Редакция GameMAG.ru пообщалась с российским беллетристом Дмитрием Глуховским, который известен игровой аудитории в качестве автора постапокалиптических романов во вселенной “Метро”, о его новоиспеченных проектах, подходе к работе, играх и Анджее Сапковском.
22 февраля 2019 года в продажу поступит шутер Metro Exodus (“Метрополитен: Исход“), для которого Глуховский написал сценарий.
[embedded content]
Добрый день! Расскажите о последних новостях. Что у вас было увлекательного и какие планы на ближайшее будущее?
Из самого свежего – в прошлом году выходила книга “Текст”, первое реалистическое создание у меня. История парня, студента филфака из Лобни. Решил отпраздновать успешно сданный экзамен второго курса. Отправился на Алый октябрь, в клуб, а там наркоконтроль, рейд. Пристали к его девушке, начали обыскивать, а он за нее заступился, после чего ему подкинули пакетики и посадили на семь лет. Он вышел из темницы и сходу в состоянии аффекта в алкогольном опьянении убил человека, упрятавшего его за решетку. Это был молодой офицер-наркоконтрольщик, к телефону какого главный герой получает доступ.
На следующий день он приходит к себя и понимает, что его сейчас могут вычислить по камерам, по трекингу, биллингу и так дальше. И чтобы избежать наказания, он решает притворяться, что тот парень все еще жив. Изучает и использует его телефон, пишет с него, перевоплощаясь в этого человека. История именуется “Текст”, потому что главный герой все делает текстом, голосом говорить не может. Книжка вышла в прошлом году. Сейчас она поставлена как постановка в театре Ермоловой. Еще фильм будет скоро.
А игру по этой книге не думали сделать?
Да я даже не знаю, какая из этого может выйти игра. Лобня, Красный Октябрь, электричка… Сеттинг немного странный и сюжет тоже не очень понятный.
Возвращаясь к предыдущему проблеме, это вот из того, что было последнее.
Следующий большой проект, который будет выходить, – аудиосериал, готовящийся для платформы Storytel. Приложение такое есть с аудиокнигами в Google Play и iTunes. Аудиосериал структурирован как обыкновенный телевизионный сериал, то есть это 10 эпизодов продолжительностью по 50 минут в сезоне. Несколько актов, клиффхэнгер в крышке. Как настоящий сериал, но без картинки, а просто со звуком. Называется “Пост”. Можно послушать, когда ведешь машину, едешь в метрополитен, находишься на пробежке или гладишь носки, например.
Мы завели недавно паблик во ВКонтакте, который станет главным нашим медиа по этому проекту.
“Пост” – история про то, как на руинах развалившейся России последняя скрепа – это Транссиб ржавый. И вот на этом Транссибе насажены, как на шампуре, удельные княжества. И одно из них в середине внимания оказывается. Это не Москва, а как бы один город-крепость, который сидит на этой железной дороге. Собственно, Пост. Где-то на сберегаю реки. И он находится в эпицентре всех событий.
Такой вот ожидается аудиосериал на “Сторителе”. В виде книги “Поста” не будет вообще – лишь аудио. Должен выйти в начале зимы. Может, январь-февраль.
А вы не думали расширить этот проект до фильма или даже игры, если сделается популярным?
Это вообще изначально был проект телевизионного сериала, но пока я его придумывал, он немного стал как бы политическим. Потому что про развалившуюся Россию. После стало нельзя говорить о том, что что-то от нас отвалится, потому что это что-то – Крым. А Крым отваливается – это 282-я сразу. Потому телик немножко зассал. Ну и ладно.
За это время ситуация опять уже поменялась. Уже не так страшно, уже про Крым все забыли, как бы проехали. Но идея все еще остается, и она классная, с моей точки зрения. Моя собственная идея, с какой я несколько лет уже живу. И вот сейчас нашел партнера подходящего для того, чтобы это все “забомбить”.
Идея может перерасти еще в нечто вящее?
