Воображаем вашему вниманию серию статей, посвященных Counter-Strike: Global Offensive, какие помогут вам лучше понять культуру нетленного FPS от Valve.

Дальше по тексту мы попробуем разобраться, почему в игре, где соревновательный элемент стоит превыше итого, не меньше (а иногда даже больше) ценятся разноцветные модельки оружия, за какие многие готовы выплачивать сумасшедшие суммы денег.

Скинов на оружие в Counter-Strike безумно немало, и почти все они очаровательны. Это лучшие образцы тактической моды, ослепительные, странные и порой очень дорогие. Некоторым игрокам нет до них дела, однако хватает и тех, кто дави не чает в красивых камуфляжах. «Крашеное» оружие пользуется феноменальным успехом: к образцу, стоимость редких ножей может превышать максимальный баланс портмоне Steam, составляющий 500 долларов, а сайты по торговле и мене таким оружием в изобилии присутствуют на просторах Всемирной паутины.

Сознаюсь честно: я обожаю скины. Но лучше б я их ненавидел, потому что затраты на дурацкие цифровые ключи к дурацким цифровым кейсам уже давным-давно превысили разумную отметку. Знатоки хорошо разбираются в экономике CSGO и используют эти познания себе на пользу. Они зарабатывают деньги на продаже редких ножей, придерживают кейсы до поры до поре, а затем продают их втридорога… в общем, они свое дело ведают. Что же до меня, я к этой братии никакого отношения не имею.  Мне попросту нужен розовенький керамбит «Градиент» в а-ля 80-е, чтобы я круто гляделся во время игры. Ну, или чтобы мне казалось, что я круто смотрюсь.

[embedded content]

Косметическая экономика Counter-Strike – предмет очень занимательная. Некоторое время назад я открыл кейс, мне вывалился нож, и моей первой мыслью было использовать этот нож вместо престарелого, чтобы улучшить своего персонажа. Я все время хочу заполучить вещичку получше да пореже. Но отчего?

Недавно я наткнулся на выступление технического художника Valve Бронвен Граймс, в каком она рассказала о том, как небольшая команда CSGO создала игровую экономику, внедрив оружейные скины. Она детально объяснила, как игроки оценивают предметы и чему Valve научилась в процессе труды над ними. Первая часть выступления, в основном, посвящена техническим аспектам создания скинов, тогда как во другой части Бронвен обсуждает отношение игроков и формирование экономики CSGO. Она даже рассказала о том, что до реализации раскрасок оружия команда всерьез подумывала о внедрении кастомизации объектов.

К примеру, рассматривалось внедрение персонализации моделей персонажей, добавление новоиспеченных видов оружия и возможность визуальной настройки существующих (изменение конфигурации ствола, приклада и так далее). От всего этого решили отказаться, и вот отчего. В Dota 2 вы всегда видите своего персонажа, поэтому присутствие кастомной модели героя имеет смысл: вы можете любоваться ей сколько вашей душе угодно. В Counter-Strike вашего протеже видают только другие игроки, и разработчики решили, что большое число изменений модели может сбить игроков с толку. Могли возникнуть проблемы с видимостью и дефиницией принадлежности к конкретной команде. Чем больше было бы скинов, тем проблематичнее было бы резаться. Новые виды оружия привели бы к серьезным проблемам с балансом и оттолкнули бы ветеранов от механики, к какой они давно привыкли. Что же касается настройки внешнего вида оружия, команда будет далеко продвинулась в этом направлении, однако в итоге сделалось понятно, что облик кастомизированных образцов затрудняет их идентификацию. На поле всего этого оружейные скины смотрелись очень многообещающе.

csgo-terrorist-skin

Сейчас мы знаем, какие раскраски продаются за астрономические суммы, а какие не стоят и выеденного яйца. Большинству игроков нравится одно и то же: ослепительные, цветастые предметы, цены на которые взлетают до небес. Истина, Valve не рассчитывала на такой эффект.

