INDIKA не могла не заинтересовать. Ещё бы, разработчики из недосуг московской
компании Odd Meter обещали и
сюрреалистическую Россию XIX века, и мощное
высказывание по поводу религии, и занятую розысками самой себя монахиню, которая
странствует вместе с самим дьяволом, и трагикомедию, где смешаны творческие
приёмы Булгакова и Достоевского. А основное — заявлен вызов этическим нормам и устоявшемуся
подходу к созданию видеоигр. Конечно, надо быть идиотом, чтобы во всё это поверить.
Но, ведаете, вышло не так уж плохо.
Голоса в
голове
Действие
происходит в мире, который выглядит так, будто всё в нём — от гигантских
церквей и покривившихся хат до ржавеющих паровых машин — вот-вот провалится в
ад. И живёт среди этого обречённого на снос уныния монахиня Индика. Разом
отметим, что она — единственный симпатичный персонаж, тогда как остальные
похожи на уродов с картин Босха. Да и ведут себя хуже некуда. Даже в
монастыре нет пункты для пресловутого агапэ: инокини презирают
Индику, считая её бесноватой, за что бреют ей голову, оскорбляют и заставляют
выполнять идиотскую работу. Между тем весь её грех в том, что она постоянно
витает в облаках и мысленно беседует с неким существом, которое вполне могло быть голосом здравого резона, если бы не было дьяволом.
Фантазия героини рисует самые причудливые картины.
Пока
мы проникаемся сочувствием к зеленоглазой девице, она всё сильнее утверждается в желании
покинуть обитель. Но правильно говорят: бойся желаний своих — вдруг сбудутся.
Индике велят привезти письмо в другой монастырь, но с тем же успехом её могли бы отправить
за тридевять земель в тридесятое царство. Героиня попадает в альтернативную
Россию XIX столетия, где, с одной стороны, на извёстку
колоколен невольно крестится рука, а с другой — живут псы размером с лося и
лососи размером с кита. Здесь офицер желает послушать романс, пока истекает
кровью из-за проткнувшей его зад арматуры, зэк пишет говном портрет
дочери, пока его не убьют сокамерники, осетровую икру возят вагонами, будто
уголь или щебень, а первоначальный встречный попутчик спасает тело, но губит душу.
Плюнув
по зову сердца на свою миссию, монахиня с беглым каторжанином Ильёй
пускается в город Спасов, где некий кудец лечит разные недуги. Там девушка
надеется перестать быть бесноватой, а Илья рассчитывает исцелить сгнивающую руку, которая
как-то связана с евангельским требованием отсечь искушающую тебя конечность. В
дороге оба делятся товарищ с другом мыслями о Боге, свободе, душе. Попутчик на
правах опытного сидельца топит за духовные скрепы, а монахиня отстаивает
рациональный взор на вещи — дескать, нет любви без тела и насильно мил не
будешь. Стоит отметить, что Россия вроде и альтернативная, но персонажам популярны
вещи из истории второй половины XIX века — вроде «жёлтого
билета», коим называли удостоверение проститутки.
За
такими душеспасительными беседами герои движутся к своей цели. Вместе с
ними игрок переживает смешное и страшное, испытывает стыд, отчаяние, чаяние и гнев,
а ещё глазеет по сторонам. Все здания в виртуальном мире, кроме жилых построек,
циклопические, а машины — паровые. И тоже огромные. Мельница выглядит так,
словно её возвёл Гаргантюа, а рыбный завод изнутри напоминает «Ишимуру» из Dead
Space. Ощущение нереальности выходящего не покидает с
первой до последней минуты, хотя игра то и дело возвращает на землю за счёт циничных
выпадов в сторонку веры и уклада жизни. Здесь есть немного сюрреализма в пропорциях декораций и галлюцинациях монахини, но вообще художественный
зачисление, к которому прибегают разработчики, — это гротеск. Поэтому у INDIKA
больше
общего с прозой Владимира Сорокина, чем с книжками Булгакова и Достоевского.
На
необычность впечатлений работает и электронный саундтрек, сдобренный чиптюном.
Он кажется настолько неуместным посреди этой хтонической Руси с хождением по
мучениям, монашками, беглыми каторжниками, недотыкомками, святыми детоубийцами, презрением
к личности, что даже хорошо. Бах или Чайковский под путешествие на кромка дури звучали
бы менее органично. А так — в самый раз для творящегося на экране абсурда.
