Не необходимо думать, что заголовок, вынесенный на афишу этого материала, придуман лишь для красного словца и кликабельности (хотя и для этого тоже).
Даже в Японии виртуальной побываем. Или это Китай?
Не необходимо думать, что заголовок, вынесенный на афишу этого материала, придуман лишь для красного словца и кликабельности (хотя и для этого тоже).
Даже в Японии виртуальной побываем. Или это Китай?
Проблема в том, что в этих виртуальных вселенных часто творятся всякие непотребства, совершаются преступления – и всё это отражается и на реальной жизни. Вплоть до того, что, погибнув в «виаре», человек может помереть и в «реале». А некоторые игры прямо продвигаются тем, что дают почувствовать настоящую боль.
Поэтому многие и прибегают к услугам геймдеков. Как сообщают авторы, это особые специалисты, «чей опыт позволяет находить тайны игровых миров и изучать их скрытые механики за вознаграждение».
Выглядит тут всё весьма атмосферно.
В демоверсии жирный и важный дядька, директор одной из корпораций, попросил нас выяснить, что случилось с его сыном по имени Фредо. Тот сел в особое кресло для перехода в виртуальный мир и до сих пор не встаёт – дышит, но не приходит в себя, словно застряв в цифровой реальности. Начинается расследование, мы собираем информацию, разыскиваем улики, общаемся с его лучшим другом Тимом, который тоже играл, но успел вернуться, а также с девушкой, какая, как и Фредо, вернуться не успела и застряла в «виртуале».
И тут важно сказать, что общаться можно по-разному, отыгрывая хорошего или нехорошего копа либо чередуя оба подхода. В беседе с Тимом нам важно было выудить из него ключевую информацию не лишь о том, что непосредственно случилось, в какую игру они попали и так далее, но и разные подробности о жизни Фредо – какой он человек, с кем знается, как к нему относятся и так далее.
Даже с работодателем можно вести себя по-разному, пытаясь что-то ему объяснить, унять его или не обращая внимания на его истерики.
Все эти данные складируются в меню «Дедукция», а потом на их основе возникают варианты нашей дальнейшей стратегии в расследовании. В этом резоне Gamedec вызывает ассоциации и с работами Frogwares про Шерлока Холмса, и с Detroit: Become Human. Например, во время первого прохождения «демки» я выяснил лишь то, где Фредо мог застрять – в виртуальной игре для взрослых, где много секса, алкоголя и насилия. И пришлось отправляться туда самому.
А что, я бы туда сходил…
Во другой раз я применил другой подход и выяснил, что у сына складывались натянутые отношения с отцом – тот уделял ему мало внимания. То есть Фредо пытался что-то доказать папе. Поэтому появился вариант предложить работодателю, чтобы папа сам отправился спасать Фредо – это, дескать, наладит их взаимоотношения. Судя по всему, это не то чтобы рабочий вариант – всё равно в виртуальное царство похоти и разврата нужно идти собственно. Но радует сама возможность узнавать такие подробности и выбирать варианты – это придаёт происходящему глубины.
Вот тут в «Дедукции» уже доступны три варианта поступков.
Чтобы получать именно ключевую, важную информацию, можно давить на собеседника, вести себя прямо, жёстко и порой топорно. В этом случае мы увидим, как специальная шкала будет смещаться влево, достигая новых точек. Каждая такая точка – новоиспеченная порция данных. Если же отыгрывать «доброго копа», давать перевести дух, задавать участливые вопросы и так далее, то шкала поползёт вправо – на ней тоже есть свои ключевые точки.
И тут основное – понять, какие реплики продолжат движение шкалы, а какие остановят или начнут движение в противоположную сторону. Игра нам об этом не сообщает и ничего не подсказывает. Потому есть риск беседовать слишком нейтрально, когда шкала балансирует, и получать только базовые сведения. Но подобный подход, делающий ставку на интуицию игрока, мне понравился. Он жизненный: и в реальном мире нам никто не выводит информацию, какую реакцию потребует следующая реплика.
