Живо для платформы: PS4
Не так давно серия Mega Man отметила 30-летний юбилей, и Capcom выпустила по такому предлогу сразу несколько сборников. В 2015 году появились две собрания, состоящие из номерных частей Mega Man, а позднее издательство припомнило и о Mega Man X — два набора по четыре игры вышли на PC и актуальных консолях. Но фанатам робота в кубовее броне этого мало, поэтому Capcom подготовила для них дар — спустя восемь лет после Mega Man 10 состоялся релиз Mega Man 11.
Известная формула
Одиннадцатая часть так сильно похожа на все предыдущие, что возникает ощущение, будто Capcom не особо волновала возможность привлечь к проекту внимание новоиспеченной аудитории. Во времена, когда платформеры предлагают всё больше оригинальных идей и пытаются выделиться на поле конкурентов, Mega Man 11 слишком уж крепко держится за прошлое.
Сюжет опять добавлен «для галочки», персонажи опять озвучены отвратительно, и доктор Уайли опять крадёт из лаборатории доктора Лайта восемь роботов. На сей раз злодей завершил труд над системой Double Gear и устанавливает её во все похищенные «железяки», чтобы завоевать мир и истребить тех, кто попытается ему помешать. Мегамену предстоит в очередной раз сразиться с восемью опасными противниками, а затем завершить серию финальных степеней и одолеть главного «босса».
С голыми руками он в путь не отправится — у доктора Лайта завалялся престарелый прототип той самой системы Double Gear, которую он безвозмездно подносит Мегамену. Её суть заключается в следующем: в любой момент вы можете нажать на геймпаде на L1 для увеличения урона при пальбе из бластера или на R1 для замедления времени. Первое для обычного игрока не весьма полезно — если честно, я об этой возможности вспоминал весьма редко, по крайней мере поначалу. А вот второе часто спасает.
Но даже не размышляйте, что из-за этой системы игра стала легче предшественниц, — пунктами она всё так же зубодробительно сложна, и никакое замедление времени порой не помогает. Желая всё зависит от выбранного уровня сложности, которых здесь аж четыре. Первоначальный вряд ли будет интересен даже самым «казуальным» игрокам — в нём даётся полной количество «жизней», при падении в пропасть героя тут же спасают, здоровье отнимается весьма медленно. В этом виде Mega Man 11 скучна до зевоты, но в качестве тренинги для новичков такой режим сгодится.
Оживший шприц мигом обратит нормальную воду в ядовитую кислоту.
Нормальным считается третий степень сложности, однако тем, кто с Mega Man незнаком, я бы рекомендовал второй. На нём выдают пять «житий» вместо двух и противники достаточно сильны, чтобы легковесной прогулкой происходящее не казалось. А уже после этого можно запускать третий и пробовать свои мочи в нём — он гораздо больше похож на классические Mega Man, чем остальные порядки. Сложность в основном заключается в меньшем количестве «чекпоинтов» — после кончины приходится заново пробегать несколько экранов. Ну а для самых отважных есть порядок «Супергерой», где и возможностей подлечиться почти нет и «боссы» суровее.
Сквозь тернии
Одной из самых увлекательных особенностей Mega Man всегда была её нелинейность — «боссов» позволяют убивать в любом распорядке. И за победу над каждым из них выдаётся связанное с ним оружие: Block Man покинет после себя возможность призывать ряд падающих с неба блоков, что сгодится для устранения врагов в труднодоступных местах, а Acid Man «подарит» ауру, какая защищает от нескольких попаданий. Выбор осуществляется нажатием на R2 или в меню паузы — Мегамен натягивает другой шлем, а цвет его брони меняется. У каждого «босса» есть бессилия — если вы придёте к кому-то из них с определённым видом оружия, истребить его удастся буквально за пять секунд. Ничто не мешает консультироваться с гайдами, но это вдали не так интересно, как вычислять всё самостоятельно.
Уровни получились по большей доли неплохими и отличаются интересными особенностями. Отправившись на охоту за Torch Man, вы повстречаете летающих механических птиц, скидывающих сверху огненные капли. От этих врагов легко освободиться, но без них локация погрузится во мрак — придётся на ощупь определять, куда шагать дальше. Уровень с Acid Man переполнен странными ожившими шприцами, отравляющими воду, — если позволить им несколько раз угодить точно в цель, прогулка по воде начнёт приводить к утрате здоровья, зато жидкость убьёт упавших в неё приставучих пауков.