Поначалу команда Граймс трудилась над воссозданием гидрографического камуфляжа, так как он не слишком сложен в исполнении и подошел бы для пробы. Команда полагала, что коммьюнити CSGO вяще понравятся реалистичные рисунки, а не те аляповатые скины, которые так ценятся сейчас. И я отнюдь не использую слово «грубые» в негативном смысле: я являюсь гордым владельцем перламутрового P90, потому аляповатый – это то, что доктор прописал, и в Valve это быстро поняли.

Граймс рассказала о том, как ее команда исследовала массу первоисточников в попытке создать реалистичные скины, к образцу, с камуфляжной окраской. Изучив детали, они поняли, что есть масса различных способов модифицировать оружие. А затем пришагало откровение. По словам Граймс, «в ходе сбора информации мы постигли, что в реальном мире люди часто создают вещи, какие кажутся нам непривлекательными».

«В таком случае, перед нами встает проблема: чего хочет наш клиент? – продолжила она. – Художественный манера игры основан на реальном мире, а мы уже пошли по пути копирования существующих обликов отделки. С другой стороны, в мире много поставщиков услуг, какие апеллируют к самым разным вкусам. В игровом же мире мы являемся один-единственным поставщиком, и наш вкус может не соответствовать нужным требованиям. Таким манером, нам пришлось отказаться от персональных пристрастий и создать широкий спектр предложений, чтобы оценить реакцию людей».

Пользовательские работы не менее разнообразны и профессиональны.

Пользовательские труды не менее разнообразны и профессиональны.

Именно это они и сделали. В первом обновлении Arms Deal был представлен невообразимый выбор «шкурок», от темно-зеленого пиксельного камуфляжа до нелепой снайперской винтовки AWP «Удар молнии». По суждению Граймс, если у вас есть только один скин, в девяти случаях из десяти вы будете его использовать. С иной стороны, некоторые экспонаты так не нравятся игрокам, что они предпочитают использовать типовой черный окрас. Граймс особо подчеркнула, что сообществу не по душе как раз то реалистичное занудство, срисованное с оригинального гидрографического камуфляжа.

«Таким манером, несмотря на то, что начинали мы с военного камуфляжа и считали его классным, – добавила она, – очутилось, что нашей аудитории больше нравится окраска, напоминающая пейнтбольное оружие. Нам показали на то, что Counter-Strike хоть и вдохновлялся военными играми, на самом деле это не милитаристский симулятор. Это спорт. Когда наши клиенты играют, он не желают быть солдатами, а предпочитают считать себя элитными игроками в Counter-Strike. Наверное, неудивительно, что эстетика нашего проекта имеет так много всеобщего со спортивными состязаниями».

Как ни странно, специалист по экономике и аналитике онлайн-рынков Свивали Лехдонвирта с этим согласен. «Раньше я играл в CS и знаю, что соревновательный элемент тут очень силен, – сказал он. – Я также играл в пейнтбол и могу то же самое произнести о нем. Многие, кто увлекается пейнтболом, тратят массу денег на клевую оснастку, и никто не находит это странным или не соответствующим его состязательной природе. Поищите в Google снимки профессиональных игроков в пейнтбол: по сравнению с аватарами CS эти ребята выглядят как натуральные павлины. То же самое можно сказать о велоспорте, парусном спорте, автоспорте и т.д. Скоро к этому списку примкнёт и киберспорт».

«Если посмотреть на наш контент, – сказала Граймс на своем выступлении, – может уложиться впечатление, что мы с самого начала решили поставить во главу списка ослепительные, визуально привлекательные предметы, так как мы знали, что они высоко ценятся, однако это была стратегия снижения рисков. Мы не на шутку переживали по предлогу того, что людям не понравятся яркие предметы, поэтому вместо того, чтобы сортировать их по ценности, мы отсортировали их по степени рисков. Если вы получали высококлассный объект, вы в любом случае были бы довольны, так как к вам в руки попадала негустая вещь, хоть вам и не нравился ее внешний вид. Что же касается других игроков, они тоже бывальщины бы довольны, так как им нечасто приходилось бы сталкиваться с яркими предметами ввиду их раритеты».

AWP "Удар молнии". Ну не страшила ли?

