После того, как цирковая труппа Dagestan Technology дебютировала на цифровых ширях магазина Steam, ориентироваться в русской инди-сфере стало проблематично. Юные таланты смекнули, что лавка дядюшки Гейба отворена для любого барахла, и из «Гринлайта» сплошным потоком хлынули нечистоты отечественного производства. Ведь пока в тренде коллекционные карточки и уморительные значки, продаваться будет что угодно.
И что самое несимпатичное, такие игры шумят. Любая трехрублевая поделка про кумыс (клянусь, видал такую) резонирует через шутливые рекомендации и паблики «от 14 до 16 с половинкой» гораздо мощнее, чем серьезные и относительно крупные проекты за счет традиционной рекламы. До подобный степени, что последние в ленту рекомендаций рядового пользователя зачастую не попадают вовсе.
Тем значительнее регулярно вытаскивать на поверхность редкие жемчужинки, которые отчаянно не подают поставить крест на нашем независимом геймдеве. Очень уж легковесно упустить из виду чудесную Message Quest, крепкую Legends of Eisenwald, шаткую, но неплохую 35MM – или вот, The Uncertain.
Впервые я с ней столкнулся на питерском «Старконе» в прошлом году. На скромном, неприглядном стенде крутилась коротенькая, но презанятная демка игры, авторы какой вдохновленно рассказывали о том, как делают свой ответ Telltale и попутно возвращают приключенческому жанру истинное лик. Грех было не заинтересоваться.
Сейчас видно, что наши понятия об «истинном лице» во многом расходятся, однако жалеть о том, что The Uncertain все это пора была на моем радаре, тоже не пришлось.
Первое впечатление – природно, аудиовизуальное – игра производит насквозь положительное. Ко многим инди непроизвольно относишься с долей снисходительности, игнорируя художественные шероховатости, но здешнее оформление поблажек не спрашивает. Картинка без особых изысков, зато детальная и выверенная стилистически, что в беспорочном 3D уже заслуживает похвалы. И музыка, ой, какая музыка! Пожалуй, на одном лишь эмбиенте держится большая часть здешней атмосферы, меланхоличной и слегка давящей.
Чего так печально, спрашиваете? У нас тут, между прочим, человечества давно не стало. Довоевались – сейчас планету топчут оставшиеся после людей роботы. Они основали свое общество, заселились в пустующие руины престарелого мира и пообещали не повторять ошибок своих создателей. К сожалению, излишне о социальном конструкции машин игра не распространяется и воочию увидеть новую цивилизацию не дает. Попросту поверьте, что где-то за кадром все есть и все работает.
В кадре же есть Арти (по паспорту – RT-217NP), робот-отшельник, инженер-любитель и историк-тоже-любитель. Забот в его размеренной сельской существования немного – разве что недовольный работодатель названивает из-за просроченного заказа, да и лишь. Словом, обычный парень, пускай и с батареей вместо сердца.
А чтобы он был совершенно уж обычным, с Арти обязательно должно случиться нечто эдакое. Так, перед домом ну просто обязан шлепнуться шаттл, целый сюжетных спойлеров и поводов идти спасать мир. Разве не этим занимаются все обыкновенные парни?
Далее The Uncertain настолько строго следует известным тропам, что буквально все прохождение готовишься к подвоху. И все-таки нет, сценарий словно любой ключевой момент подгоняет под шаблон. Злые власти – есть. База повстанцев – еще бы. Детективная черта – куда ж без нее. Парочка нюансов делают клише чуть немало съедобными, чем обычно, но проблема остается. Это абсолютно предсказуемая история, в какой известные переменные роботизированы и лишены эмоций.
Самое нездоровое место повествования – персонажи. Никакие, пустые персонажи. Статисты еще удобопонятно, их могли зарезервировать для следующих эпизодов, но когда нет связи между игроком и основным героем, пиши пропало. RT-217NP попросту не интересен. Единственным ключом его харизмы являются наивно-логические комментарии, которые он отпускает, разбирая остатки человеческого быта, и этот прием, мягко сообщая, приедается. Особенно в комбинации с монотонной озвучкой: раз за разом внимать сухие замечания про «этих бестолковых людей» уже через полчаса становится невмочь.
Быть может, в этом заключен отдельный авторский посыл, но донесен он совершенно не теми средствами. Если они роботы по своей сути, необязательно мастерить их роботами и в личностном плане. Primordia, допустим, умудрилась превосходно представить природу искусственного разума, не пожертвовав ни колоритными героями, ни живыми диалогами. Учитывая схожесть этих игр в отдельных сюжетных мотивах, контрпример немало чем показательный.
Что до собственно процесса, обставлен он с очевидным кивком в сторонку проектов Telltale. Впрочем, сохранив тамошний стандарт управления и взаимодействия с окружением, The Uncertain подходит к делу изобретательнее. Линия Арти прямо-таки усеян головоломками любых сортов, от классического розыска предметов – до оригинальных звуковых пазлов. Решаются они на раз-два, зато многообразием деятельности веселят вплоть до самого конца.
Только вот иной раз в таких ситуациях предусмотрена весьма уж жесткая последовательность действий. Если проще, раскиданные по округе объекты герой игнорирует или отказывается подбирать до тех пор, пока они не пригодятся для преодоления преграды. С точки зрения реального мира подход, разумеется, верный – но без этой условности игровая среда перестает быть комфортной. Доводится лишний раз таскаться с экрана на экран, делая то, что тебе банально не позволили сделать разом. Даже в скромных масштабах местных локаций это слегка нервирует.
Пилотный эпизод оказался преступно коротким, но за счет состоятельного на задачки мира ощущения скоротечности не возникает. Геймплея на кол времени тут, по сравнению с какой-нибудь Tales from the Borderlands, весьма много. А вспоминая ужасные аркадные вставки ближе к финалу – вероятно, даже слишком много. Последний раз столь беспардонное нарушение природного ритма было, кажется, в Dreamfall с ее файтинговой механикой. Бр-р-р… Вот уж где достоверно не помешал бы красивый QTE-ролик.
Тем не менее, сугубо на геймплейном поле The Uncertain превосходит то, чем сейчас взяты Telltale. Со всеми странностями она все равно играется интереснее каждогоднего «Нажми F, чтобы посмотреть кино». Загвоздка лишь одна: от их «кина» по-прежнему дух захватывает, а скромняге Арти пока ничего существенного предложить нечего.
В всеобщем, без недочетов не обошлось, но и фатальных ошибок ComonGames не допустили. Все вышеописанное исправимо, и The Uncertain вполне способна вырулить на неизменный курс уже к следующему эпизоду. Главное – не забросить, как это происходит с инди-сериалами.
The Uncertain
Да
- Оценка читателей:
-
+2–
+