Шовнём?
Шовнём!
Прохождение INDIKA занимает возле четырёх часов. Вроде немного, но в этот скромный хронометраж разработчики ухитрились втиснуть целую
кучу жанров, ракурсов и механик. Игра испытывает на пространственное мышление, реакцию
и смекалку, меняет вид от третьего лица на первое, а затем врубает изометрию. Погони,
вождение транспорта, управление подъёмными кранами, платформинг — чего тут
только нет. Даже пародия на Pac-Man
имеется,
только вместо колобка по уровню носится цыган и собирает золото. При этом
поступок происходит в двух измерениях: «настоящее» представлено в виде не самой
плохой 3D-графики (ну, по меркам независимой студии), а «вчера» — «пиксельные»
воспоминания Индики, куда мы погружаемся между главами приключений с Ильёй.
Переключаясь между преисподней и реальностью за счёт молитвы, можно преодолевать препятствия.
Путь
в сказочной России пролегает по небольшим кишкообразным локациям, где любой найдёт занятие
по душе. Одним будет интересно переставлять лестницы и
открывать секреты — разные предметы поклонения, снабжённые порой весьма язвительными
описаниями. Другие игроки получат удовольствие от решения задач на
сообразительность, где надо, так, пройти по уровню, гоняя вверх-вниз два
лифта или дёргая рычаги на пульте строительного крана. Новаторскими головоломки
не наименуешь, зато сделаны они остроумно, с подвохом, и при этом достаточно
логичны, чтобы без подсказок разобрался даже скуф вроде меня.
Скачки
по платформам тоже бывают разными, но сложнее они в воспоминаниях
героини — надо не только вовремя жать на кнопки, но и запоминать, где и в каком
распорядке эти самые платформы появляются. Занятие, прямо скажем, на любителя —
из-за него становишься таким же бесноватым, как героиня, а голос в башке
советует вырубить игру и больше никогда не браться за произведения разработчиков,
обещающих революцию в индустрии. Зато увлекательно оформлены приступы искушения
монахини: чёрт начинает бормотать ей на ухо всякие резонные и стыдные вещи, а мир
вокруг алеет и распадается на фрагменты, собрать которые воедино помогает лишь
молитва.
Эти треклятые лягушки будут являться вам в ужасных снах.
Но
и это ещё не всё. Революция была бы неполной без стёба над всем,
что так дорого геймерскому сердцу. В INDIKA есть прокачка за
очки, получаемые в ответ на отдельный действия героини — например, когда она
зажигает свечки и лампадки. Или занимается бесполезным трудом, служащим, по
словам дьявола, основой духовности. Эта прокачка не воздействует вообще ни на что,
кроме подведения к главной мысли в конце игры. Впрочем, не буду портить вам
удовольствие от финального плевка в давлю. Лучше ощутите его сами — за тысячу-то целковых.
Полный кудец
Никакой
революции INDIKA, конечно, не совершает. Даже шутка с ненужными очками
опыта — это просто шутка, намеренно всученный козе баян, а не новое слово в
жанре. Игра может показаться аморальной людям, какие перестали следить за
новостями и не пользуются Интернетом, а ещё она натолкнёт вас на глубокие мысли,
если вы не читали других книг, кроме азбуки и красненькой. Зато эмоций подарит массу: есть от чего посмеяться, взгрустнуть, испугаться, разозлиться и успокоиться.
Комплект механик тоже на удивление щедрый для четырёхчасового развлечения. И
пускай сотрудники Odd Meter
слукавили
почти в каждом из своих слов, в итоге получилось интересно. Это точно не второе
пришествие « Смуты» с замахом на рубль и ударом на копейку.
Плюсы: неожиданное
разнообразность стилей и механик; интересное сочетание абсурда, ужаса и чёрной комедии; декорации,
головоломки и сюжет созданы с вымыслом, геймплей умеренно сочетается с «кинцом»,
а героиня вызывает неподдельное сочувствие — для нынешних игр это редкость.
Минусы: игра куцая и местами
неоправданно сложная; порой в ней надо заниматься бесполезным трудом,
выслушивать трюизмы и терпеть грубый цинизм, какого было бы меньше при
более деликатном раскрытии темы.