Может перерасти, конечно. Мне кажется, это такой формат, который в принципе подходит и для игры какой-нибудь. Оборона твердыни – понятная концепция. С какими-то вылазками, дипломатией и так далее. Вполне может быть. Хозяйке на заметку: если нас декламируют разработчики – передаю привет. Вот есть отличная идея для игры.
Ну и в будущем может какая-нибудь другая книжная серия будет, так. Давно вынашивал идею с понятными мне героями, драмой, дилеммой. Аудиосериалов у нас никто не делал, в принципе, и вот можно опять как бы создать что-то новоиспеченное, необычное и интересное, реализовав идею, которая давно мне жжет душу.
Какие еще идеи сейчас прорабатываете?
Еще немало всякого другого. То, что я перечислил, – ближайшее вот уже. Есть идеи нескольких книг, спектаклей, телевизионных сценариев. Много итого, и в разных жанрах.
Упоминавшийся выше “Текст” – реалистическое произведение, дальше антиутопическая история, за ними идет семейная трагедия жесткая про взаимоотношения людей в браке, и после этого, возможно, книга про искусственный интеллект, а может и нет. Все подряд. Ну, то есть, различные вещи.
Откуда вы черпаете идеи? Чем вдохновляетесь? Бывает такое, что вы специально прорабатываете идею книги под определенную аудиторию?
Нет, нет… Мастерить книгу под аудиторию – это у**ищность. Идиотизм. Нельзя делать книгу под конкретную аудиторию. Этим пусть занимаются маркетологи сериалов телеканала “СТС”. “Кто наша аудитория? Бабульки. Подавайте сделаем что-то интересное для бабулек”. Соответственно, про молодость – красавец и доярка. Whatever. Они вынуждены это делать, потому что им отвечать за посторонние деньги. Мне же вообще ни за что не нужно отвечать. Я совершенно безответственный чувак, делаю что хочу, и в этом магия.
Когда ты мастеришь то, что интересно тебе, а не то, что, как ты думаешь, интересно другим. Когда не пытаешься представить какую-то целевую аудиторию, которую должны интересовать в определенной пропорции сиськи и экшен.
Мы проживаем все более-менее типовые жизни. И дилемма, через которую мы проходим, и какие-то коллизии, в той или иной степени типичные. Сначала ты задроченный подросток, после у тебя первая любовь, потом ты женился, появились какие-то соблазны, вы расстались, у вас остались дети, родители старятся, ты уже перестал против них бунтовать и начинаешь их жалеть, на работе с кем-то посрался… Это все достаточно стандартные вещи. Слава Господу, что мы не живем во времена Второй мировой войны, потому что тогда стандартные вещи были другого характера. Сейчас же они у нас такие немало “софт”. Но тем не менее. Ты это прожил, как-то для себя сформулировал, и если сформулировал честно и точно, то можешь этим заражать иных.
Есть масса попсы, где это формулируется нечестно и неточно, потому что это сделано с расчетом на “предположительные вкусовые ориентиры аудитории”. А ты попросту делаешь все честно, как есть. Не продалось и не продалось. Другое что-нибудь получится. Не нужно слишком сильно оглядываться на аудиторию. Надо мастерить все так, как ты чувствуешь. Писать то, что тебе хочется писать сейчас.
У меня было семь книг, и ни одна из них не стала так успешной, как “Метро 2033”. Ну и ладно. И что теперь, слишком расстраиваться? Есть трилогия, мы эту тему закрыли. Или мне надо было как Лукьяненко, Перумову, Роулинг или Акунину клепать нескончаемо продолжения? Ты теряешь свободу. Не занимаешься тем, чем хочешь. Это становится для тебя работой. Физической такой, тяжелой, изнурительной невеселой и неприятной работой.
Огромное суперлакшери – это когда ты можешь делать что хочешь, а теперь еще за это что-то платят. Но кто вообще таким роскошеством в нашей жития обладает? Обычно работа – это нудятина, ты ее пересиживаешь, а потом идешь ловить на мотыля кильку, потому что там отдыхаешь душой… Нахрена? Тут есть уникальная возможность заниматься тем, чем тебе охота заниматься, и каким-то образом на этом еще зарабатывать. Иногда хорошо, иногда не очень.
