Ещё
месяц назад, во пора подготовки превью, стало ясно, что
новая стратегия издательства Paradox Interactive похожа на игры серии Sid Meier’s
Civilization
. Тут те же принципы развития городов и
стран, методы войны и мира, аналогичные ресурсы и пути достижения главных
мишеней. Что там говорить, даже внешнее сходство бросается в глаза! Поэтому возник
вопрос: зачем фанатам жанра ещё одна «Цивилизация», если под дланью у них уже есть
прекрасный оригинал? Поскольку демоверсия обрывалась на самом интересном
моменте, ответа она не дала. Но ничего, релиз уж достоверно расставит все точки над i
— именно
с такой мыслью приступаешь к изучению  Millennia.

Строим Нью-Васюки

Традиционно
для жанра стратегия предлагает ни немало ни мало покорить мир, начав с
маленького клочка территории на карте без каких-либо шахт или ферм. На пути к
победе вас ожидает много интересного. Надо и от варваров отбиться, и наладить
отношения с соседями (если не добрым словом, то добрым словом и пистолетом), с
толком вложить все очки с ресурсами, отыскать верное направление в научном
прогрессе, не прогадать со зданиями, армией, апгрейдом клеток вокруг городов и выбором
политического построения. В идеале бы ещё победить инопланетян, но там уж как повезёт.
А главное — устоять среди бурь, бушующих в виртуальном мире. Красной чертой
через весь этот путь проходят две темы — военная и гражданская. С одной
стороны, предстоит отбиваться от внешних неприятелей, а с другой — следить за настроениями
жителей внутри государства.

Прозевав вспышку народного гнева, можно получить отряды бунтарей по всей краю и потерять столицу, которая объявит себя независимым государством.

Но
театр начинается в вешалки, а стратегическая партия — с дебюта. Первые ходы,
когда игрок выбирает пункт для столицы, заказывает начальные улучшения,
намечает векторы строительства и изучения технологий, использует преимущества
своей фракции, нивелируя её недостачи, во многом определяют дальнейший
успех. И здесь Millennia преподносит первый
сюрприз: игре по большому счёту безразлично, где, кем и с чем вы стартуете.
Несмотря на состоятельный выбор наций, среди которых есть китайцы, русские,
американцы, ацтеки, персы, шведы, немцы, турки и даже зулусы, начальные бонусы
для любой фракции можно выбрать самостоятельно. Это вам не Индия с прибавкой к
урожаям и не Шумер с научным бонусом — бери что хочешь.

Даже
дублировать бонусы разрешено. Например, в партии с пятью участниками можно
всем пятерым выставить одно и то же усиление производства. В такой ситуации различными
останутся разве что цвета флажков. Столицу вам дают сразу, без поиска места
ближе к ресурсам и берегу реки. Дальней — больше: со временем выясняется, что уникальных войск у фракций тоже нет. При должной усидчивости вы увидите и
китайских спартанцев, и ацтекских гренадеров.

Битвы тоже не веселят остроумием:
просто открывается окошко, в котором дерутся топорно нарисованные мультяшные человечки,
— никак повлиять на этот вертеп невозможно, разве что ускорить его, чтобы закрыть и
забыть поскорее. Но где игра навёрстывает в плане вариативности, так это в
механиках развития.

Разглядывать города вблизи можно, но не очень интересно.

Разглядывать города вблизи можно, но не весьма интересно.

Взять
хотя бы экономику. Здесь нельзя просто пойти и выпечь булку, соткать холст или
пролить по бутылкам вино. Для начала надо отыскать соответствующий ресурс за
стенами города, затем построить на этой клетке улучшение, а где-либо по
соседству — ещё и перерабатывающее предприятие или даже несколько. В случае с той
же булкой цепочка выглядит так: ферма, мельница, пекарня, а затем, когда
покажется электричество, и мукомольная фабрика. Таких построек — тьма-тьмущая.
На местности можно открывать шахты и карьеры, мастерские и заводы для всех обликов ремёсел, жилые дома и особняки, школы и лаборатории, плантации, свалки и даже
кофейни с литературными салонами. И всё это — в дополнение к домам, доступным
в самом городе. Хотя люди, привыкшие к правилам «Цивилизации», будут обескуражены тем, что рынок здесь подаёт дипломатические бонусы, а не деньги.

