Пластмассовый мир победил. В нём все старшие — это оболваненные телевидением и культом потребления монстры, которые пожирают друг друга и эксплуатируют детей. Но телевидение и образование из-под палочки могут даже детей превратить в кукол с пустыми головами. А ещё этот мир может сделать из них чудовище — или предательницу, какая в последний момент отпустит руку… И всё же некоторые могут спастись, вернуться в нормальный мир, пусть даже ради этого придётся победить опасный путь с другом, которого нет.
Это я рассказал свою версию событий трилогии Little Nightmares. Хотя и не притязаю на истину — эта уникальная серия создала собственный мир, полный ярких персонажей и тайн, заставляющих гадать, что это было. Подобный же вопрос многие задают и по поводу третьей части, но уже в негативном ключе — дескать, новые разработчики сделали всё чересчур вторично и похоронили серию. Но так ли всё плохо?
Загадка дыры
Вышедшая в 2017 году Little Nightmares стала локальной сенсацией и погрузила нас в атмосферу клейкого кошмара. Она подогревалась тем, что мы долгое время толком не понимали, что это за ужасное место, кто эти монстры и является ли девочка в жёлтом плаще, всегда испытывающая голод, главной героиней, или Шестая (так её называли) превращается в главную злодейку и чудовище. А вышедший через четыре года сиквел, повествующий, как девочка в жёлтом плаще попала в Чрево из первой части, и вовсе породил один из самых шокирующих игровых финалов — в Сети можно отыскать массу подборок бурных реакций игроков на то, что произошло с Шестой и Моно.
Способна ли Шестая всегда держать за длань и не отпускать?
По геймплею обе Little Nightmares были довольно однообразными и отчасти даже вторичными, напоминая Limbo и Inside, потому именно сюжет, лор, вот эти твисты и загадки, которые заставляют игроков выдумывать самые разные теории, привлекали вяще всего. Три DLC к первой игре, а также комиксы по мотивам двух частей для кого-то дополняли лор, а для кого-то ещё больше всё запутывали.
В этом резоне для меня загадка местного лора (особенно ситуация с Тонким человеком из сиквела) может сравниться лишь с тем, что мы видали и пытались разгадать в Control и Alan Wake. Ясно лишь, что всё это метафора болезненного взросления, когда чистый ребяческий мир сталкивается с уродливым миром больших и толстых дядей и тёть.
Кроме того, два года назад Bandai Namco Entertainment основы выпускать аудиорассказы о девочке Нун (Noone) и психиатре, который проводит над ней опыты. Эти рассказы во многом стали фундаментом для лора серии и отозвались как минимум на часть вопросов. Подкаст вышел в поддержку разработки третьей части, над которой уже трудилась не Tarsier Studios, а Supermassive Games, создавшая Until Dawn и The Dark Pictures Anthology. Сама игра во многом выстроена на этих рассказах и визуализирует то, что до этого мы могли только слышать.
То есть изначально предполагалось, что в сюжете третьей доли будет меньше тайн — во всяком случае, для тех, кто слушал аудиорассказы. Хотя даже им приходится быть внимательными, чтобы приметить некоторые детали, а финал с фирменным трагичным твистом не шокирует так, как во второй части, но уж точно заставляет взгрустнуть.
Тема телевизоров никуда не делась.
Повторение — мама учения?
Поэтому утверждение, что сюжет третьей части предсказуемый и скучный, верны лишь отчасти — да, история тут выстроена немало традиционно и понятно, но она всё равно может вызвать интерес и эмоции. А уж с точки зрения выстраивания и пополнения лора смысл триквела трудно переоценить — поклонники серии должны как минимум ознакомиться с игрой.
В любом случае приключения двух новоиспеченных главных героев, Малого (Low) и Одной (Alone), выдержаны в атмосфере оригинала. Пусть сделан триквел новыми разработчиками, их вряд ли можно заподозрить в неумении трудиться с атмосферой. Малой и Одна посещают новые локации и встречают новых персонажей. Но они всё так же, в традициях серии, постоянно от кого-то бегут — и это действительно напряжённые и местами жутковатые «салочки».
Как вам перспектива прятаться от младенца размером с девятиэтажку?
Да, боссы в третьей доли выдержаны в той же стилистике — уродливые, неестественно длинные руки-ноги-шея, как у Тонкого человека во второй части; жирные, как повара и гости в первой; а паук-секретарша представляется чуть ли не калькой с училки из сиквела.
