Призрак новоиспеченной Genshin Impact бродит по планете. Понятно, что Honkai: Star Rail, очередная анимешная «гача» от HoYoverse, осуждена была на успех, и большие цифры не должны удивлять — более 30 миллионов предварительных регистраций, 20 миллионов пользователей, скачавших игру в первоначальный же день, рекорды по загрузкам в App Store, десятки миллионов долларов, заработанных уже в первые дни… Удивить может другое — «новоиспеченная Genshin Impact», при сходстве в стилистике (и даже в интерфейсе), во многом отличается от предыдущего аниме-хита HoYoverse. И в то же время это не ровное продолжение Honkai Impact 3rd, которую китайцы выпустили ещё до «Геншина», — c ней тоже есть как очевидные параллели, так и различия. Что же это за зверь подобный — Honkai: Star Rail?
Через тернии к звёздам
В целом всё понятно и знакомо. Сражаемся, выполняем квесты, накапливаем разные валюты и материалов на прокачку персонажей, их способностей и снаряжения, а также на синтез расходников, тратим аналог выносливости на прохождение каждодневных рейдов и испытаний в местных вариантах подземелий («чашелисты», «подземелья коррозии», «виртуальная вселенная» и иные). А ещё качаем боевой пропуск выполнением разных активностей и периодически запускаем гачу, чтобы в «казино» вытянуть новоиспеченных персонажей.
Химеко была моей первой пятизвёздочной. Причём выбил её абсолютно бесплатно.
Как и во всех играх HoYoverse, в Honkai: Star Rail цело красивых аниме-девочек, хотя изредка (реже, чем в «Геншине») встречаются и пацаны, которые тут себя чувствуют как мальчики на питерском филфаке, то есть как одинокий сухой бамбук посреди цветника. Денежки эта условно-бесплатная игра выжимает в основном именно из нашего желания заполучить приглянувшуюся вайфу — желательно пятизвёздочную.
Многие привычные по «Геншину» предметы тут просто называются по-другому. Вместо «молитв» (то самое гача-казино) здесь «прыжки», вместо ограниченных ежедневным максимумом «очков смолы» — «энергия освоения», вместо «ранга путешественника», от какого зависит доступность многих сюжетных заданий и других возможностей — «уровень освоения». А архонты, боги, на каких многое завязано и в истории, и в геймплее, превратились в эонов.
Но сразу же бросается в глаза то, что Honkai: Star Rail не няшное, лубочное фэнтези, а космическое приключение, причём пунктами довольно взрослое и мрачное, заставляющее периодически делать тяжёлый выбор. Одно из первых побочных заданий вынуждает нас решать, произнести ли молодому человеку, что девушка, оказавшаяся на другой планете, ответила взаимностью на его электронное признание в любви, или соврать.
Нюанс в том, что из-за пространственно-временных искажений пора для них течёт по-разному. И когда (и если) она вернётся к нему на станцию «Герта» (это наша основная база), то он будет уже старцем, а она останется молодой и прекрасной. И он, если сказать правду, будет жить только этой предстоящей встречей, отвергая все прочие возможности.
Многие события происходят на самой станции «Герта».
Впрочем, для «хонкайщиков», прошедших вдоль и поперёк Honkai Impact 3rd, это ещё цветочки. Тут надо сделать необходимое отступление и произнести, что сама вселенная серии Honkai — это во многом эмоциональная боль, мрак, депрессия и энтропия. А сочетание в одном из трейлеров ослепительной аниме-девочки, лихих сражений и капель дождя, стекающих по окну с видом на мрачный город, — лучшая иллюстрация ко всей Honkai Impact 3rd.
Как и в Mass Effect, тут есть метафизическая и почти неотвратимая мочь под титульным названием Хонкай, которая уничтожает человеческую цивилизацию на Земле всякий раз, когда та становится слишком раскрученной.
Это скриншот из Honkai Impact 3rd, но почувствуете ли вы разницу?
А проводниками апокалипсиса становятся богоподобные люди (хёршеры, или судьи). С этой угрозой пытаются биться, а на переднем крае обороны оказались наши боевые вайфу — валькирии. Так вот, беда в том, что в некоторых из них просыпается сила хёршеров и они сами становятся вином гибели тысяч людей, после чего переживают эмоциональную катастрофу.