Но есть и недостачи. Тот же эпизод с Acid Man раздражает расположенными под водой шипами, убивающими с первого раза. Когда я перепроходил в переиздании первую Mega Man X, «казуальный» порядок я включал исключительно из-за уровней с этой пакостью, и даже спустя 25 лет Capcom вновь разрешила её добавить. Ничего не имею против хардкорности игры, но эти колючки не делают геймплей сложнее — они просто раздражают и часто вынуждают надеяться на счастие.
Иногда подводит и управление. Порой прыжки необходимо совершать с точностью до пикселя, и особенно это живо для эпизодов с двумя балками с небольшим расстоянием между ними — если поднялись не так и подпрыгнули, готовьтесь к проблемам. Ну а зона с Bounce Man хоть и выглядит забавно, но огорчает физикой персонажа при отталкивании от шариков.
Бои с основными и промежуточными «боссами» выстроены на таймингах — надо знать, когда прыгать или стрелять.
Чтобы немножко упростить прохождение, следует посещать магазин, доступный во пора выбора следующего уровня. За собранные на локациях болты можно обзавестись множество товаров: и дополнительные жизни, и аптечки, и увеличение инвентаря, и уменьшение отдачи при заряженном выстреле. Есть и одноразовые спасения от падения в исчезнуть и накалывания на шипы — на тот случай, если вы точно знаете, что какой-то участок на каком-то степени обязательно потреплет вам нервы. А это станет известно лишь после нескольких прохождений игры, и наверняка вернуться в Mega Man 11 захочется либо разом после финала, либо на следующий день.
Высокая реиграбельность остаётся одной из отличительных дьявол проекта — несмотря на большую продолжительность некоторых уровней, несколько незаслуженных по отношению к игроку участков, не самый интересный набор добавочного оружия и другие недочёты, играть в новую Mega Man весело. Пробовать различные уровни сложности, пытаться пройти всё без замедления времени и прочих упрощений. Масса стримеров уже проходят игру на скорость и без смертей, тратя на это меньше часа и заучивая любую локацию наизусть. Интересно определять, в каких ситуациях какое оружие использовать, какого «босса» чем лучше убивать, как раздобыть дополнительную «жизнь», которая лежит на недостижимой платформе.
И выглядит Mega Man 11 примечательно — она и не «пиксельная», и не современно-трёхмерная. Противники здорово нарисованы и анимированы, особенно запомнился промежуточный «босс», сидящий в экскаваторе в поясу Impact Man. Когда он пытается ударить Мегамена ковшом, он выглядывает из кабины, а в прочее время смотрит прямо.
Ну а сражения с основными «боссами» и вовсе захватывающие — неприятели юркие, ловкие, быстрые и часто требуют отличной реакции. Ну, или понимания того, когда задерживать время и не тратить всю энергию Double Gear — если конструкция перегреется, остывать оно будет на протяжении нескольких секунд.
А вот музыка вышла блёклой — в игре она звучит неплохо, но ей бесконечно далеко до лучших композиций в серии.
Без замедления кой-каких врагов убить заметно труднее.
***
В результате Mega Man 11 очутилась самой настоящей 11-й частью старой серии: она максимально ускорена к тому, что хотели увидеть от неё давние фанаты, и не пытается напоминать на современных представителей жанра. Когда-то Mega Man оказывала воздействие на другие платформеры, теперь же старается не сильно менять приевшуюся формулу. И в этом нет ничего нехорошего — системы Double Gear и приятной графики достаточно для того, чтобы ублажить обожателей, желающих увидеть обыкновенного «Мегамена» без лишних наворотов. Но даже если оценивать игру с этой точки зрения, наименовать её идеальной номерной частью серии всё равно не получается.
Плюсы: возвращение классики, какое наверняка понравится фанатам серии; большинство уровней веселит дизайном и интересными идеями; красочные бои с «боссами»; высокая реиграбельность; различные степени сложности на любой вкус.
Минусы: старая формула Mega Man уже приелась, а управление по сравнению с нынешними платформерами не всегда удобное; пара неудачных локаций и добавочных видов оружия; не лучшее музыкальное сопровождение и кошмарное озвучивание.