У меня есть книжки, какие как бы никому особо не были интересны, хотя я считаю, что все равно супер, и какую-то свою аудиторию нашли. Так, у моей книги “Рассказы о Родине” тираж, наверное, 50 тысяч, и она никогда не допечатывалась. Вышла десять лет назад, и вот. А у “Метрополитен 2033” тираж – миллионы, и она каждый год печатается 50-100 тысяч еще. Я вообще не жалею, что написал “Рассказы о Родине”. Мне представляется, это была отличная вещь по тому времени, дух времени, десятый год. Не продалась, ну и не продалась. Нельзя об этом переживать. Это линия в никуда. Ты тогда будешь фабриковать продукт и все закончится тем, что тебя разоблачат твои читатели. Скажут: “Ну вот, спекся. Х**ню какую-то мастерит”.
Понимаю и поддерживаю вас. Главное – самореализация и мысли, но что насчет ответственности перед аудиторией?
Безответственность перед аудиторией. Ответственность перед аудиторией есть у продюсеров “Астральных войн”.
Если ты думаешь, что ответственность – это сделать точно так же, как было, потому что люди привыкли именно к этому, им это нравится и они желают еще, то ты ошибаешься.
Если ты к этому охладел и делаешь как было, потому что они этого ждут, они все равно разочаруются. Если ты будешь нескончаемо, как Пелевин, делать одно и то же, потому что у тебя какая-то своя армия типа фанатов, они все равно разочаруются, потому что им это наскучит. Мне вот надоело. Я был диким фанатом Пелевина, но уже просто не могу. 25-ю книгу одинаковую читать – ну сколько можно-то?
Я лучше буду экспериментировать, потому что меня, по крайней мере, будет “штырить”. А если меня будет “штырить”, то и кого-то еще. Разумеется, часть людей принципиально хотят мутантов в метро, и с ними ничего не поделать. Ну, пожалуйста, это их право. Есть компьютерные игры про мутантов в метрополитен и есть книжная серия. Но можно я сохраню за собой свободу делать то, что мне нравится сейчас? Я как бы вырос уже из коротких штанишек. Не произнёс бы, что сильно усовершенствовался, но мне просто темы другие теперь интересны.
Получается, после того, как вы реализовались в одной теме, вам охота переходить к чему-то другому?
Да, я хочу, чтобы мне это доставляло удовольствие в процессе. Я хочу, чтобы меня “штырило” от труды над новой вещью. Я хочу, чтобы это было на ту тему, которая для меня сейчас актуальна. И чтобы был челлендж определенный. Потому что я про это еще не строчил, и языком этим не писал, и героев у меня таких еще не было, я не отваживался на какую-то тему писать. Будь там про про влюбленность или про политику или еще что-то. То есть я боялся это делать. Например, боялся в книжках матом ругаться до определенного момента, про дамские чувства с точки зрения женщины писать. Есть масса вещей, в которых ты не уверен.
Ты исследуешь мир вокруг себя, равновелико как и себя исследуешь, раскомплексовываешься, может быть, расточаешься или даже разочаровываешься. Узнаешь и понимаешь какие-то новые предметы.
И с моей точки зрения, каждая новая вещь, книга или еще что-то, должна быть подведением промежуточного итога. То есть ты что-то постиг про жизнь, про себя и людей, значит вложить это должен в новую вещь. И тогда это будет какой-то шаг вперед.
Если же ты опять, попросту, чтобы заработать деньги, повторил еще раз старый фокус, то ни сам не получил удовольствия…
Но есть люди, которые получают наслаждение от этого старого фокуса…
Ну и Бог с ним. Я не осуждаю других авторов. Если некоторые люди хотят писать 25-ю часть приключений кого-то, то лишь в путь, как говорится в определенных районах. Но это не для меня.
