Уже 12 февраля (и 13-го на консолях) сходит  Banishers: Ghosts of New Eden от французской студии DON’T NOD. И я скажу сразу — это её лучшая игра со времён  Life is Strange. Во пора прохождения я вспоминал то  The Witcher 3, то  God of War 2018 года, то  The Last of Us Part II, забывал о еде, без устали снимал скриншоты и постоянно пытался условиться с собственной совестью.

Изгоняющие призраков

В Banishers французы пробуют новый для себя сеттинг. Это не современность, как в дилогии Life is Strange, не грядущей, как в  Remember Me, и не викторианский Лондон, как в  Vampyr. Действие происходит в 1695 году в Северной Америке, в провинции под названием Нью-Иден. Сюда ездят два «изгнателя», Ред и его возлюбленная Антея. Их позвали, чтобы разобраться с проклятием, охватившим Нью-Иден, — зима здесь никогда не проходит, люд мрут как мухи, видят кошмары и призраков.

Изгнатели занимаются тем, что отправляют на покой призраков, которые преследуют живых. Частично они напоминают ведьмаков — у них есть свой орден, уникальное оружие, травы, ритуалы и способности, позволяющие избавляться от созданий (за деньги, конечно), с которыми больше никто не справится. И это вполне нормально в данной версии Северной Америки — тут ещё есть демонологи, столетние бабы-яги, ожившие трупы и собранные из кучи тел чудища на пол-экрана.

Изгнатели могут видеть события прошлого — для этого необходимо провести ритуал.

Про уродов и людей

Однако те, кто знаком с творчеством DON’T NOD, уже должны были догадаться, что это игра не про призраков и чудовищ, а про людей, какие и являются главными монстрами. И проклятие Нью-Идена, и остальные случаи «присутствия» (то есть появления призраков), с которыми сталкиваются наши герои, потребованы людскими грехами.

Но, естественно, речь не о религиозном морализаторстве, хоть действие и происходит как раз тогда, когда церковь была особенно мощна. Наоборот, тут явно прослеживаются антирелигиозные мотивы, а в целом речь идёт об общечеловеческой морали. И конечно, отчасти — о привычной для DON’T NOD повестке. Одна из ключевых героинь вырвана скрывать свои чувства к девушке. Сама Антея — темнокожая. И по приезде в Нью-Иден она сталкивается с неоднозначным, скажем так, касательством к тому, что женщина является главной в тандеме изгнателей. В целом Антея скорее феминистка, хоть и влюблена без памяти в харизматичного шотландца Реда.

Согласитесь, они отлично смотрятся вместе.

Согласитесь, они пять смотрятся вместе.

Но авторы совсем не зацикливаются на всей этой тематике. Это лишь одна из красок в общей, будет мрачной, палитре человеческих пороков, слабостей и предрассудков, показанных в игре. И главными судиями живых и мёртвых выступают собственно наши герои.

Жизнь или смерть

Дело в том, что практически в самом начале Антея погибает и возвращается к Реду в облике призрака — и это давно уже не спойлер. Теперь по иронии судьбы изгнатель и призрак путешествуют, сражаются и разбираются с проклятием совместно. Но всегда помнят, что в конце, когда они доберутся до тела Антеи, перед ними встанет выбор — воскресить девицу с помощью запретного волшебства или провести ритуал вознесения, чтобы её душа спокойно покинула мир живых.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

По кодексу самих изгнателей, верным решением будет, конечно, вознесение. Но в первую очередь Ред и Антея — люди, которые к тому же сильно любят товарищ друга. А любовь заставляет творить самые непредсказуемые вещи. И кто знает, что они выберут? Точнее, что выберете вы. Причём выбор этот встаёт уже в самом начине, когда нам нужно принести клятву, пойдут ли герои по пути воскрешения или по пути вознесения. Никто не мешает преступить клятву, но в финале это скажется на отношениях между ними.

Нюанс в том, что для ритуала воскрешения нужно выносить как можно вяще смертных приговоров живым людям, когда мы расследуем дела о присутствии, — это утоляет призрачный голод Антеи и наполняет её живой сутью. А для вознесения, наоборот, лучше как можно чаще изгонять призраков в Пустоту, обрекая души на вечные страдания, или освобождать их, поднося покой.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

Изначально самым очевидным для меня выбором было помочь влюблённым и воскресить девушку, тем более что призраки после вынесения тленного приговора и сами исчезнут. Но проблема в том, что почти все дела о присутствии довольно запутанные, и там нет однозначно правых и виноватых — или виновны все.

