Живо для платформы: PC
Культовый сериал Quest for Glory от супругов Кори и Лори-Энн Коулов ( Corey Cole, Lori Ann Cole), трудившихся в Sierra On-Line, на рубеже 80—90-х годов прошлого столетия фактически создал новый жанр юмористических adventure/RPG. Там решение пазлов, сбор и применение объектов и другие квестовые элементы органично соседствовали с выбором класса персонажа, нелинейностью, прокачкой навыков, сражениями, примеркой новоиспеченной экипировки и цитатами из «Автостопом по галактике». Последняя игра в серии вышла в 1998 году, но после ещё были фанатские ремейки и пародии, а с появлением Kickstarter и моды на ренессанс классики мы увидели еще несколько отличных представительниц жанра adventure/RPG — так, Heroine’s Quest: The Herald of Ragnarok и Quest for Infamy.
Авторы Quest for Glory, природно, тоже поддались соблазну и с 2012-го начали продвигать собственный проект — Hero-U: Rogue to Redemption. Деньги на него собирали в несколько заходов, получив сквозь Kickstarter более 500 тысяч долларов, но этого всё равновелико оказалось мало, чтобы в срок выпустить игру, амбиции какой постепенно росли. Спустя шесть лет разработчики всё-таки спустили ожидаемый многими долгострой на воду. И очутилась эта игра такой же неспешной, как и темпы её разработки.
Похитителем стану я — пусть меня научат!
Hero-U: Rogue to Redemption — это не продолжение Quest for Glory (прав на какую у супругов нет), а её духовная и идейная наследница. Как и почти во всех подобных играх, всё тут закручено кругом «героической» темы и начинается с обучения главного героя… на героя. Лишь если обычно в таких ситуациях нам давали выбор, кем в итоге сделаться — магом, воином или вором — и на чём специализироваться, то тут у Шона O’Коннера особых вариантов нет. Начинающего воришку, грезящего попасть в легендарную воровскую Гильдию, поймал с поличным некий незнакомец и по каким-то одному ему ведомым винам отправил не в тюрьму, а в Университет героев — но не на кафедру паладинов или там магов, а на воровской факультет.
Сами студенты в мишенях конспирации называют себя классом «отправленных в отставку бардов», но обучают их не игре на лютне, а тому, как верно подкрадываться, подглядывать в замочную скважину, ползать по канату, метать ножи, использовать отмычки, западни и верёвку.
И это не пустые слова: по сюжету периодически действительно доводится сдавать тесты по теории и практике воровства, отвечая, как идеальный вор устроился бы в той или иной ситуации, или, к примеру, покупая отмычки и пытаясь взломать в учебной горнице хоть какой-нибудь замок. При этом, естественно, в саму горницу получится попасть только с помощью всё той же отмычки.
Универ. Новоиспеченные серии
Конечно, такое ограничение в специализации героя связывает и нелинейность самого прохождения. Ведь в каждом выпуске Quest for Glory фактически было три игры — прохождения за мага, похитителя и воина (выбор нужно сделать на старте) существенно отличались, предполагая разные способы решения проблем, задания и порой даже (как, например, в Quest for Glory: Shadows of Darkness) различные сюжетные линии.
Очень характерная для всей игры картинка, передающая дух и расположение Hero-U.
Однако и в Hero-U: Rogue to Redemption хватает нелинейности. Связано это прежде итого с тем, как мы общаемся, выстраиваем отношения с окружающими — и, соответственно, как отыгрываем свою роль. Дело в том, что игра во многом напоминает этакий симулятор студента/школьника со всеми вытекающими — общением с однокурсниками и преподавателями, сдачей испытаний и строгим распорядком дня. Шон выполняет многочисленные поручения — помогает отдать тест по отмычкам, устраивает свидание с девушкой для соседа по горнице или, наоборот, расстраивает встречу сокурсницы с богатым студентом, какой сразу невзлюбил нашего героя, и так далее.
Помогая, протагонист улучшает взаимоотношения с тем или иным персонажем. А репутация Шона высчитывается отдельно для любого из тех, кого он встречает в геройском универе. Кроме того, утилитарны в каждом диалоге есть выбор из нескольких линий поведения: быть неглупым, весёлым, отвечать корректно, уклончиво или говорить прямо, без обиняков. Также можно флиртовать и мастерить подарки.
Учиться, тренироваться и ещё раз учиться
Так мы выстраиваем свой собственный манер главного героя. Выстраиваем не только словом, но и делом — все наши поступки также увеличивают и его многочисленные характеристики. Чем чаще он подсматривает в замочную скважину или вслушивается, что творится за любой дверью, тем быстрее увеличивается его восприятие, чем чаще пытается взламывать замки, тем лучше его навык обращения с отмычками. Даже регулярные спуски/подъемы по лестницам университета прокачивают умение карабкаться.
Нарисовано всё тут шикарно, в поистине фантастическом стиле.
В университете есть специальная комната для практических дел, где можно тренироваться — метать ножи, бить манекены, ходить по верёвке, лазать по тросам, поднимать гантели. Всё это постепенно увеличивает соответствующие параметры — мочь, ловкость, мастерство ведения боя или защиту.
Также боевые характеристики прокачиваются в сражениях, какие в основном разворачиваются в подвалах университетского замка — туда мы регулярно сходим, чтобы убить монструозного вида крыс и тараканов и получить за их тушки денежки, на которые покупаем зелья, бинты, ловушки, отмычки или, так, новый жилет, повышающий защиту. Кроме того, можно декламировать различные книги в библиотеке, становясь умнее. В общем, всё по заветам серии The Elder Scrolls — и вполне в традициях Quest for Glory, где была такая же ролевая механика.
