Миновать мимо « Кужлевки» было сложно — и разработчики отечественные, и сюжет для меня актуальный, о нашем недавнем прошлом, да ещё и в научно-фантастическом манере. Пройдя игру, могу сказать, что авторский дуэт студии Callback (сценарист Аскер Унаев и программист Олег Киселёв) смог меня удивить. Ожидал я от их работы весёлого и, наверное, простого приключения в родном сердцу антураже, а получил гораздо больше.
Над селом фигня летала…
В 1992 году, небольшая деревенька Кужлевка, как и вся Россия, переживала не лучшие поры. «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» — так, кажется, звучит известное проклятие? Уж чего-чего, а перемен в то время хватало: старая край рушилась, а на её обломках в муках рождалась новая, со всеми присущими молодому государству детскими болезнями — начинались «лихие 90-е». Основной герой, Валерий Михайлович, — пожилой инвалид, ветеран Советско-японской войны: почти полвека назад пуля японского снайпера навеки приковала его к инвалидной коляске. Впрочем, это не мешает ему уже много лет руководить кужлевским колхозом — Михалыч, как все его называют, пользуется непререкаемым весом среди односельчан.
Забот у старого председателя хватает. Например, на повестке дня вопрос жизни и смерти самого колхоза: необходимо решать, что же с ним делать — распускать или оставлять в виде сельхозкооператива. Но, оказывается, у мироздания на Валерия Михайловича немного другие планы — раз ночью прямо к нему в дом (в буквальном смысле — снеся одну из стен) приземляется летающая тарелка.
Можно почитать здешнюю прессу. Насколько я помню, не сильно отличается от того, что на самом деле печатали в газетах в то время.
Из инопланетного летательного аппарата никто не вышел: не было ни приветственных слов «Мы пришагали с миром», ни армии вторжения с бластерами. Появилось лишь небольшое устройство, тут же подключившееся к телевизору, — оно позволяет с грехом напополам общаться с гостями из космоса. Беседы у пришельцев своеобразные — как выяснилось с помощью пары спонтанных экспериментов, тарелка умеет выполнять жажды, стоит лишь зайти в неё. Впрочем, что это за желание, нужно сказать заранее через тот самый телевизор — с этим управится только Валерий Михайлович.
Неудивительно, что уже через пару дней к дому председателя выстроилась целая очередь из странников, жаждущих чуда. Выбор кандидатов на исполнение желаний большой — от детей с их простыми и незамысловатыми хотелками, до маргиналов, грезящих о мешках с деньгами или бесконечном запасе водки. Кого впустить внутрь — вопрос не такой простой, как кажется на первоначальный взгляд. Инопланетяне иногда действуют подобно джинну из сказки — желание исполнят, но так, что толку от него не будет.
Основную доля игры мы будем заниматься изучением желаний других персонажей, чтобы решить, достойны ли они посещения тарелки. Если достойны, то передаём их требования инопланетным гостям и смотрим, к чему приводят мечты. Ну, или не приводят, или приводят совсем не туда — если вы случайно или нарочно передали резон желания с искажением.
Именно так происходит процесс беседы с инопланетянами. Помните, что сообщение может исказиться — тогда тарелка исполнит совершенно не то желание, что планировалось.
Это аналог Papers, Please, подумаете вы. Я, когда впервые узнал об игре и прочёл аннотацию, тоже нарисовал вылитый образ: смотрим на кандидатов, кого-то пускаем, кого-то нет; наверняка будет менеджмент ресурсов, всё более требовательный по мере прохождения и заставляющий принимать неверные с этической точки зрения решения. А в конце — обязательное морализаторство с однозначным посылом уровня детской сказки.
К счастью, я заблуждался.
Во сне и наяву
Строго говоря, в «Кужлевке» геймплея почти нет. Кажется, такое называют визуальной новеллой, но в данном случае мне вяще по душе определение «интерактивный рассказ». Обычно действия игрока не выходят за рамки выбора ответов в диалогах, желая иногда включается «симулятор ходьбы»: придётся бегать по локациям, искать пресловутые записки и решать простенькие головоломки.
Такие странствия происходят по ночам. Во снах, вызванных то ли инопланетным визитом, то ли выпитой без меры водкой, ноги у Валерия Михайловича трудятся как надо. Мы посещаем места, связанные с прошлой жизнью героя, — санитарный поезд с фронта или маньчжурскую речку, где его ранили. Впрочем, исподволь ночные прогулки приводят Михалыча в удивительные места, где не только поднимаются его личные вопросы, но и ведутся философские беседы — то ли с инопланетным гостем, то ли с самим собой.
Василий, Клим и Степан — товарищи и соратники Валерия Михайловича как в реальной жизни, так и в сновидениях.