Мэй, одна из главных героинь Honkai Impact 3rd, пыталась кончить с собой, но её еле успела спасти другая валькирия. Над многими девушками ставили эксперименты, и в результате одна из них, Зеле, завязла и полностью растворилась в Квантовом море, а её лучшая подруга и названая сестра Бро́ня из-за этого потеряла возможность ходить и чувствовать сложные эмоции. Другим эксперименты сильно сократили жизнь.
И вновь продолжается бой!
Именно история и проработка персонажей — основные достояния Honkai Impact 3rd, и в новом выпуске серии авторы пошли по тому же пути, хоть и несколько снизили градус мрака. Причём сюжетно игры никак не связаны — сейчас действие разворачивается в параллельной версии вселенной и мы видим много новых персонажей, а некоторые старые серьёзно изменились — та же Панцирь здесь может ходить сама, а Зеле уже далеко не такая беспомощная.
Общей темой осталась глобальная угроза, какую несёт мирам и цивилизациям загадочная сила — в Honkai: Star Rail за неё отвечает таинственный Стелларон, известный как Рак Всех Вселенных. Его посеял по всей вселенной один из местных богов, эон Разрушения. Так уж получилось, что во время нападения легионов антиматерии на станцию «Герта» собственно Стелларон дал жизнь нашему герою (или героине).
Эоны тут очень странные, но прикольные. Как и некоторые тексты.
Тот факт, что эта мочь оказалась в теле протагониста, естественно создаёт задел для будущих сюжетных драм и потрясений. Но первым делом мы присоединяемся к экипажу «Астрального экспресса» и вступаем в команду, которая, перелетая от одной планеты к другой, как раз занимается поиском и обезвреживанием Стелларона и порождённой им коррозии (она именуется Фрагментум).
Первая и пока единственная планета, на которую мы попадаем, — Ярило-6, заснеженная до состояния, в котором почти невозможно выживать. Она открыто сделана по российским и славянским мотивам — вечный снег и холод, большой и очень важный для сюжета робот по имени Сварог и встреча (поначалу не весьма приятная) со старой знакомой Броней, которая как раз родилась в России.
Компактно, но весело и интересно
И вот тут выясняется ещё одно принципиальное отличие от Genshin Impact — поступок (по крайней мере, сейчас) разворачивается не в открытом мире, а в полуоткрытом. Тут есть большие города и территории, где всегда можно отвлечься ради выполнения побочных квестов, розыска сундуков и более сильных врагов, но все переходы в другие локации сопровождаются загрузками.
Понятно, кому-то это может не понравиться, зато концентрация увлекательных персонажей, событий, диалогов и квестов здесь выше, чем в Genshin Impact. Там это тоже присутствует, но как-то размазано по ширям бесконечно прекрасного мира, в котором можно любоваться пейзажами и вдыхать пьянящий воздух свободы, но поначалу тяжело уловить, как сюжетные квесты связаны с нашей главной задачей, и приходится выполнять кучу рутинных заданий по сбору объектов и зачистке локаций.
А вот в Honkai: Star Rail сюжет без лишних предисловий переходит от слов к делу — минут сквозь 10 после прибытия на Ярило-6 мы уже вынуждены бежать от стражников местной хранительницы, которая явно скрывает что-то весьма важное и страшное. И персонажи все как на подбор харизматичные — проходных попросту нет.
Забавная маленькая Хук, лидер местной детворы, какая просит называть себя Могучей и требует подчинения и безмерного восхищения; плутоватый Сампо, который постоянно нас то ли спасает, то ли подставляет; шумная и развеселая девушка по имени Седьмое Марта — именно в этот день члены «Звёздного экспресса» нашли её в космосе заледенённой во льду; похожее на зайца существо Пом-Пом, которое служит бортпроводником нашего поезда, — это ещё не все запоминающиеся персонажи, какие, что важно, появляются с самого начала.
Юмора и забавных ситуаций в игре хватает. А местами сценаристы просто отрываются — они придумали сценки, где нас тянет слиться с шкафом или отворить чужой сундук, написали квесты, обыгрывающие темы троллинга и хейта в соцсетях и мессенджерах, добавили забавный девайс для розыска предметов («Находюшка»), который спамит рекламу и предлагает воспользоваться «гуманоидной самоходной тактической микроволновкой».