Ну вот, довели мальчишку до истерики, но зато тактика «плохого копа» дала результаты.
Значительнейшим инструментом и в диалогах, и во время исследования мира, решения задач играет выбор профессии, то есть класса персонажа. В Gamedec они, разумеется, называются как-то хитро и по-своему, но базовые архетипы угадываются – условные технарь, сочувствующий всем медик, переговорщик с прокачанной харизмой и умением устраивать шоу, а также вояка, одарённый крепким здоровьем и не стесняющийся применять силу.
Помимо этих профессий на старте также нужно выбрать генезис героя – из нижнего он города или из верхнего. Тоже важно.
На самом деле, тут не всё так прямолинейно – у каждого класса есть свои нюансы. Тот же условный вояка вдали не всегда применяет силу. Более того, люди испытывают к нему уважение за «налёт задумчивости». Но в целом удобопонятно, чьи умения и в каких ситуациях помогают. Если играете за технаря, то сможете сами подобрать пароль от компьютера, а прочим придётся искать подсказки. Медик же спасёт человека там, где другие просто снимут шляпу и уронят взгляд в пол. Утилитарны в каждом диалоге и в каждой ситуации мы видим реплики и варианты, доступные только одной профессии.
Некоторые специальности позволяют отлично ориентироваться в крутых брендах.
Но это не значит, что развитие персонажа строго ограничено выбранным классом. Как и в Disco Elysium, в Gamedec используется довольно редкий подход к прокачке – до пьяных бесед с собственной логикой и эмпатией дело не доходит, но механика тоже по-своему увлекательная.
Принимая решения, выбирая реплики, мы демонстрируем те или иные качества – внимательность, нетерпеливость или, наоборот, спокойствие, логику и так дальше. И в зависимости от этого получаем те или иные очки «аспектов». Последние различаются цветом и позволяют прокачивать свои профильные специальности. А точнее, открывать в них новые специализации.
То есть, например, технарь может развиваться до специалиста по робототехнике, оператора машин или программиста. А дальней тот выбирает, вложиться в хакера или в некоего «кракера» – правда, я так и не понял, в чём разница (демо короткое).
Пока доступны лишь первые, начальные специальности. Но уже видно, что вариантов будет много.
Так вот, чтобы улучшать «медика», нужно проявлять пацифизм, способность слушать и сообщать честно, сопереживать и так далее. Тогда получите больше синих аспектов – каждые три таких очка позволяют выучить новоиспеченную специализацию из синей же ветки. А если будете больше проявлять нетерпение, безразличие и эгоизм, то быстрее накопите алые аспекты для развития профессий вояки.
При этом опять же в диалогах нет цветовой «дифференциации штанов», то есть никто не подсказывает, какие эмоции вы тут продемонстрируете и какого цвета аспекты получите. Всё – на интуиции, вашей совести и личном опыте в понимании того, что такое неплохо в данном случае, а что такое плохо. В итоге, выбрав на старте одну профессию, вы потом в диалогах сможете вести себя так, что при жажде будете прокачивать и другие классы. Или даже приобретёте новые положительные/отрицательные черты.
Новые профессии отворят и новые возможности.
В конечном итоге главное, на что ставят авторы Gamedec, – это именно отыгрыш роли. Тут нет хороших или плохих решений и ролей. Нет, как я уже сказал, подсказок и какой-либо системы кармы. «Игра постоянно адаптируется к вашим решениям, не судя их. Вас определяют ваши решения», – говорят разработчики, и это похоже на правду.
А вот персонажи, понятно, будут испытывать вполне конкретные эмоции по поводу наших действий. Они, как уверяют авторы, могут быть настроены и дружелюбно, и враждебно в зависимости от того, какие решения мы зачислили.