AWP «Удар молнии». Ну не страшила ли?

Так почему же некоторые предметы так пути, что продаются на сторонних сайтах, вдали от кошелька Steam с его лимитами? Что ж, Свивали считает, что люди оценивают игровые предметы точно так же, как и реальные, и я склонен с ним согласиться. Логично предположить, что скин не дает вам никаких преимуществ, однако вы чувствуете то же чувство удовлетворения, что и при покупке классной вещи в реальном вселенной. К тому же, многие реальные предметы также ничего здорового вам не дают. Подумайте о том, насколько редки ножи в CSGO, а затем о том, как редки определенные их варианты по сравнению с другими. Если вы получите одинешенек из таких раритетных ножей, у вас будет нечто ценное и уникальное, чем обладает избранное меньшинство. Немало того, каждый скин генерируется со своей степенью износа и индивидуальным паттерном. Собственно поэтому на сайтах по торговле и обмену предметами люди указывают, что их нож «на 70% пурпурный, на 20% розовый и на 10% золотой», имеет «великолепные паутинки» и «выглядит, как новенький». Характеристики любого скина в сравнении с похожими очень влияют на его ценность, что создает порядочный разброс ценности среди оружия с одинаковым скином. Такое сплошь и рядышком встречается в любой экономике.

Valve четко дала постичь, что лучший способ создать процветающую экономику – внедрить масса различных факторов, которые делают один и тот же предмет желаемым в большей или меньшей степени. В CSGO эти факторы включают в себя раритет, эстетические характеристики, качество предмета, паттерны и наличие технологии StatTrak. Даже новизна и ностальгия воздействуют на ценность оружия, но, пожалуй, самое главное – это само оружие. Скины AK, M4s и AWP ценятся вяще всего, так как это наиболее часто используемое оружие. Все это вносит определенный лепта в игровую экономику, которая постоянно меняется, ведь различные игроки ценят разные свойства одного и того же объекта.

Тем временем, не все получилось так, как было задумано. Команда разработчиков CSGO недооценила число кейсов, которое игроки будут открывать, что привело к удивительным последствиям в плане соответствия стоимости, качества и редкости объектов. Для примера возьмем скины AK-47 «Красный глянец» и «Черноволосый глянец». Красный можно достать из ящика, а Черный выпадает в игре.

«Алый на два качественных разряда выше Черного, – пояснила Граймс. – С эстетической точки зрения они весьма похожи, но, если уж на то пошло, Красный глянец смотрится эффектнее, и это вторая вина, по которой мы рассчитывали на его высокую стоимость. Тем не менее, из-за числа открытых кейсов в игровом мире оказалось больше Алых AK-47, чем Черных. AK-47 Красный глянец продается в среднем на четыре доллара недороже [на момент разговора], чем Черный. Хуже того, Красный глянец выставляется на торговлю чаще, если сравнить общее количество этих скинов в игровом вселенной. Если вы владеете Красным AK-47, вероятность того, что вы выставите его на торговлю, в два раза выше по сравнению с Черным. Влияние дефицита на стоимость крайне значительное. Это один из самых очевидных факторов прогнозирования стоимости».

Тот самый Красный глянец, жертва переизбытка на рынке.

Тот самый «Красный глянец», жертва переизбытка на рынке.

Собственно на эту ценную редкость мы и рассчитываем, открывая кейсы в CS. «Ключи и кейсы – это механизм распространения лута, основанный на базовых стандартах психологии азартных игр, – отметил Свивали. – Схема с варьирующимся соотношением, игровой автомат. Как я знаю, эта система впервые появилась в китайской MMO ZT Online в 2006 или 2007 году. Ныне ее применяют в самых разных играх, аккуратно внедряя приносящий доход игровой машина, который тем или иным образом интегрирован в базовый геймплей. Тем не немного, разработчики обязательно должны учитывать законы азартных игр, если является возможность превратить игровой выигрыш в реальные деньги».