Делу пора — потехе час
Загвоздка в том, что помочь всем и сразу и прокачать всё за одно прохождение не выйдет. Студенческая жизнь Шона расписана по часам: утром он непременно должен присутствовать на занятиях, днём — ходить в столовую, а после 10 вечера — ложиться почивать.
Можно, конечно, выйти из своей комнаты после отбоя или не разом пойти в столовую, чтобы выкроить дополнительные полчаса на утилитарные занятия или выполнение какого-нибудь задания, но велик шанс нарваться на нездорового директора универа и получить предупреждение за плохое поведение. А когда «золотых карточек» накопится на 100 баллов, Шона отчислят, и всё закончится — как и в Quest for Glory, в Hero-U немало способов увидеть преждевременный «геймовер». Да и сам герой быстро устаёт и начинает зевать, отрекаясь выполнять многие активные действия. Поэтому через какое-то пора игра принудительно отправит вас за обеденный стол или в постель.
Природно, без карточных игр, бильярда и дартса, прокачивающих удачу и навык Gaming, в воровском классе попросту не обойтись!
Вот и приходится выбирать в условиях постоянно цейтнота, кому в первую очередность помогать, с кем флиртовать, какие задания завершать. И как прокачивать героя — заниматься с гантелями и манекенами, исподволь превращая Шона в накачанного воина, или ползать по канатам и верёвкам, развивая прежде итого ловкость. Поэтому первое прохождение здесь может выделяться от второго и третьего.
Студенческая рутина
Но в любом случае придётся запастись терпением — авторы переусердствовали, превращая игру в симулятор студента с размеренным и строгим расписанием. Дела в классе, обед, библиотека, драки с крысами в подвале, тренинги в комнате для практики, сон — и так по кругу.
Понятно, что в Quest for Glory и немало похожих играх герои тоже, как правило, проходят обучение в университетах и магических академиях, но там есть ещё и странствия по экзотическим местам, где можно совершать подвиги и находить новоиспеченные приключения на свою пятую точку. А в Hero-U подавляющую доля времени мы проводим в стенах и казематах универа, общаясь с одними и теми же персонажами и выполняя образцово одинаковые действия под раздражающее тиканье часов.
Да, через какое-то пора начинают происходить более интересные события, выясняется, что замок цел секретов, мы всё дальше углубляемся в казематы под зданием, находим негласные комнаты с сокровищами, скелетами и призраками, учимся общаться с духами, встречаем какого-то удивительного волка и так далее. Но до этого ещё надо дотерпеть. Да и пошаговая военная система, если честно, разочаровывает — она слишком уж примитивная. В свалке доступны лишь несколько вариантов действий — переместиться, стукнуть, метнуть что-нибудь в голову, пропустить ход или сбежать.
Слово в этом случае действительно не воробей, так что приходится думать, что и как говорить.
Когда смех продлевает и спасает
Собственно юмор и ирония во многом спасают игру и раскрашивают эту студенческую рутину. В какой-то момент похитителей обвиняют… в воровстве самых разных предметов у других обитателей геройского университета — от яблок на кухне до шляпы у ректора. И грозят класс распустить, а студентов изгнать. Именно Шону O’Коннеру (так и хочется назвать Шоном Коннери, да?) предстоит прочертить расследование и поймать воришку, которым оказывается говорящий кубовый комок с глазами.
Вообще, забавных персонажей в Hero-U: Rogue to Redemption хватает. Шон существует в комнате со студентом, у которого папа был человеком, а мама — фавном дамского рода («Твоя мама — олень?» — тут же совсем не толерантно уточняет наш герой), в подвале торгует всякими здоровыми предметами мышь в пиджаке, а на развешанных повсюду картинах можно увидать изображения львов в броне паладина или прямоходящих собак в костюме Шерлока Холмса. Как тут не припомнить, что в Quest for Glory тоже были леотавры, то есть человекольвы, или, так, элементали пиццы!
Да и сам главный герой — тот ещё юморист, который может сострить по предлогу любого предмета в пределах видимости. Благо в Hero-U огромное число качественного текста и едва ли не половина уходит именно на ироничные описания и рассуждения об увиденном, сопровождаемые шутками-прибаутками, цитатами, отсылками к играм, книжкам и фильмам и периодическим пробиванием «четвёртой стены». Более того, утилитарны любой предмет, будь то чашка, стол, картина, скульптура, комод или пианино, можно попытаться украсть. В большинстве случаев — безрезультатно. И Шон, природно, постоянно шутит на эту тему.
После поражения в бою с рядовыми противниками герой не умирает, а попадает в университетский лазарет.
***
Hero-U: Rogue to Redemption вышла игрой неоднозначной. Её очевидные достоинства вроде шикарно нарисованных задников, обилия юмора, качественного текста, увлекательных персонажей и загадок соседствуют с откровенно бюджетной анимацией, примитивной военный системой и слишком уж (особенно поначалу) рутинным симулятором студенческой жития. Однако те, кто обладает должным терпением, ценит вдумчивое прохождение, обожает читать, знает английский (на русский игра пока не перемещена) и уж тем более помнит классику в лице Quest for Glory, попросту не имеют права пропустить такую выстраданную работу супругов Коулов.
Плюсы: увлекательный сюжет; обаятельный главный герой; хорошо прописанные персонажи; обилие качественного текста, диалогов, юмора и иронии; масса навыков, которые прокачиваются по мере использования; достаточно рослая реиграбельность и вариативность; очень симпатичные рисованные фоны; симпатичная музыка.
Минусы: бюджетная анимация; диалоги не озвучены; немало рутинных действий; мало разнообразных локаций; примитивная военная система.