Неплохой симулятор деревенской жизни способен подарить игрокам уйму эмоций и надолго отвлечь от серости будней — это неоднократно подтверждалось на примере Stardew Valley, серий Animal Crossing, Rune Factory и Harvest Moon. Ведь что может быть медитативнее и симпатичнее работы на ферме под расслабляющую музыку?
Китайская студия Pathea Games не впервые на поле подобных игр, а потому ценители жанра могут быть уверены в качестве. После успешной My Time at Portia, какую многие игроки окрестили «Stardew Valley в 3D», разработчики тут же взялись за продолжение, но теперь учитывали пожелания своих фанатов, прокачав новоиспеченную игру как визуально, так и сюжетно. Дождливая, пасмурная осень, холод и кромешная тьма уже в пять вечера — чем не повод отправиться на ферму в горячую пустыню?
Суровый, но красочный постапокалипсис
События серии My Time разворачиваются в вымышленной вселенной на просторах постапокалиптического вселенной. Эра, которую местные жители называют Эпохой Разложения, мало чем не отличалась от реального современного мира: человечество бороздило шири космоса, учёные баловались искусственным интеллектом, генной инженерией и созданием боевых роботов. Жадность, гордыня и гонка вооружений повергла к очередной войне, и в ходе ядерной зимы из-за климатических изменений солнце надолго скрылось за пеплом и облаками, вырвав людей селиться под землёй. Прошло несколько поколений, прежде чем жизнь снаружи стала безопасной, но люди до сих пор помнят о крушению и избегают реликтов старого мира.
И если жители Порции (городка из первой части) сталкивались с отрыжками прошлого играючи, то Сэндрок находится в совсем других условиях, ведь справляется он не только с последствиями апокалипсиса. Небольшой шахтёрский городок посреди неживой пустыни то подвергается набегам со стороны природы — её вечных злых ветров, засухи и песчаных бурь, то страдает от нашествия благоразумных ящеров, бандитов и недружелюбно настроенного соседнего государства. В момент прибытия главного героя Сэндрок находится в плачевном состоянии, его обитатели балансируют на грани выживания, и именно игроку предстоит взять на себя роль мастера и превратить обветшалый городок в перл пустыни.
В отличие от строителя Порции, который по канонам симуляторов фермерской жизни унаследовал старую мастерскую своего родственника, основной герой новой части приезжает с ответственной миссией по контракту, а потому местные жители возлагают на него вящие надежды. С большой ответственностью приходит много работы, а потому мастер тотчас бросается в неравный бой с природой.
Искусник на все руки
Серию Harvest Moon можно считать первопроходцем в жанре симуляторов жизни на ферме — Ясухиро Вада (Yasuhiro Wada) основывал игру по собственным детским воспоминаниям, поэтому сражения в концепцию спокойного деревенского времяпрепровождения не вписывались. Её духовная наследница, Stardew Valley, во многом копировала идеи японской серии, но останавливаться на садоводстве не пожелала — тамошнему герою приходилось снимать шляпу фермера, брать меч и спускаться в кишащие врагами подземелья. Серия My Time пошла ещё дальней — теперь протагонист не только фермер и искатель приключений, но также мастер широкого профиля, в обязанности которого входит стройка различного оборудования, начиная от светящейся вывески над баром и заканчивая мостами через пустынные ущелья.
Но великие успехи у мастера ещё впереди — поначалу он всего лишь никому не популярный приезжий из большого города, которому предстоит завоевать доверие сэндрокцев и привести в порядок собственную мастерскую. Мне, так, для полного прохождения понадобилось около 200 часов, и даже после стольких усилий я исследовала не весь доступный контент.
Как и в первой доли, по приезде в город главный герой должен зарегистрировать свою мастерскую в Торговой гильдии и дать ей название, после чего он сможет хватать заказы у местных жителей на специальной доске с объявлениями. Квесты гильдии варьируются от простых к сложным и оплачиваются соответственно — начинающий искусник сможет брать лишь одно поручение в день, но с развитием мастерской и открытием перков начнёт сметать с доски вообще все заказы. Основное, чтобы они были сделаны в срок.
