Живо для платформы:
Оценили масштабы? А ведь это только половина карты мира.
Живо для платформы:
Оценили масштабы? А ведь это только половина карты мира.
Imperator — это классическая «раскраска карт» от Paradox, в какой завоевания и экспансия на первом месте. Что является основой для успешных военных действий? Правильно — экономика. На чём строится экономика в древнюю эпоху? Конечно же, на живой силе каждого отдельно взятого государства и умении этой силой правильно распоряжаться.
Люд, проживающие в городах, могут принадлежать к различным религиозным, культурным и классовым группам — здесь используется механика колов населения, или POP (от population), знакомая по прошлым стратегиям Paradox. Религий и культур множество, а классов четыре вида: граждане воздействуют на научные исследования, свободные жители являются самым главным источником рекрутов, племена приносят небольшой доход от налогов и тоже могут быть призваны в армию, наконец, не заключительнее место занимают рабы, от количества которых зависят налоговые поступления.
Казалось бы, построить свою империю несложно — закабалим соседей, чтобы получить прирост населения, за счёт которого появятся силы на дальнейшую экспансию. Но не всё так просто: для брани нужен повод, а несовпадение культурных и религиозных предпочтений завоёванных и коренных жителей сильно влияет на уровень счастья народонаселения. Недовольство растёт, эффективность экономики падает, а там и до бунтов недалеко. Приходится тратить ресурсы и время на ассимиляцию и обращение завоёванных земель в свою веру. Кроме того, можно переводить народонаселение из одной группы в другую и перемещать группы людей между своими провинциями, добиваясь наибольшей производительности труда. Но реализация этой механики пока оставляет желать лучшего, как и реализация интерфейса в цельном — в большой империи микроконтроль поселений отнимает много внимания.
Легко увлечься и откусить больше, чем можешь проглотить, особенно если избрать удобную для быстрого развития страну. Куда более серьёзной задачей становится удержание новых границ. Помешивает этому многое: усталость от войны, убыль живой силы, очень важный показатель агрессивной экспансии, какой негативно влияет на отношения с другими странами, и даже интриги внутри государства, о которых мы ещё поговорим.
Решившись на безумный завоевательный галоп, легко остаться без денег и рекрутов, имея под управлением раздираемую восстаниями страну. Вывод: «мазать» достаточно просто, но следует соблюдать осторожность. Чем же ещё можно заняться в игре?
С помощью переговоров можно присоединить край к своей империи и мирным путём.
Античность — это эпоха полководцев и строителей, художников и властителей, героев и предателей. Спустя немало лет миллионы тех самых граждан, рабов, солдат и рабочих остались лишь фоном, на котором жили и умирали такие ослепительные личности, как Гай Юлий Цезарь, Ганнибал и царица Египта Клеопатра.
У «парадоксов» уже есть проект на подобную тему — Crusader Kings. Неудивительно, что в новинке шведы не смогли стать без полюбившейся многим системы личностных качеств и характеров персонажей, но с одной важной оговоркой: игрок здесь не ассоциирует себя с конкретным представителем правящей династии — мы правим всей страной, как в Europa Universalis.
В каждом государстве проживает несколько знатных семейств, включающих аристократов. Любой из этих персонажей имеет возможность сделаться губернатором, военачальником или даже правителем всей страны. Понятно, что в интересах игрока будет распределить на нужные места наиболее подходящих для этого людей, но и тут следует проявлять осмотрительность.
Допустим, у нас есть знатный муж, имеющий высокие показатели военного навыка. Логично сделать из него генерала и послать на войну, чтобы он применил свои умения на благо родине. Но чем больше и успешнее такой командир воюет, тем вяще симпатий к нему возникает у его подчинённых. В конце концов может оказаться так, что часть войск под его управлением будет неизменна не собственной стране, а своему предводителю. Если у того и собственный показатель лояльности к текущему правителю низок, то жди беды.
Армии можно отдать под управление ИИ, выбрав определённую стратегию поведения. Полезная штука на поздних этапах игры.
Распустить такие армии невозможно, править своенравным персонажем тоже нельзя — он продолжит воевать, но сам по себе. Ни дать ни взять — один известный римский проконсул пор галльских войн. Однако проявление своенравия довольно легко пресечь, потратив немного очков ораторского воздействия (это один из важных ресурсов, необходимых для ведения переговоров и взаимодействия с персонажами). К тому же о грядущем бунте заботливо предупреждают за год до его основы.