Конечно, многое в отношениях с NPC зависит от того, согласны мы им помочь или нет.
Даже выбрав агрессивный подход, вы не увидите в Gamedec привычных пошаговых или «рилтаймовых» сражений. Исход военных ситуаций решается или скриптами, или в ходе опять же диалогов, когда мы выбираем, атаковать, блокировать или делать что-то ещё (так, просто уйти).
Так, оказавшись в моём любимом виртуальном мире, где много выпивки, секса и страждущих с различными мольбами, наш детектив попытался выяснить данные о Фредо у одной сексапильной дамочки. Та в ответ предложила пройти в подворотню. Установленную информацию герой выудил, но в ходе беседы девушка всё равно напала, и пришлось её, пусть и виртуально, убить. Вот как это выглядело:
И в этой ситуации свалки можно было избежать.
Потом ещё машина какая-то вылетела с дороги и загорелась, перегородив проход, – пришлось разыскивать обходной путь. А в другой ситуации на помощь вовремя пришёл помощник детектива, который всё это время следил за выходящим из реального мира, – он что-то там взломал и запустил программу, которая позволила сделать с нашим обидчиком вот такое:
Топорно, но эффективно.
Это я к тому, что, несмотря на обилие диалогов, в Gamedec много динамики и напряжённых моментов. Например, прямо во пора разговора с девушкой, которая оказалась заперта вместе с Фредо в порнушном виртуальном мире, появились помехи и некто попытался отключить связь с ней. Надо было срочно её реанимировать прямо в виртуальном пространстве – я пытался так сделать. Это тоже, судя по всему, будет отдельная механика, где успех (а значит, и житье персонажа) зависит от правильных действий и реплик. И от профессии тоже.
При этом в демоверсии никаких сохранений не было – пришлось работать фактически наугад и потом жить с последствиями. Или переигрывать с самого начала и с новой профессией. Надеюсь, в полной версии сохранения всё же покажутся.
К сожалению, не успели…
И в то же время тут вас никто особенно не торопит – вокруг масса поводов для общения, изучения информации и окружения. В самом начине необязательно сразу идти на встречу с заказчиком: можно смотреть в окно, рассуждать, нравится ли нашему герою город или нет, имеет ли право на существование цифровая влюбленность и что лучше – реальная или виртуальная реальность.
Ещё минут на 30 вы зависнете, если начнёте настраивать Bliss – программу виртуальной ИИ-помощницы в квартире героя. Можно даже выбирать её нрав – будет она представительной, сочувствующей (развитая эмпатия), интеллектуальной или конфликтной. Это отразится на том, как она с нами будет общаться и как шутить – а тем для общения цело.
На её реплики мы тоже реагируем по-разному.
Можно читать письма на компьютере и даже играть в некое подобие космической MMO – ну, то есть не резаться напрямую, а решать, стоит ли, например, купить дорогущий новый звездолёт. А в виртуальном мире, где заперт сын нашего работодателя, есть даже вариант пообщаться с сообщающим… единорогом. Правда, это может плохо кончиться.
Сами тексты и персонажи хорошо прописаны. До уровня Disco Elysium они недотягивают в плане живой иронии, юмора и многообразия тем, но поляки явно очень стараются.
В игру встроен очень подробный и полезный кодекс.
***
Весьма хочется, чтобы у разработчиков всё получилось. По «демке» и другой доступной информации окончательные выводы делать не стоит, но удобопонятно, что у Gamedec колоссальные потенциал и перспективы. И дело не только в шуме вокруг Cyberpunk 2077 и интересе к подобной тематике. Игра сама по себе вырисовывается уникальной и поистине ролевой.
Жалко, нет чёткой даты релиза – пока указывается просто 2021 год. Надеюсь, поляки сдюжат, пусть даже выход придётся выносить для доведения игры до ума – мы к таким сюрпризам из Польши привыкли. Хотя и получить очередной киберпанковский долгострой не хотелось бы…