Живо для платформы: 3DS
Каждый обладатель Nintendo 3DS хотя бы раз — из любопытства — закатывался в приложение «Площадь StreetPass Mii». Там среди прочих мини-игр есть Save Mii, где забавные аватары настоящих людей участвуют в незамысловатом спасении принцессы. В Miitopia эту идею скрестили с симулятором «аватарной» жития Tomodachi Life и превратили в самую настоящую японскую RPG в духе Dragon Quest.
Так может состояться ваша первая собственная встреча с Гейбом Ньюэллом.
Если у вас нету тёщи…
Сейчас вы сможете победить вселенское зло в компании лучшего друга, напарника по Destiny, супруга, сестры и даже собаки, если сумеете сделать ей Mii. Основным злодеем может стать ненавистный начальник, успешный приятель или раздобывший препод, а случайными героями в местных городах и дворцах — члены излюбленной хоккейной команды или те самые девушки из вашей коллекции видео 18+.
История, случившаяся в краю Миитопии, незатейлива. Тёмный Властелин (не тот, о ком вы подумали) начал похищать у обитателей лица и раздавать их монстрам, а компания доблестных героев пошла на него в поход. Но так как всех работающих лиц мы назначаем сами — получается уморительно. Если у вас мало товарищей на консоли, можно создавать новые Mii прямо по ходу поступки или использовать предложенных персонажей, среди которых полно знаменитостей, реальных и не очень. Я организовал любовный треугольник, где смелый, но беспомощный Сатору Ивата воевал с трусливым и лживым Реджи Филс-Эймом за любовь принцессы Мидны, дочери тучного короля Габена.
Сюжет в комедии, где действующих лиц вы расставляете сами, — дело третье, Miitopia хватает прежде всего тем, что привычные нам люди оказываются в забавных ситуациях. А ещё выполняют нетипичные для JRPG роли.
Котики и цветочки
Сохранив какие-то привычные элементы жанра, над многими обыкновенными для японских «ролёвок» вещами создатели (а это одна из внутренних студий Nintendo) крепко посмеялись. Кроме стандартных профессий типа воина, мага и похитителя героя можно сделать котом, поп-звездой или цветочком. Истина, каждый класс всегда будет боевым или магическим, атакующим или поддерживающим, так что баланс в битвах получается совсем классическим. Но ведь гораздо интереснее, когда главный «танк» в команде — с мягкими лапками и заостренными коготками.
Профессии в Miitopia: всё очень несерьёзно.
Обязательную в JRPG «престарелой школы» браваду пафосных диалогов сменили многочисленные шутки в духе сериала «Товарищи». Знание английского тут, конечно, необходимо, потому что остроты весьма неплохи, особенно если они как-то стыкуются с поведением реального человека, на основе какого создан Mii. Диалоги и сценки постепенно начнут повторяться, но до этого минет добрый десяток часов.
В боях с монстрами наша фантастическая четвёрка работает по очереди. Вот только управлять можно лишь главным героем. Для поддержки остальным нам выдают… солонки. Они восполняют очки жизни или магии, воскрешают уложенных и дают статусные «баффы». К чести ИИ, неконтролируемая часть команды работает вполне логично: использует разные способности, успевает лечиться и прикрывать товарищей. Периодически случаются моменты несогласованности, например, когда героиня съедает врачующий банан, вместо того чтобы подождать, пока ей не поможет поп (лечащий маг), но в целом, если у вас нет пунктика насчёт тотального контроля над партией, проблем не будет.
Повторение — мама мучения
Путешествуем по миру мы тоже не совсем обычно. Любая локация — это махонький уровень минут на пять, и наша ватага идёт по нему самостоятельно. Игрок порой выбирает, куда свернуть, какой рычаг нажать и проверить ли вон те подозрительно шуршащие кусты. А в крышке каждого отрезка ждёт гостиница, где можно восстановить мочи. Глобальная карта и традиционный «летающий корабль» тут тоже будут, но вдали не сразу и совсем не такие, к каким вы привыкли.
После сотен ходов по уровням вы будете думать так же, как мой Mii…
Со всеми ограничениями и упрощениями Miitopia напоминает мобильную игру: к ней весьма удобно подходить ненадолго, после недельного перерыва можно не вспоминать сочетания характеристик и экипировки, маячащее на заднем плане повествование не заставляет теряться в своих хитросплетениях. Одновременно за счёт микроструктуры нас попросту провоцируют на длительные посиделки — ты обещаешь себе: «Вот ещё одна развилка, и кидаю», натыкаешься на интересного «босса» или новый квест и в итоге показываешь, что за один присест набегал часа полтора.