Недавно появилась новость об Анджее Сапковском, который говорит, что ему недоплатили за “Ведьмака”, желая был понятный договор. Как вы к этому относитесь?
Ну, старикан про**ал. И теперь жалеет, конечно. Смотрит, как это превращается в глобальную франшизу и соображает, что его пенсия могла быть больше. Очень простая история.
Жалко его. Но, видимо, он какой-то нормальный жанровый беллетрист, у него куча поклонников, и я думаю, что если бы он был плохим автором, не было бы такого количества преданных фанатов. Я сам не декламировал.
Игра для него очень много сделала. И если бы не было игры, он бы остался безвестным польским автором однозначно.
Он не постиг потенциал, потому что старый просто. Ну и наверное размышлял про игры в духе “Что это там… Шутеры… Школьники убивают подростков в школах…”. Я так себе это воображаю. Поэтому он не оценил потенциал.
А я просто на 30 лет младше его, я там рос, поэтому понимал “масштаб бедствия”, понимал, что это такое и что необходимо быть максимально частью этого. И мы нормально, по-человечески, договорились с разработчиками и создателями, и я доволен в гораздо большей степени своей житием, чем Анджей Сапковский. И меня не исключали из процесса разработки, а наоборот у нас был с ними вполне себе симбиоз, и все довольны. А старца жалко.
А сколько вы времени уделяете игре?
Это процесс, который идет годы. Я набросал какую-то идею, над какой думал три недели или месяц, отправил. Они думали над ней полгода, отправили назад. Я высказал свои замечания, снова послал. Потом прилетел к ним на Мальту, потом в Киев, потом куда-то еще, или они приехали в какое-то место, мы с ними поговорили… После я начал писать диалоги, они говорят, что тут слишком много, здесь подрежь… Потом они присылают свои диалоги, я отвечаю, что как-то не весьма, персонажи говорят словно на рынке в Киеве что-то покупают, давайте-ка переделаем… Переписал. Ну и так далее. Обсуждаем, что-то я предлагаю изменить, что-то они упрашивают, вносим правки и все такое. Это долгий процесс, который длится годы. Чистое время невозможно подсчитать. Симбиотическая история. Удобопонятно, что моя нагрузка здесь в большей степени – нагрузка как драматурга. Ну и обеспечение целостности вселенной “Метро”.
“Метро: Исход” продолжает историю “Метрополитен 2035”. То есть там, где заканчивается история “2035” и книжной трилогии (а книг больше не будет), там историю подхватывает “Исход”. Если желаешь понять, чего тебе ждать в “Исходе”, значит надо читать книги. Интересуешься тем, а что же дальше – это только в игре. Мозаический подобный сторителлинг, тоже достаточно инновационный. Это не “Игра престолов”, где книга – сезон, книга – сезон, сезон, сезон, ой, а где книжка? В какой-то момент они начинают расходиться, потому что продюсер уже знает лучше.
У нас мастерение вручную. Это не конвейерное производство на глянцевитых заводах компании Tesla в Калифорнии. Это сидят люди и ножичком вырезают что-то. И я так сижу. И именно за счет того, что это все хендмейд, получается предмет с определенным вкусом. И ты понимаешь, что это не замылено, что такого ты не видел и что это в достаточной степени уникально.
Выходит, и вы вдохновляете разработчиков, и они вас?
Безусловно. Они меня весьма вдохновляют вообще, в принципе, не только играми, но и каким-то своим драйвом и упертостью. Я считаю, что их самоотверженность и преданность своему делу уникальна совсем.
А вы сейчас играете в игры? Раньше увлекались же.
У меня есть PlayStation, на которую я качаю для себя всякие игры глядеть. Но не сказать, что я бы сейчас взял и какую-то игру прошел до конца. Например, я поиграл в Wolfenstein новый, поиграл с вящим удовольствием в Limbo. Такие вещи. Аркады разные. В трехмерные шутеры мне трудно играть. Это надо как-то в компании мастерить. Ну как бы одному сидеть, вникать… Просто когда подрастаешь, меньше становится свободного времени, и с большим удовольствием ты уже глядишь Netflix или HBO.