Я не из тех людей, кому нравятся казино или игровые машины. Честно говоря, мне не по душе идея денежных ставок в формате казино, однако я регулярно расходую деньги на ящики CSGO. 170 рублей за ключ – это не весьма много, в особенности если покупать один ключ за раз. Да и вечно есть шанс, что вам выпадет нож и вы вернете потраченные деньги, не так ли? Что ж, я не уверен. У меня есть подруга, какая играла в CSGO всего пару недель, когда в одном из первых кейсов ей подвернулся тот самый желанный нож керамбит «Градиент» с идеальным изгибом лезвия. С иной стороны, большинство пользователей не могут похвастать такой абсурдной счастием. Лично я просто стараюсь не вести статистику потраченных денежек, чтобы не портить себе настроение.

Даже не задумывайтесь, сколько это все стоит.

Даже не задумывайтесь, сколько это все стоит.

Все это принудило меня задуматься о том, насколько пагубно могут повлиять кейсы из CSGO на людей со расположением к игромании. Ларс Олсон, нейробиолог из Каролинского института, поделился со мной своими соображениями по этому проблеме.

«Некоторые люди более подвержены тем или иным формам подневольности, – сказал он, – будь то алкоголь, наркотики или поведенческие модели. Все дело в том, что на генетическом степени мы разные, и гены, ответственные за важность системы вознаграждений, в мозгу кой-каких людей функционируют таким образом, что эта самая система легче “поддается ухищрениям” вознаграждающего опыта типа азартных игр. […] Проблема заключается в том, что, когда мы подвергаемся воздействию наркотиков или определенных схем поведения, какие более приятны, чем естественные удовольствия, система вознаграждений перестраивается, и мы еще мощнее жаждем этих более сильных источников удовольствий, нежели тех, что мы можем получить природным путем».

Люди с юмором придумали даже симуляторы открывания кейсов для мобильных устройств. Правда, азарт уже совсем не тот.

Люди с юмором придумали даже симуляторы открывания кейсов для мобильных конструкций. Правда, азарт уже совсем не тот.

Олсон не играл в Counter-Strike, но ему вкратце разъяснили принцип работы ключей и ящиков, а затем задали проблема: может ли относительно низкая цена на ключи завлечь людей, имеющих вящую склонность к приобретению зависимости?

«Безусловно, это более соблазнительно, ведь по сравнению с ценностью потенциальных объектов, которые могут вам выпасть, ключи относительно дешевые, – отметил он. – Получается, что вы можете “выиграть” объект, который стоит примерно в 200 раз дороже заплаченных вами денежек. С другой стороны, это куда меньше, чем можно получить в кое-каких лотереях. Сила зависимости определяется многими факторами, вводя то, насколько быстро вы получаете награду после оплаты. Чем куцей промежуток времени между действием и вознаграждением, тем сильнее это возбуждает привыкание. Помимо того, эффект еще становится сильнее, если награда сопровождается добавочными раздражителями, к примеру, звуковыми или визуальными эффектами. Наконец, не немного важно, насколько часто вы получаете вознаграждение. Ученые давным-давно изучают этот предмет на примере игровых автоматов».

Все это заставляет всерьез задуматься. Собственно я считаю, что текущая экономическая система CSGO вполне приемлема, и я могу стать в любой момент. Честно. Что же касается сторонних сайтов-аукционов образа CSGO Lounge и CSGO Jackpot, не могу сказать достоверно, хорошо все это или плохо. С одной стороны, вы делаете ставки оружейными раскрасками, а не реальными денежками, но, с другой стороны, некоторые из этих скинов стоят весьма дорого. Люди покупают дорогие предметы, выторговывают кейсы с турниров, меняют их на предметы общей стоимостью в десятки тысяч рублей, затем опять уходят в трейды и получают вожделенные предметы вроде ножа-бабочки с каким-либо дурацким названием. И не важно, что через месяц-другой эта же бабочка упорхнет в незнакомом направлении, чтобы осчастливить бывшего хозяина новой побрякушкой, и затеряется на линии к неизбежному забвению. В конце концов, рано или поздно настанет день, когда ни одинешенек из оружейных скинов CSGO не будет стоить ни гроша.