Как поступить в ситуации, когда женщина изменила мужу с вором и в порыве ярости убила супруга, который бил и терзал жену? При этом бывший вор украл имя убитого и его работу, но выполняет её откровенно неважно — из-за призрака жертвы, терроризирующего чету. Заслуживает ли смерти женщина, которая обманом отправила на верную смерть наиболее слабых, ставших обузой поселенцев, чтобы прочие могли выжить? А бывшая докторша, отравившая молодого повесу, который болел сифилисом и хотел жениться на её сестре? И это лишь небольшая часть неоднозначных ситуаций.

Все расследования тщательно записываются в дневник — сначала мы ищем информацию и зацепки по каждому персонажу.

Все расследования тщательно записываются в дневник — сначала мы ищем информацию и зацепки по каждому персонажу.

Выбор, какой меняет и меняется

Я долгое время выносил практически всем смертный приговор, частенько выслушивая проклятия в собственный адрес. Я оправдывал сам себя тем, что все они так или иначе были наказаны заслуженно. Я врал себе, но очень хотел вернуть Антею к существования. Но когда мне пришлось казнить отца на глазах у сына, я сдался. Мне стало не по себе от тяжести принятых решений, и я перезагрузил сейв, чтобы сделать иной выбор. И пусть тот человек всё равно заслуживал смерти (под давлением толпы отправил на костёр невинную), мне стало легче на душе, когда я увидал его сломленного, озлобленного, но живого, сидящего рядом с сыном.

Но самое главное, не по себе от этих решений и приговоров в какой-то момент становится Реду, и тот сообщает Антее, что ему страшно чувствовать, в кого он превращается. Мы-то с вами догадываемся в кого — в Элли, которая тоже изначально избрала свой путь и пошла по трупам ради одной цели. И Антея даёт ему шанс в последний момент изменить или подтвердить первоначальную присягу.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

И для меня это стало самым сильным, сложным и правильным моментом в игре. Правильным не в том смысле, что нам предлагают перейти на однозначно неплохой путь, — здесь его, как и в жизни, нет, и после долгих размышлений я снова поклялся, что любой ценой верну Антею к жития. А в том смысле, что нам позволяют принимать и менять ключевые решения, влияющие на судьбу героев, на протяжении всей игры, а не в одинешенек переломный момент перед развязкой. Ведь в этот момент до финала ещё было далеко, и кто там знает, что будет в итоге и в кого обратится или не превратится Ред.

В одном из эпизодов наши герои и сами предстают перед страшным судом.

В одном из эпизодов наши герои и сами предстают перед страшным судом.

Показательно тут сравнение с  Baldur’s Gate III. Там мы одинешенек раз решаем, пойдёт ли, например, Астарион по пути зла, став высшим вампиром, и потом сталкиваемся с последствиями, с явным или скрытым порицанием сопартийцев по этому поводу. А тут, повторю, мы всю игру находимся в состоянии принятия этого одного важнейшего решения, страдаем, взвешиваем за и против, идём на сделку с совестью и даже получаем право одуматься и поступить по-другому.

Неважно, что даже после изменения присяги можно всё равно поступать как хочешь, неважно, насколько сильно все эти метания, поступки и обещания отражаются на финальных итогах. Значительно, что эти 10 минут ты сидел уставившись в экран, и мучительно думал, стоит изменить обещание или нет. И что же будет с Редом?

Реда уже считают убийцей.

Реда уже находят убийцей.

С этой точки зрения Banishers: Ghosts of New Eden — редкая игра, где из-за твоих решений персонаж меняется не в пределах четы квестов, а на протяжении всего сюжета и тяжесть выбора отражается на самом игроке, а не только на происходящем по ту сторону экрана.

Совместно и в любви, и в бою

Самое важное, что все эти моральные терзания вплетены в тело увлекательной и разнообразной с точки зрения геймплея игры. Разумеется, мы много времени уделяем расследованию случаев присутствия — ищем следы призраков (фактически тут применяется аналог ведьмачьего интуиции), опрашиваем людей, проводим ритуалы, чтобы призывать фантомы или реконструировать события прошлого, и в итоге выносим тот или другой приговор. Но это лишь часть занятий.

Именно расследования и вынесение приговора — самый смак игры.