Сделано это с большой фантазией — не буду спойлерить, но разработчики постарались на славу. Неказистая графика нисколько не помешивает — минималистский стиль оказался только к месту. Страдают от него разве что диалоги — порой персонажи жестикулируют невпопад.
В прочем к работе со звуком сложно придраться: музыки немного, но та, что есть, как нельзя к месту. Хороша и озвучка, в которой зачислили участие известные актёры, например Всеволод Кузнецов (Геральт из The Witcher 3: Wild Hunt) — Борис Ельцин у него вышел очень похожим. Хотя мой фаворит — Борис Репетур, который своих героев озвучил выше всяких похвал.
«Дорогостоящие россияне!»
Кстати, первый президент России тут не случайный гость, а важный для сюжета персонаж. Да и как обойтись без него в игре о 90-х? В «Кужлевке» вообще весьма сильный сценарий, не ограниченный рамками очередного произведения, эксплуатирующего ностальгические образы той эпохи.
Не могу не вспомнить иной проект отечественных разработчиков — « Помни…», который мне показался совсем фальшивым с точки зрения нарратива и пустым в геймплейном плане. Тут тоже игровой процесс простоват, а вот сюжет, наоборот, кажется достаточно мощным для того, чтобы сравнить ощущения с прочтением расцветай книги — с играми такое у меня бывает редко.
Стрельба по тарелочкам
Наверное, дело в том, что история Валерия Михайловича весьма похожа по настроению на нашу постперестроечную научную фантастику, которая часто использовала фантастические сюжеты для рассказа об опоясывающей авторов действительности. То, что видели люди того поколения за окном, не сильно радовало, как вы понимаете. Это нашло отражение и в творчестве — в созданиях Евгения Лукина («Гений кувалды», «Зона справедливости»), Александра Громова («Шаг влево, шаг вправо»), Олега Дивова («Выбраковка»), раннего Виктора Пелевина («Принц Госплана», «Generation „П“») и запоздалого Кира Булычёва (цикл о Великом Гусляре) хватает сатиры и размышлений на вечные русские темы — кто виноват и что мастерить. Всё это сильно перекликается с «Кужлевкой».
Не знаю, читал ли сценарист Аскер Унаев этих авторов, но получилось очень вылито — наверное, этим история Валерия Михайловича меня так и зацепила. Пусть я сам в начале 90-х был совсем ребёнком, но отечественную НФ весьма люблю с детства — перечисленные произведения были первыми в числе той фантастики, что с интересом начинаешь читать, когда перерастаешь банальщину про пришельцев, бластеры и прочие «астральные войны». Игрокам постарше, наверное, хватит и собственного опыта, чтобы сравнить жизнь и хлопоты кужлевцев со своими собственными, а я передаю Callback благодарность за излишнюю возможность вспомнить те отличные книги.
Можно пройти заново каждый эпизод, чтобы посмотреть на другие варианты выбора. Лишь делать это не совсем удобно — надо проходить всю главу с самого начала, к тому же некоторые диалоги нельзя пропускать.
Опять вернусь к «Помни…», какая пыталась давить на ностальгию, но делала это с помощью примитивных шаблонов: там даже герои общались как в театральной постановке для самых махоньких. «Кужлевка» таких ошибок не совершает. Язык тут живой, и, несмотря на ретроспективу самого произведения, заметно, что авторы могут знаться и со современным игроком — ненавязчивый юмор с использованием мемов и едва заметные отсылки к событиям уже нашего времени не дадут соврать.
При этом повествование не скатывается в зубоскальство степени типичной российской комедии и не старается учить игрока жизни — перед нами просто интересная история, какая позволяет закончить её так, как вы хотите. Только имейте в виду, что авторы могут над вашим выбором и посмеяться — по-доброму, разумеется.
Сновидения у Валерия Михайловича яркие.
Мораль в этой истории, несомненно, есть. В чём она? Тут я, пожалуй, промолчу — не хочу лишать вас возможности разобраться самостоятельно, тем немало что выводы из «кужлевского инцидента» у вас могут получиться совсем другие — наличие нескольких концовок это допускает.
Вряд ли «Кужлевка» сделается популярной — слишком специфический это продукт, близок он будет далеко не всем. Мне, как вы поняли, очень понравилось, поэтому храбро вношу Callback в короткий список отечественных разработчиков, чьи новые проекты пропускать не стоит.
Плюсы: отличные сценарий и музыка; воздействие принятых решений на исход игры; запоминающиеся образы героев.
Минусы: небольшие технические помарки; невозможность пробела некоторых диалогов мешает переигрывать эпизоды в поисках новых путей.