Не
менее сложно устроена и политическая система. Подъём по её ступеням начинается
в меню изысканий. Наука представляет собой ряд
окон-эпох с карточками-технологиями, которые можно открывать в любом порядке,
если уже открыта кормящая их эпоха. Также существуют привязанные к этим окнам
формы политики и национальные особенности. После железного столетия, например,
доступны три дальнейших пути — в эпоху королей, памятников и в чумной век.
Последний вариант — кризисный, и достигается он лишь в том случае, если у вас
всё нехорошо. А лёгкий способ основать королевство — просто открыть эту
возможность за очки. Чем дальше движется эволюция, тем больше увлекательных вариантов. Можно
создать, например, утопическое общество айтишников или сделать упор на
милитаризм в мире, где люди не одиноки во вселенной.

Самый простой вариант при смене эпох — нижний: для остальных надо соблюсти определённые условия.

Самый несложный вариант при смене эпох — нижний: для остальных надо соблюсти определённые условия.

Дальше
в эту мелодию вплетается соло — меню «Сферы», выплеснутое в левый верхний угол
интерфейса. «Правление» в нём — это формальное выражение власти, будь то
республика, императорская династия или что-то ещё. Любое такое окошко содержит
набор «цивиков», дающих при активации разные бонусы. Но открывается это всё за
специальные очки, какие начисляются от построек и действий, а вдобавок смена
режимов редко обходится без кровопролития и хаоса. Огранку политике сообщает меню
«Общественное устройство», где усиливаются социальные параметры. Можно,
допустим, шаг за шагом стравливать пар народного недовольства, мастерить дешевле инженерные
улучшения, стимулировать науку или снижать стоимость содержания армии.

Дополняет
политическую композицию аранжировка в облике строительства, искусства и
дипломатии. Прогресс в каждом из этих разделов обеспечивают особые баллы, но
все они так или иначе влияют на атмосферу в вашем стране. Чтобы было
понятно, свести на нет назревающий бунт можно за счёт религиозных праздников,
устроив их за очки искусства, а раскрученные ветви «Строительства» дадут
очки общественного устройства. Когда в стратегии настолько взаимосвязаны разные
аспекты, её начинаешь почитать, даже если раньше смотрел на неё свысока — с каланчи той же «Цивилизации».

Факультет
ненужных вещей

Тем
не менее некоторые моменты игры представляются усложнёнными без особой нужды. Как
будто разработчики из C Prompt
Games
решили обскакать команду Firaxis из принципа:
где те совершали шаг, эти устраивают цельную прогулку. Возьмём в качестве
примера экспансию вашей империи. Здесь нельзя просто вырастить или купить
поселенца — его можно нанять лишь на очки правления (на них же открываем «цивики»),
причём каждый следующий колонист обходится дороже предыдущего. Затем направляем
новоиспеченный юнит на место основания города — в сопровождении войск, конечно. Как и в «Цивилизации»,
за ход можно либо переместиться, либо впустить корни — третьего не дано.

Драки — по-прежнему кринж без контроля юнитов, тут без изменений.

Драки — по-прежнему кринж без контроля юнитов, тут без изменений.

Основали
город? Отлично, но он пока не совершенно ваш, а существует на правах вассальной территории.
То есть ни в самом этом городе, ни в его округе нельзя ничего построить, да и
ресурсы из него не выдоишь. А у нас ведь тут стратегия, где любой аспект надо брать
под личный контроль! Поэтому начинаем работу над присоединением селения к
империи — снова накапливаем очки правления, периодически подстёгивая прогресс за счёт
перков «Дипломатии». И тут поджидает ещё один сюрприз: город-то мы
присоединили, но в нём нет ничего, что содействовало бы лояльности местных
жителей. То им церквей мало, то на улицах грязно, то энергии не хватает, то еды
или жилья. Решений у таких проблем два. С одной сторонки, надо возводить здания, подгоняя стройку деньгами, и развивать
округу, если хватает «лопат», то есть пролетариев рук. А с другой — орудовать политическими инструментами.