Или стрим на YouTube.
Может быть, но я больше сажусь на эмоции, которые хороший сериал может дать. Садишься на определенный драйв эмоциональный. Игры увлекательны как подсматривание чужих снов, мне кажется. Я люблю красивые, зрелищные игры. Какой-нибудь BioShock новый, хотя он уже не новоиспеченный, куда ты попадаешь и удивляешься, оглядывая какие-то вещи. Особенно на большом экране – вообще красота.
Видели трейлер Death Stranding? Там Норман Ридус в основной роли.
Надо посмотреть. Я не буду притворяться, что я такой классный, молодежный и всегда за всем слежу, потому что это уже давным-давно не так. Мне 85, и я не торт. Но за какими-то вещами смотрю. Включаешь трейлер по своей игре, потом переходишь на другой, и так можно залипнуть на полдня. Размышляешь, классно, вот в это надо поиграть-посмотреть. Но не могу сказать, что я сейчас какой-то супергеймер. Было бы нечестно, если бы я вам такое произнёс, чтобы просто показаться классным. Я не классный.
Не устали ли вы еще от “Метро”?
Я устал от “Метро”, конечно, и про него больше не строчу. Но мир продолжает жить своей жизнью. Игровая серия – это слишком важно, чтобы пустить ее на самотек. Поэтому, разумеется, я во все это вник, все придумал, но какие-то вещи, например, касающиеся борьбы с медведями-мутантами, люди делают сами. Я никогда в этом не был мощен – в героической части, стрельбе и так далее.
Но то, что касается переживаний, драм, отношений между героями, превращения NPC в живых людей – вот это была моя специализация вечно. И это то, что мне интересно. Получается у меня или нет – это другой вопрос, но мне это прямо вот нравится. И я старался это все привнести. Ну и наделение игры какими-то резонами, подтекстами, аллюзиями и так далее.
Очень важно, чтобы игра не превратилась в какой-то обычный шутер, где главная эмоция, какую ты получаешь, – адреналин. Эта вещь должна продолжать оставаться сентиментальной, возможно с философскими подтекстами, очень эмоционально заряженной. С унынием, ностальгией, мечтами несбывшимися и так далее. В игре должно быть все то, что есть в книгах и составляет важную часть атмосферы.
В какую офигенную игру с реалистичной графикой ты бы ни сел резаться, это как прийти в консерваторию послушать симфонический оркестр. И то, что люди играют здесь на высочайшем академическом уровне, а не тренькают на балалайке, для тебя не новинка – ты к этому готов, поэтому не очень-то и удивляет.
Точно так же с потрясающей графикой, созданной передовыми студиями за 200 миллионов долларов. Ты ведал, что там будет эта графика. Да, они теперь выглядят совсем как живые, бегают, стреляют, все взрывается… Но удиви меня? И вдруг ты получаешь нечто, чего совсем не ждал – какую-то человеческую историю совершенно пронзительную там. Западные разработчики годы спустя тоже к этому приходят и берут оскароносных сценаристов, потому что понимают, что ничего так человека не прошибает, как история. Мы-то это понимали еще тогда, когда денежек на графику не было. Делали ставку на атмосферу и человеческую историю, и это сработало.
[embedded content]
Что бы вы хотели сказать нашим читателям? У нас немало фанатов “Метро”!
Дорогие ребята и девчонки, посетители сайта GameMAG.ru! Спасибо вам за то, что вы есть. За то, что вы интересуетесь играми. Я надеюсь, что новоиспеченная игра по “Метро” вас не разочарует и вам будет кому перемыть кости на форумах этого замечательного сайта. Вообще, играйте в игры. Это лучше, чем тянуть коньяк по подъездам и ширяться ржавыми шприцами. Спасибо вам! Это Дмитрий Глуховский. Пока!
Материал подготовили: ACE, Azzy, SkyerIst
Декламируйте также: Metro Exodus – интервью с Джоном Блоком об отличиях от прошлых частей и побочном контенте.