Именно расследования и вынесение приговора — самый смак игры.

Помимо этого, природно, приходится много сражаться. Драки тут довольно непростые, а у костра в убежищах мы можем отдохнуть, восполнив здоровье и резервы местного «Эстуса» (враги, понятно, возродятся).

Но это не типичный соулслайк — боевая система своя и весьма интересная. Всё закручено кругом возможности на ходу переключаться между физической формой Реда и призрачным воплощением Антеи. На атаки девушка расходует очки духа (они служат для нее аналогом здоровья), а когда те заканчиваются, она исчезает. Восполняется же дух зельями и ударами Реда.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

У любого свои приёмы — он использует мечи и ружьё и может парировать, она бьёт кулаками и делает ставку на уникальные иллюзорные умения (называются манифестациями), позволяющие, например, связывать противников или наносить урон по площади. Но главное, каждый из них вяще эффективен против определённого типа врагов. А практически в каждом бою встречаются разные противники; более того, тени, с какими лучше дерётся Ред, так и норовят прямо в бою вселиться в трупы, с которыми эффективнее справляется уже Антея. Так что переключаться приходится всегда.

Под это заточены многие умения, которые мы разучиваем в убежищах за очки навыков. Так, одно из них гарантирует, что после четырёх мощных штурмов Реда Антея сама выпрыгнет из своего измерения и вмажет врагу промеж глаз атакой, игнорирующей устойчивость. Есть бонусы, так, за то, что мы переключились на девушку после трёх лёгких атак, после парирования или уклонения — это всё называется идеальным переключением.

Когда враг хватает кого-то из из нашей парочки, нужно быстро переключиться на другого, чтобы вырваться.

Когда неприятель хватает кого-то из из нашей парочки, нужно быстро переключиться на другого, чтобы вырваться.

А вообще умений масса. И все они рассчитаны на разные стили — можно делать ставку на атаки Реда или, наоборот, на манифестации Антеи, на стрельбу из ружья или на удары в ближнем бою. Причём в убежище вы вольны отключить одинешенек навык и включить другой. Плюсом идёт множество видов экипировки (у каждого она своя — Антея пользуются лишь магической бижутерией), которая даёт не только прибавку к разным параметрам, но и новые свойства — например, прилично увеличивают урон по раненым неприятелям, но на 90 % снижает урон по недругам с полным здоровьем.

Подбирая снаряжение, прокачивая его в убежище за собранные ресурсы и там же вводя/отключая те или иные умения, мы формируем разные билды. И различия могут быть довольно серьёзными. Так, одно перстень даёт свойство, при котором чем меньше заполнена шкала духа, тем больше урона наносит Ред. Другое действует навыворот — чем больше заполнена шкала духа, тем больше урона наносит Антея.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

И, главное, что всё это полезно в игре. Я проходил Ghosts of New Eden на рослом уровне сложности (это третья из четырёх) и нередко испытывал проблемы — это, конечно, не Dark Souls, но враги постоянно содержат в напряжении. Они нередко запирают нас на аренах, никогда не атакуют по одному (кроме самых больших боссов), телепортируются, призывают кого-то. И весьма часто рукопашные бойцы сражаются в связке со стрелками.

Приходится всю игру заниматься менеджментом умений и экипировки, прокачиваться, выполнять квесты, разыскивать и открывать сундуки, пылесосить карту в поисках ресурсов, а если их не хватает, то закупаться у торговцев.

Особенно непростые драки проходят в Пустоте — измерении между мирами живых и мёртвых.

Особенно непростые свалки проходят в Пустоте — измерении между мирами живых и мёртвых.

Мир для нас двоих

И игра даёт все возможности для исследования, гринда и розыска новых приключений. Поначалу я думал, что это будет лаконичный, ориентированный на сюжет и моральный выбор ролевой экшн, но мы получили полноценную увлекательную RPG в отворённом мире.

Постепенно открываются новые регионы, а в ранее посещённых появляются новые квесты и дела о присутствии — перемещаться туда-обратно в большинстве случаев можно как на своих двоих, так и сквозь костры в убежищах. Большая карта Нью-Идена расширяется и пополняется новыми точками интереса и вопросительными знаками. Это может быть гнездо элитных монстров (если его истребить, то повысятся все характеристики), алтарь, увеличивающий запас здоровья Реда, точки входа в Пустоту, где ждут особенно мощные враги и крутые награды.

