Это их планета и их рай.
Гуляем по планете
Хотя поначалу кажется, что игра вообще не про сюжет. Кей и Ю, взявшись за руки и элегантно скользя над поверхностью (у них для этого особая обувь на энергетической подушке), учат острова, очищают их от некоей ржавчины и просто собирают ягоды, чтобы вместе готовить и есть, прежде чем пойти находить звёзды на ночном небе и спать. Потом начинают собирать ту же ржавчину и искать детали для «Гнезда», чтобы починить корабль, потерпевший в результате стихийного бедствия.
Как водится, из собранных ресурсов можно крафтить расходники – лечебные мази и пилюли, различные усилители скорости и урона в бою. Причём делать это нужно вместе и синхронно.
Ничего сложного тут нет, но всё равно вместе заниматься как-то симпатичнее.
То же самое и в сражениях. Да, драться тоже приходится – в основном с различными местными зверушками, которые под действием ржавчины становятся чересчур агрессивными. Тут тоже лучше одновременно нажимать нужные кнопки атаки и вовремя отпускать их, чтобы сделать особенно нездорово. И обязательно кто-то должен прикрывать – нужно договариваться, кто будет блокировать, а кто атаковать.
Некоторые враги уязвимы лишь к таким совместным атакам.
Все успешные действия – очищение островов от ржавчины, победы в боях, починка элементов корабля и так дальше – увеличивают уровень взаимосвязи между героями; так они прокачиваются и получают новые уровни. Причём Кей и Ю тут рассматриваются как единый организм с всеобщими характеристиками – здоровьем, скольжением, прыжками, силой ударов и особых атак. При повышении что-то автоматом увеличивается и открываются новоиспеченные возможности.
Герои научатся делать красивые сальто и финты.
Любовь ничто не остановит
Всё это, конечно, хорошо, но поначалу, повторю, в Haven нет особых сюжетных мишеней и происходящее напоминает лайт-вариацию на тему выживания со сбором ресурсов и крафтом. Смущают не самое удобное управление при скольжении и заворотах, а также отсутствие вменяемой ориентации на местности. Игра не ставит сложных задач. Да, пища бывает разной калорийности, и поначалу Ю воротит нос от чересчур жирной, но в итоге оба спокойно лопают всё, что приготовили.
Собранные плоды через некоторое время опять появляются.
Да, чтобы очищать ржавчину и эффектно реять, нужно периодически заряжать обувь, но необходимые для этого струи Потока проходят повсюду. Претензии на нелинейность тоже не впечатляют – периодически выбор реплик в диалогах «повышает твёрдость духа», но это немного на что влияет.
Разве что на необходимость мужественно попробовать неизвестный инопланетный плод…
И в сражениях тоже долгое время особых проблем не возникает. Даже если вы играете соло – довольно просто одновременно нажимать кнопки, чтобы проводить совместные атаки. Привыкать тут, конечно, нужно, и в целом в кооперативе открыто удобнее, но и в гордом холостяцком одиночестве играть комфортно.
Однако постепенно ситуация именно с точки зрения геймплея меняется – являются намёки на то, что происходящее на планете как-то связано с родиной Кея и Ю, то есть сюжет становится более чётким и интригующим. Проявляются и элементы метроидвании – герои, так, могут взлетать на своих антигравитационных ботинках и нестись на струях Потока по воздуху, чтобы добираться до недоступных ранее пунктов.
Если не попасть в струю, можно и свалиться.
Однако сперва придётся найти материалы и улучшить обувь в «Гнезде». После ещё Ю откроет в себе талант делать выброс Потока – это помогает открывать некоторые двери и прогонять зверушек, какие присасываются к важным источникам энергии и тем самым перегораживают порталы на другие локации. В боях растёт напряжение – то и дело выступают боссы, воевать с которыми уже не так просто. Потом за нашей парочкой влюблённых вообще начинают гоняться жуткие роботы.
Наконец, являются нормальная карта и даже возможность совершать быстрые переходы, летая на спине вот такой зверюги:
Иногда этот «транспорт» вначале нужно победить.
Я тебя никогда не забуду
То есть игровой процесс уже кажется полноценным и вполне затягивающим. Но основное, что привлекает в Haven, – это всё-таки сами герои и их трогательные взаимоотношения. Они обнимаются и целуются, чтобы поправить друг товарищу здоровье, спят обнявшись, возделывают свой небольшой огородик, выращивая фрукты из найденных зёрнышек и даже заводят домашних звериных.
Ну где ещё в качестве аптечки выступают поцелуи и объятия?
Даже в том, как некоторых напуганных зверушек они успокаивают, а над другими незлобно подшучивают, есть своя прелесть.
Это мы посвистели, и здешний «страус» от испуга притворяется мёртвым.
К слову, в ходе игры ни одна животина не пострадала – герои их не убивают, а усмиряют, приводя в нормальное, миролюбивое состояние.
Под поступком ржавчины такие жуки ничего не боятся.
Но во всём этом, повторю, не чувствуется показушности и чрезмерной сахарности – навыворот, отношения Кея и Ю выглядят искренними и настоящими. Они могут считать звёзды, придумывать им забавные названия и обсуждать, на что похожи облака, а после Ю встанет и с детской непосредственностью сообщит, что хочет писать. Или спросит: «Мне показалось или ты на лету ущипнул меня за попу?»
Люд, любившие и состоявшие в таких отношениях, прекрасно знают, что именно такие вот мелочи и означают, что между двумя случилось уже целое взаиморастворение –это не конфетно-букетный период, а настоящие чувства, в которых возможны и такие детская непосредственность и здоровая ирония.
К слову, эротических подмостков тут нет.
***
Именно в демонстрации таких чувств и отношений заключается главное достижение (в том числе терапевтическое) Haven. Потому что нет ничего значительнее настоящей, искренней любви, демонстрации (и, если хотите, пропаганды) которой нам так сейчас не хватает и в жизни, и в играх. И уж тем немало если вы сейчас одни, то поиграть совершенно точно стоит – тоже захотите влюбиться или позвонить бывшим, чтобы был предлог перепройти Haven в кооперативном режиме.
Плюсы: сюжет, персонажи, диалоги; атмосфера искренней романтики и любви; кооператив; графика; музыка и озвучка.
Минусы: игра негусто ставит сложные задачи; есть проблемы с управлением при перемещении персонажей.