Немало и более серьёзных тем и заданий. Есть, например, отсылка к «Бегущему по лезвию» (точнее, к повести Филипа Дика «Грезятся ли андроидам электроовцы»), когда мы решаем, сказать ли андроиду правду про его происхождение или уничтожить его. С этой точки зрения Honkai Impact 3rd всё равновелико мрачнее, а «Звёздный экспресс» представляет что-то среднее между ней и Genshin Impact, но в любом случае персонажи, квесты и диалоги тут ослепительнее, нежели в прошлой игре HoYoverse.
Честно хотел показать примеры серьёзного выбора (они есть!), но такие дилеммы куда увлекательнее. Господи, что со сценаристами вообще происходит?
Это видно ещё и по тому, как часто нам предлагают выбирать реплики во время диалогов — пускай это серьёзно ни на что не влияет, а только позволяет передать тон и настроение ответа, но так герой (или героиня) выглядит более живым и воспринимается как личность, с какой хочется себя ассоциировать.
То же, да не то
Главное геймплейное отличие Honkai: Star Rail от предыдущих работ китайской студии тоже разом бросается в глаза. Здесь все сражения проходят в пошаговом режиме, который во многом взят из последних выпусков культовой серии The Legend of Heroes — неудивительно, учитывая, что многие её разработчики сидели в рядах HoYoverse над «Звёздным экспрессом».
Это всё анимации из сражений.
Это сразу облагородило бои, особенно по сравнению со слэшерной механикой Honkai Impact 3rd. Всё привычно — атакуем по очередности, копим энергию для применения особых навыков (например, удар по нескольким врагам, а не по одному) и мощных, красиво анимированных ультраспособностей. Порой срабатывают бонусные атаки.
Да, здесь нет такого же фокуса на комбинации стихий, как в «Геншине», но мы всё равно должны учитывать уязвимость неприятелей к стихиям и типам урона. А персонажи в Honkai: Star Rail относятся не только к разным классам (за них отвечают так именуемые пути эонов, где путь Разрушения даёт физический урон, а, например, путь Гармонии позволяет накладывать здоровые ауры на союзников), но и к разным стихиям и типам урона.
Возможностей для прокачки много — помимо развития самих персонажей необходимо также изучать, активировать и улучшать пассивные и активные навыки, которые тут представлены аж в трёх механиках. Плюс есть полноценная система экипировки.
В итоге проходных сражений стало меньше, а серьёзных (особенно с боссами) — больше. Да, многие сражения можно доверить ИИ и автобою — они шагают в разы быстрее, и персонажи сами применяют свои навыки. Но также зачастую нужно лично заморочиться, грамотно правя бойцами, — или даже отступить, чтобы лучше подобрать и прокачать партию.
Догадываетесь, почему Сервал моя любимица?
В сюжетной кампании критические трудности всё равновелико возникают редко. А вот во время прохождения испытаний и рейдов, которые особенно важны для прокачки «уровня освоения» и получения ценных материалов, доводится попотеть. Особенно нужно отметить уровни «виртуальной вселенной», которые представлены в формате рогалика, — тут случается действительно сложно.
Если что, можно позвать на помощь друзей, а точнее, воспользоваться их персонажами, призвав одного из них в качестве бойца поддержки. Этим, к сожалению, кооператив в Honkai: Star Rail ограничивается — на поле Genshin Impact действительно шаг назад. Как и невозможность сменить оружие у персонажей.
Honkai: Star Rail выглядит как прекрасная, качественная и в целом классическая JRPG с пошаговыми боями, которую по понятным причинам перевели на гача-рельсы. При этом расходовать деньги для прохождения сюжета вовсе не обязательно — в магазине авторы даже сами предупреждают пользователей, чтобы они «играли умеренно и не тратились сверх меры». Лукавят, разумеется, но всё равно похвальная забота. Хотя кто их слушает — по некоторым данным, Honkai: Star Rail принесла авторам вяще, чем Genshin Impact на старте. Пока новая работа HoYoverse пользуется успехом, а вот дальше всё во многом будет зависеть от последующего наполнения и расширения игры — как минимум охота больше планет и более интересного кооператива.
Плюсы: интересный сюжет; множество ярких квестов, событий и диалогов, спрашивающих выбора; увлекательные пошаговые сражения; разнообразная система прокачки; обилие испытаний, в том числе с загадками; игра пять выглядит и звучит.
Минусы: нет открытого мира и полноценного кооператива; на старте мало регионов для исследования.