаре, но и смешивать их. Это обнаруживает массу новых возможностей в бою, поскольку некоторые материи позволяют получить только таким путём. Сейчас, когда Crisis Core уже вяще 15 лет, все идеальные комбинации давно обнаружены — разработчики не стали ничего менять. Но если вы предпочитаете экспериментировать и не разыскивать подсказки в Интернете, система объединения станет своеобразной игрой в игре, ради которой захочется проходить как можно вяще побочных испытаний — там среди призов много материй.

Что было до

Всё это делает сражения зрелищными, динамичными и увлекательными, особенно если сравнивать ремастер с оригиналом. То же можно произнести о сюжете: Crisis Core — приквел Final Fantasy VII, и игроки, для которых ремейк стал входной точкой в эту вселенную, разузнают много интересного. Мы управляем не Клаудом, а Заком, членом элитного боевого отряда SOLDIER, который организация «Шинра» отправляет на самые сложные задания. То есть всю эту злодейскую кухню мы можем изучитьизнутри, в том числе разузнать, что случилось с Сефиротом и почему он стал главным антагонистом «семёрки».

Crisis Core -Final Fantasy VII- Reunion: Обзор

Единственное, что меня немного смущало в сюжете, – это поведение Зака. Сценаристы открыто хотели сделать его полной противоположностью Клауда — Зак любит шутить и не разучился радоваться мелочам. Однако иногда диалоги с его участием возбуждают стыд — хоть это справедливо и для некоторых других героев, Зак чаще остальных выглядит дурачком, а с устаревшими анимациями такие подмостки кажутся особенно нелепыми. Но в остальном Crisis Core — приятное приключение на два десятка часов, позволяющее взглянуть на подновлённые версии локаций, которые мы не видели в ремейке FFVII, но увидим в его продолжении с подзаголовком  Rebirth.

Что с тобой, Зак?

Стоит отметить и то, что Square Enix особое внимание уделила озвучению. Если какие-то персонажи игры встречались в ремейке FFVII, то тут они говорят голосами тех же актёров. Так что поменялся и актёр, озвучивающий Зака. Временами кажется, что саму игру ему не показывали и отдельный реплики он читает не совсем с теми эмоциями. В целом он неплохо справляется, хотя тут дело вкуса — фанаты оригинальной Crisis Core его невзлюбили.

Шестнадцатая «финалка» выйдет лишь сквозь полгода, продолжение ремейка Final Fantasy VII придётся чёрт знает сколько ждать — если вы изголодались по серии и незнакомы с Crisis Core,  Reunion стоит отведать. Это не выдающийся спин-офф, но хорошая и не слишком длинная JRPG. В полноценном ремейке она не нуждалась — не тот уровень. Однако и ремастер вышел не совсем стандартный — здесь не только графика стала в разы лучше, но и боевая система избавилась от многих недостач оригинала.

Плюсы: неплохая история о событиях до Final Fantasy VII; обновлённая графика делает старую портативную игру вылитее на ремейк «семёрки»; переработанная боевая система с удобными нововведениями; игра полностью озвучена актёрами, подарившими голоса героям в ремейке FFVII.

Минусы: структура сюжета, побочных миссий и локаций представляется устаревшей — она подходит портативной игре, но не консольной; элементы случайности в сражениях выглядят странно; не все повествовательные элементы неплохо сохранились.

Оценка игры