Может случиться и навыворот. После многочисленных прогулок по похожим дорожкам с довольно несложными битвами и повторами сценок сделается скучно. В Nintendo отлично понимали эту слабость и предусмотрели, так, кнопку ускорения событий, а также попытались, насколько это вероятно для «казуальной» и почти бессюжетной RPG, разнообразить события, которые случаются с героями. Наших Mii будут разделять, похищать и отправлять на больничную койку — открыто для того, чтобы не хотелось отложить 3DS в сторону.
Между сырком и бензопилой
Эпизоды в отелю так и вовсе тянут на отдельную историю — именно здесь мы настраиваем не лишь параметры персонажей, но и их отношения. После заселения в один номер чета героев — нет, не делает третьего, фанаты Fire Emblem, — привыкает товарищ к дружке и постепенно «прокачивает» уровень взаимности. И если едва-едва знакомый напарник может разве что немного усилить штурм товарища, то старые друзья способны атаковать вместе с удвоенной или утроенной силою и мстить негодяям за убитых сопартийцев.
Иногда герои могут и поссориться — тогда они сделаются мешать друг другу в боях.
В гостиничных кафе наши Mii могут могут лакомо подкрепиться — причём еду нужно приносить с собой, предварительно скопив с монстров. Блюд здесь больше, чем может представить себе любой гастроном, — от бургера из минотавра и гориллового протеина до волшебных эльфийских снадобий. Любое лакомство улучшает определённые параметры. Вдобавок спасители Миитопии — жуткие привереды и обожают далеко не всё. Скормите котику ненавистную тушёную улитку — и эффект от неё будет гораздо немощнее, чем от любимого снежного молока.
Наконец, именно в перерывах между битвами мы покупаем команде новоиспеченное снаряжение. Вернее, сильные и независимые аватары делают это сами, а вам надо лишь распределять бюджеты, накопленные на полях сражений и изысканий. Правда, добыть нужную вещь у Mii получается не всегда — порой они возвращаются со вязкой уже упомянутых бананов. Но хотя бы приносят сдачу.
Ещё в каждой отелю можно сыграть в две мини-игры: рулетку и «Камень, ножницы, бумагу». Первая позволяет получить те же самые врачующие сырки и калечащие бензопилы безо всяких денег, а вторая — эти самые монеты. Иные дополнительные развлечения встретятся уже в пути — они также просты и позволяют разжиться «лутом».
«Без товарищей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»
Путешествие в поисках лиц вышло пристойным даже по меркам жанра — чтобы просто пробежать к хеппи-энду, не изучив любую дорожку, понадобится больше 30 часов. Поэтому во многом впечатления будут зависеть от вашей креативности и социализированности. Теоретически новоиспеченных героев можно получать даже через StreetPass, вот лишь даже у нас в столице встретить обладателя консоли непросто.
Как и возложено, тут есть бестиарий, куча «ачивок», а ещё специальная кнопка для скриншотов.
Удобопонятно, что особых изысков от простой забавы, да ещё на 3DS, ждать не приходится, но Miitopia сделана весьма старательно. Текстуры некоторых предметов и монстров не уступят в миловидности какой-либо Kirby, в сражениях и на уровнях присутствует очень приятный эффект объёма, а саундтрек тут такой, что хоть издавай отдельно и запускай на детских утренниках. И желая на коробочке с игрой стоит пометка «От 18 лет», а русского перевода не завезли, приключения аватаров можно предлагать меньшим братишкам-сестрёнкам и детям — здесь всё понятно без слов.
***
Мы привыкли, что японские RPG — будет хардкорная штука. Там надо настраивать гамбиты, спаривать покемонов, часами «прокачиваться» и глядеть заставки о героических свершениях. Ничего подобного в Miitopia нет, и этим она отлична. Для тех, кто уже успел переиграть во все серьёзные «ролёвки» и хочет чего-то несложнее, это идеальный вариант. Если же ваши вкусы не столь специфичны, то странствие может показаться однообразным и неглубоким. Это, конечно, правда, но от ААА-проектов тоже надо отдыхать, и лучше итого в непринуждённой обстановке — с подругой, Оззи Осборном и невысоким парнем по имени Putin.
Плюсы: возможность срежиссировать JRPG с собой и товарищами в главных ролях; несерьёзная подача и стёб над жанровыми штампами; превосходная социальная доля; лёгкие и незамысловатые механики идеальны для развлечения в пути.
Минусы: степени похожи друг на друга и постепенно надоедают; боевая система неглубока и не даёт полный контроль над персонажами.