Но, согласитесь, логично, что монстры из одного сеттинга похожи и выполнены в одном ключе. К тому же в третьей доли есть и оригинальные экземпляры — чего стоит только огромный младенец или чревовещатель с куклой-каннибалом, которая ведёт себя как весьма капризный и злой ребёнок.
Ну и в принципе тут можно найти россыпь запоминающихся моментов — залитый дождём и усеянный жирными телами парк аттракционов; отросток на дирижабле от чревовещателя; его же кукла, истерично барабанящая тарелкой по столу, чтобы её наполнили человечиной. Отдельное спасибо за сцену, отсылающую к развязке другой части.
Исполнение могло бы быть лучше
Некоторые сцены опять же цитируют эпизоды из прошлых игр — например, нас замыкают на арене и заставляют бить нападающих тяжёлым предметом. Но тут надо уточнить, что, в отличие от второй части, теперь в этом участвуют оба персонажа — Небольшой стреляет из лука, а Одна добивает гаечным ключом, уничтожая головы. А всё потому, что в Little Nightmares впервые показался кооператив. И у каждого тут своя роль. Малой стреляет из лука не только по врагам, но иногда и по важным кнопкам или верёвкам, чтобы прибрать препятствие или помочь с решением загадки. А Одна с помощью гаечного ключа может и проход в стене пробить.
Так что беседы о том, что третья часть не вносит ничего нового, фактически неверны. Другое дело, что из нового, по сути, только кооператив да механика с куклой, какая меняет окружение, — остальные вещи, вроде полётов на зонтике, можно назвать мелочью. И тем не менее…
Проблема и не в простеньких задачках — серия и ранее не делала на них основную ставку. Здесь встречаются головоломки, способные разбавить процесс перетаскивания ящиков и поиска предохранителей, — и на том благодарю!
Если вы играете за Одну, то здесь за вас всё сделает второй персонаж.
Главная беда произрастает из самой геймплейной формулы, какая базируется на том, что мы по одной схеме бежим влево-вправо, наваливаемся на двери, таскаем ящики, отрываем доски и люки, сигаем в вентиляцию. В интервалах прячемся за предметами и в панике убегаем. И так по кругу.
Это было всегда, но в прошлых играх авторы умудрялись всё это динамично чередовать и разбавлять увлекательными ситуациями. А в третьей такие забеги столь часто повторяются, что в какой-то момент я сам стал чувствовать себя одной из кукол или привязанных к верёвкам болванов. Из-за этого представляется, что и ярких сцен в триквеле меньше.
Вторая проблема опять же давно знакома поклонникам серии. Речь про не самые спокойное управление и камеру, что усугубляется слабой видимостью (здесь почти всегда темно), постоянными столкновениями персонажа с объектами и его суицидальным рвением забежать не туда и свалиться. Учитывая, что многие погони и встречи с боссами требуют точных таймингов, это не раз приводило к непроизвольному матоизвлечению из закипающего меня.
На самом деле, я нередко чучел кота отборной бранью и во время прохождения Little Nightmares II всё по той же причине, но в третьей части на это наложились баги — в том числе из-за появления кооператива.
Это одна из самых жутких подмостков в игре.
В «сингле» вторым персонажем управляет компьютер. Иногда он просто медлит, когда напарник слишком длинно идёт к точке взаимодействия, где нужно выстрелить из лука или подсадить. А бывает, вообще впадает в ступор — не раз и не два Малой стоял и ничего не мастерил, и мне приходилось откатываться к контрольной точке, чтобы он очнулся.
Ну и субъективно мне не очень понравилась сцена с финальным боссом — она чересчур хаотичная (что накладывается на проблемы с управлением) и не идёт ни в какое сравнение с более простым, лаконичным, но и более точным, атмосферным противостоянием, так, с Хозяйкой из первой части.
Да, у Little Nightmares III есть изъяны, но всё же это не крах. И играть нужно не только чтобы чем-то себя занять в ожидании REANIMAL от Tarsier Studios: триквел — вполне самодостаточное продолжение серии, какое выполнено в том же духе и вносит важнейший вклад в лор всей линейки. Да ещё и добавляет кооператив. Не всё получилось, но хорошо, что игра всё же вышла.
Плюсы: история немало предсказуемая, чем раньше, но всё же захватывающая; игра вносит вклад в систематизацию лора серии; боссы всё такие же яркие и запугивающие; игра держит в напряжении во время погонь; кооператив; много ярких, запоминающихся сцен; шикарные графика и звук.
Минусы: кой-какая вторичность в локациях; проблемы с оптимизацией, управлением и камерой; нередко (особенно поначалу) слишком много повторяющихся поступков; баги.