Поручения гильдии — лучший способ социализироваться и познакомиться с городом и местными жителями, которые с опаской относятся к новенькому и предпочитают придерживаться особняком. Завоевать их доверие не так сложно, как кажется, и уже спустя несколько выполненных заказов новые соседи будут подавать квесты, звать в бар, на пикники и прогулки по пустыне на якмелях, а город будет раскрываться с другой стороны.
После странствия по Сэндроку мне снова захотелось побывать в Порции, и при детальном разборе изменения видны невооружённым глазом — авторы уделили немало внимания переработке анатомии, улучшению графики и производительности, полировке механик и автоматизации мастерской. Студия набралась эксперимента и повзрослела, а вместе с ней повзрослела и серия — истории персонажей стали гораздо мрачнее, а сюжет, ранее вертевшийся кругом борьбы со смешными крысами и роботами, исследует темы коррупции, войны, пропаганды и тоталитарных государств, сильно диссонируя с узнаваемым мультяшным манером и лёгким юмором.
Экономьте воду!
Взрослению серии помогла и смена сеттинга — если в первой части герой мог блаженствовать беззаботными деньками на зелёной лужайке, то жизнь в Сэндроке сложно назвать отпуском. Засушливый климат, отсутствие воды и удалённость от крупных городов накладывают масса ограничений на работу строителя.
Все эти ограничения доставляют неудобства лишь поначалу — смирившись с климатом, можно отыскать множество хитростей и победить природу, не навредив ей. К примеру, воду предлагают закупать в магазине ежедневно, но по низким стоимостям, а также можно собирать росу при помощи специальных устройств. Вместо деревьев есть вариант рубить осколки и отходы, старые пни и кактусы за пределами города, а с любой песчаной бурей легко справятся специальное снаряжение и рослые противопылевые заборы.
Суровый климат, палящее солнце, пылевые бури и отсутствие воды сильнее всего сказываются на садоводстве, какое по традиции должно оставаться краеугольным камнем любого симулятора жизни на ферме. С самой механикой огородов познакомят вдали не сразу, да и выращивать продукты на грядках в пустыне — занятие не из дешёвых, хоть со временем и окупится. Для огородничества в пустыне потребуется чуть больше ресурсов, чем обычно, — специальная тяпка, формирующая защищённые соломой грядки, удобрения, какие будут повышать уровень земли и со временем превратят её в чернозём, а также огромное количество воды, терпения и поре.
Тема выживания проходит красной нитью через основную сюжетную линию My Time at Sandrock. Как и в первой доли, здесь есть полноценная кампания с конечной целью — найти способ высаживать деревья в пустыне и построить путь через горный перевал к Порции, чтобы обеспечить город едой и водой. Задача кажется неосуществимой, но нет ничего невозможного с неплохом мастером, даже если путь к осуществлению мечты будут преграждать агрессивно настроенные личности, которые то и дело терроризируют махонький городок.
На защите своего дома
С людьми, желающими отхватить кусочек от Сэндрока, игрок повстречается в первой же кат-сцене — парочка бандитов будет то и дело вставлять палочки в колёса, портить имущество и всячески мешать жизни города. Освоившись в Сэндроке и присоединившись к Гражданскому корпусу (здешней полиции), мастер сможет защитить город от нашествия, выяснить причину неприязни бандитов и распутать огромный клубок лжи, к какому причастны власти, шпионы, местная церковь и соседнее тоталитарное государство Дувос.
Кульминация истории сильно удивит тех, кто пришагал поиграть в спокойный симулятор фермера.
С таким количеством врагов, желающих навредить Сэндроку, местным силам правопорядка потребуется нечто посерьёзнее мечей и копий. Церковь Света обычно запрещает использовать изобретения Эпохи Разложения, но в подобный ситуации готова закрыть глаза — помимо холодного оружия в игре доступны пистолеты, автоматы и дробовики, какие неплохо показывают себя во время столкновений с врагами. Драться придётся много, хотя боевая система со пор «Порции» особо не изменилась — перекаты и потеря сознания в бою присутствуют, но игра не наказывает за поражения и позволяет исследовать историю утилитарны не напрягаясь.