Одними лишь показателями верности и отношений друг к другу параметры персонажей не ограничиваются — перед нами уникальные личности, как и в Crusader Kings. Любой обладает собственным набором черт характера, приобретённых и врождённых особенностей, принадлежит к определённой вере и культуре, а также имеет показатели популярности, популярности и даже коррумпированности (хорошо подумайте, прежде чем назначать кого-нибудь губернатором провинции). Персонажи могут дружить и враждовать, жениться и заводить детей — всё это как без участия игрока, так и с его поддержкой.
Несмотря на кажущееся разнообразие персонажей и возможностей взаимодействия с ними, пока нельзя сказать, что в «Риме» получилось успешно скрестить EU и CK. Не помогает даже система событий, то и дело спрашивающая принятия решений. Та жизнь, которую ведёт аристократия, большей частью проходит мимо игрока и влияет на геймплей лишь изредка.
То же можно произнести и про внутреннюю политику — возможно, именно потому, что здесь она рассматривается через призму знати. В каждой стране может работать одна из трёх форм правления — республика, монархия или племенной строй. В республике заседает сенат, лидеры фракций какого имеют свои амбиции и стремления, при монархии важны легитимность и права наследования, а власть вождя племени придерживается на верности глав подчинённых кланов.
При создании торговых путей главное — разобраться в корявом интерфейсе.
Если конфигурации правления действительно определяют ключевые различия между государствами, то система персонажей вплетена в особенности жизни края весьма странно. Назначение людей на конкретные должности — всего лишь рутинный процесс выбора кандидатов с самым рослым показателем по этому направлению деятельности. Отдельные личности и здесь не особо заметны, пока доставляют хлопоты лишь острые падения лояльности у тех, кто остался без желанного места в правительстве. Как бороться с такими бунтарями, я уже говорил — подкуп всегда поможет.
Не самый спокойный (а местами и вовсе поломанный) интерфейс и заметные проблемы с оптимизацией, скорее всего, поправят в ближайшее время, но, беспорочно говоря, пока Imperator сложно назвать полноценным релизом — слишком упрощены основные механики, особенно те, что прикасаются внутренней политики. Это заметно на примере сената в республиках — важнейшего понятия для Древнего Рима. Да, есть несколько фракций, любая со своим лидером и особенностями, но они почти никак не влияют на действия игрока. Хотим объявить войну, а сенат против? Попросту потратим те же самые очки ораторского влияния, чтобы увеличить количество мест у нужной фракции, или вовсе принудим сенаторов проголосовать за «верный» вариант. Такие решения «в лоб», к сожалению, далеко не редкость — подобным образом можно повысить и легитимность наследника в монархических странах.
Другой пример: в описании должности народного трибуна сказано, что он сдерживает решения сената и мешается в работу судов, защищая простых граждан, но это лишь слова — на деле он повышает довольство свободных жителей, лишь и всего. А будь у него право вето, как у настоящих трибунов Римской республики? Тогда бы уж точно пришлось задуматься, кому и как дать эту место или кого убрать с неё.
Что уж говорить, в Римской республике только один консул вместо двух. Впрочем, за пару дней до выхода игры всё тот же Юхан Андерссон выложил в «Твиттере» скриншот, на каком историческая справедливость была восстановлена — в окне правительства видно сразу двух консулов. «Я наконец-то придумал, как сделать из этого увлекательный геймплей! Ждите в первом большом обновлении!» Ну спасибо, что хоть не в первом большом DLC.
Для подобных стратегий такой степень проработки картинки кажется излишним, но всё равно находятся те, кто считает графику устаревшей.
***
На самом деле, в одной статье обрисовать всё разнообразие Imperator: Rome невозможно. За кадром остались система торговли, возможность колонизации и миграция племён, технологическое развитие и научные изыскания, дипломатия и набеги варваров и многое другое. Но этому разнообразию не хватает глубины — стоит разобраться в том, как именно трудятся все эти механизмы (что было относительно просто даже мне, совсем не знатоку подобного жанра), как интерес к игре начинает таять. Не всё так нехорошо: помните о том, что релизные версии стратегий Paradox — лишь основа, которая постепенно обрастает контентом, становясь лучше с любым дополнением. «Рим» вряд ли станет исключением.
Юхан, конечно, изрядно польстил себе, совершив своё триумфальное процессия на PDXCON 2018, — лавровый венок явно был выдан ему авансом, и заслужить его ещё только предстоит.
Плюсы: уникальная историческая «песочница» с массой способов поворотить ход эпохи в ту или иную сторону; система персонажей и их характеристик; хорошо подойдёт для новичков в жанре.
Минусы: ошибки локализации; нехорошая оптимизация; неудобный интерфейс; геймплей требует серьёзного насыщения контентом.