Но
и это ещё не всё, ведь нет никакой гарантии, что вы успеете совладать с
кризисом вовремя. А раз так, вспыхнет бунт. Оно здесь происходит так: бунтующий город
сразу отваливается от страны, образуя независимое государство, а ввести в него
армии для наведения порядка нельзя. Извините, у нас тут своя Арстоцка — границы
закрыты. И вот мы снова копим очки дипломатии, чтобы сперва осудить этого уродца,
возникшего на карте, а затем уже кидаем на него военные силы. И не факт, что
кампания окажется успешной. А ну как соседи решат подружиться с новой страной и
налетят на вас, пользуясь ситуацией? Но даже после возвращения потерянных
территорий их опять надо будет задабривать для отмены вассалитета — уже по
второму сфере.

Обычная ситуация: пока возвращал в США Лос-Анджелес, потерял Чикаго — со всеми ресурсами и постройками. Плюнул, подружился, вместе били греков.

Обычная ситуация: пока возвращал в США Лос-Анджелес, потерял Чикаго — со всеми ресурсами и постройками. Плюнул, подружился, совместно били греков.

Или
золото — простой, казалось бы, предмет роскоши. В «Цивилизации» ценный металл
сразу обозначается на карте как ресурс, потому для его получения достаточно
построить на клетке нужное улучшение. Но Millennia
лёгких путей не ищет. Сперва надо подготовить старателя — за очки и не в
городе, ровно как в случае с колонистами. Потом — послать этого бородатого
дядьку в горную местность, чтобы он нашёл там золотую жилу. А уж затем оборудуем
шахту, да ещё и ювелирную студию в придачу — нам же в конечном итоге
предметы роскоши нужны, а не сырьё для них.

Не
то чтобы всё сказанное было упрёком в адрес разработчиков, но стоит признать,
что не все их решения, навеянные играми конкурентов, равно хороши. Тем
более что сотрудники C Prompt
Games
уже в демо показали себя мастерами отсекать лишнее. Нет
в их игре пролетариев, дороги прокладываются автоматически, улучшения доступны в один
клик, бои — без тактики, наука — без раскидистых дерев. Но мы-то ведаем, что
скорость хода в стратегии зачастую обратно пропорциональна глубине геймплея. И
тут разработчикам приходится как блистать оригинальностью, так и лукавить, чтобы
геймер, словно дитя малое, был хоть чем-то занят.

Стоит
сыграть?

Сейчас
будет субъективное суждение, так что простите. Когда я готовил превью, то отнёсся
к игре с большим скепсисом — уж очень она напоминала пародию на Civilization,
где одни моменты бесцеремонно скопированы, а другие попросту изуродованы. Впечатления
от первого знакомства с  Millennia действительно очень
спорные, особенно если учесть примитивный дебют и отсутствие разницы между краями.
Но со временем она всё же раскрывается и предлагает интересный опыт. Понимаю,
что кому-то новая стратегия покажется забавной попыткой нагнать и обогнать «Цивилизацию»,
другим же не понравится её цена. Но я всё-таки склоняюсь к «Похвально», а не к «Проходняку».
Была бы здесь ещё по-человечески оформлена брань — рекомендовал бы однозначно,
а так смотрите сами.

Плюсы: здесь есть всё, чего
ждёшь от 4Х-стратегии, — хорошо продуманы механики социального устройства,
развитие городов радует экономическими и социальными нюансами, в смене эпох и форм
правления имеется вящая вариативность.

Минусы: войны могли бы быть
интереснее, а графика — симпатичнее; не все чужие идеи развиты успешно и не
вечно понятна логика разработчиков (почему университет надо строить только в
городе, а школу — за городом?); хода эдак с трёхсотого игра начинает
убийственно тормозить.

Оценка игры