При переключении на Антею меняются краски мира, но главное, что она может видеть следы призраков и предметы, скрытые от Реда.

При переключении на Антею меняются краски мира, но главное, что она может видеть следы призраков и объекты, скрытые от Реда.

Ну и вообще тут на каждом шагу полно нычек, тайных проходов, закрытых домов, где явно есть чем попользоваться, — и мы должны придумать, как туда попасть. Отдельно отмечаются так называемые призрачные сундуки, для открытия которых необходимо сначала выучить определённый ритуал и найти все нужные предметы. Да, для совершения различных действий часто нужно коротать соответствующие ритуалы, а они расходуют те или иные ресурсы.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

Наконец, Антея постепенно получает новые способности, которые позволяют убирать преграды, чтобы попасть в ранее недоступные места, где ждут новые сундуки, нычки с ресурсами и испытания. Причём отдельный из этих способов отчасти похожи на загадки, которые мы решали в God of War 2018-го, — Антея бьёт умением по закрывающей ход магической лозе, после чего Ред должен найти и за отведённое время уничтожить несколько сфер, расположенных поблизости.

Этим умением можно и врагов отбрасывать, и многие препятствия ломать.

Этим умением можно и неприятелей отбрасывать, и многие препятствия ломать.

Идеально не бывает?

Можно долго говорить о том, какая это классная игра. Я ведь ещё не рассказал о том, как отработан каждый, даже рядовой, поселенец, с которым можно поговорить на разные темы, в том числе об изменениях после наших поступков; о том, какие харизматичные Антея и Ред, как они то ссорятся, то шутят, то открываются друг другу и рассказывают истории из своей непростой жития, — герои кажутся живыми, и к ним прикипаешь всей душой. Вообще, у каждого персонажа тут своя история, а отдельный драмы просто раздирают душу.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

Конечно, при желании у Banishers можно найти изъяны. Слегка расстраивают не самые увлекательные боссы, которые не во всех, но во многих случаях действуют слишком предсказуемо.

Кроме того, некоторые сюжетные миссии представляются затянутыми и сбивают с ритма. Нас раз за разом просят по одной и той же схеме искать точки, чтобы Антея смогла уложить разрозненные линии в круг и телепортировать героев в нужное место.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

И по такой же схеме мы ищем точки, в которые должен выпалить Ред, чтобы освободить застрявший подъёмник, завалить туннель с монстрами или что-то ещё в таком духе. И когда хочешь поскорее продвинуться по сюжету или вернуться к изысканию мира и квестам, такой поиск предметов начинает утомлять.

Кроме того, в последней трети прохождения начали являться фризы в некоторых местах. И один раз я поймал баг, из-за которого пришлось откатиться к предыдущему сохранению. Хотя, вероятно, это особенность версии для прессы. А вообще игра выглядит и озвучена на уровне полноценного AAA-релиза.

Banishers: Ghosts of New Eden: Обзор новой игры авторов Life is Strange

 Banishers: Ghosts of New Eden — вящая удача и для DON’T NOD, и для всех поклонников жанра. Мы как-то забыли, что французы умеют делать интересные RPG. Их новая работа выглядит немало продуманной и сбалансированной, чем  Vampyr и  Remember Me. Да, именно как RPG в большом мире она вряд ли чем-то способна удивить. Но в сочетании со взрослым сюжетом, положительными темами и драматичным выбором, заставляющим всю дорогу сверяться с собственной совестью, получилась уникальная игра про изгнание не призраков, а собственных демонов. Это всё равновелико что объединить  God of War,  The Witcher 3 и  The Last of Us Part II, а потом для верности добавить туда Триера, Звягинцева, Балабанова и прочих исследователей мрачного человечьего нутра. Но позволить нам самим решать, достоин ли такой мир спасения или нет, стоит ли топить Эбби до конца или убрать в заключительный момент руки с её шеи…

Плюсы: взрослый сюжет; великолепно проработанные диалоги и персонажи, которые меняются по мере прохождения; весьма непростой и местами душераздирающий выбор; необычная боевая система, построенная на переключении между двумя героями; большенный и красивый мир с кучей точек интереса; шикарная картинка; выразительная озвучка и музыка; качественный перевод на русский стиль.

Минусы: хотелось бы больше интересных боссов; некоторые сюжетные миссии утомляют и сбивают с темпа; в ревью-версии встречались фризы.

Оценка игры