Даже при этом пару непростых моментов я всё же обнаружила: когда пыталась заполучить достижение за победу над «самым мощным» персонажем и ближе к концу игры, во время поединка, в котором мастер должен был продержаться несколько минут.
Как и в первой доли, в большинстве сюжетных вылазок игрока будет сопровождать союзник, принимающий на себя большинство ударов. Если таких сражений окажется мало, герой всегда может отправиться на зачистку опасных руин на время.
Идеальный симулятор жития
Выполнение заказов, садоводство и защита города — далеко не единственные активности, доступные мастеру. Игроку предстоит немало гриндить, спускаясь в подземные руины городов Эпохи Разложения, собирать артефакты и отправлять их в музей, зависать в игровом клубе, исследовать большенный мир, участвовать в различных городских праздниках, общаться с людьми, заводить друзей, создваать семью, выполнять побочные квесты и обустраивать собственный участок.
Даже с таким числом побочных активностей любое большое приключение кажется скучным и неполноценным без хорошей компании. Игроки ещё во времён раннего доступа первой My Time слёзно упрашивали разработчиков о мультиплеере, и спустя несколько открытых тестов он наконец-то появился, но уже в Сэндроке. В отдельном режиме четверым игрокам предлагают взять на себя роль искусников и заглянуть в прошлое, за три года до приезда в город героя из одиночного приключения.
Захудалый шахтёрский городок выглядит ещё хуже, чем в соло-кампании. Многие обитатели Сэндрока ещё даже не прибыли, поэтому мастерам нужно предоставить им все условия для переезда: построить клинику, музей, развлекательный середина, конюшни и так далее. Как и в одиночной кампании, постройки добавляют новые механики, регионы и возможности для крафта.
И если одиночная кампания на протяжении 200 часов веселила меня количеством контента, отсутствием критических багов и проработкой мира, то мультиплеерный режим хвалить сложно. За несколько часов игры в компании мы столкнулись с нехорошим сетевым кодом, багами и неровным игровым процессом, в равной степени скучным и несбалансированным.
Юным мастерам с первых минут игры предлагают хвататься за масштабные строительные проекты, которые заставляют заниматься гриндом без необходимости изучать город и его обитателей, побочные квесты отсутствуют, а тяни сюжет сводится к благоустройству города без каких-либо тайн и загадок. Неизвестно, что помешало Pathea Games потратить чуть вяще времени и адаптировать одиночную кампанию для кооперативного прохождения, но в мультиплеере делать нечего, по крайней мере сейчас.
Несмотря на разочаровывающий кооперативный порядок, ничего не помешало мне наслаждаться одиночной кампанией My Time at Sandrock сначала полтора года в раннем доступе, а после и на релизе. Игры серии My Time — отличное лекарство от хандры и хороший тайм-киллер для холодной поры года. Неторопливое, заполненное гриндом и историями приключение сможет затянуть на несколько долгих вечеров, потому что возвращаться в наполненный событиями город, где тебе вечно рады, очень приятно. Ещё приятнее будет со временем увидеть продолжение серии с возможностью исследовать различные уголки постапокалиптического, но весьма приветливого мира: от военизированной империи Дувос до Люсьена, Буревея и Атары.
Плюсы: визуальный стиль похорошел и сделался более детализированным; переработанная анатомия; автоматизация процессов в мастерской стала ещё удобнее; огромный открытый мир с кучей секретов; красивые пустынные пейзажи; сюжет основной кампании и внезапное взросление серии.
Минусы: боевая система всё так же представляется лишней; неприятные, но некритичные баги, которые чаще всего исправляются перезагрузкой; отсутствие «лока» на многих подмостках и в диалогах, что рушит атмосферу; часть диалогов не озвучены; мультиплеерный режим.