Живо для платформы: PS4
Мне очень жаль, что Ni no Kuni II: Revenant Kingdom разрешили выпустить с порядковым номером в названии, ведь к первой доли она не имеет практически никакого отношения. Для японцев это, конечно, история привычная и удобопонятная (Final Fantasy, Persona), но в узколобом мире широкоглазых сиквел почти никогда не возбуждает интереса за пределами уже состоявшейся фан-базы.
А жаль, потому что обсуждать Ni no Kuni II охота как раз с теми, кто будет к ней не лоялен, а жесток. Почти вся игровая пресса сошлась на предельно дискусионной позиции: игра, конечно, во всех смыслах бестолковая, но зато какая душевная! Весьма хочется не попадать в ту же ловушку, но обойти её почти невозможно.
Revenant Kingdom — это квази-Ghibli. Как бы да, но нет
Первая Ni no Kuni завязалась с идеи сделать игру в стиле Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), потому визуальный стиль для серии — это сразу и жанр, и сюжет, и конфигурация. Но если первая часть делалась в тесном сотрудничестве с легендарной анимационной студией, то эта уже не помещает крупных партнёрских логотипов на обложку. На самом деле, ничего ужасного не случилось: художественной составляющей занимаются те же люди, просто уже не в составе Ghibli.
Потому будьте готовы к невероятному, действительно невероятному путешествию. Оно завяжется в нашем мире, вместе с Роландом, президентом, который погибает от атомной бомбы и переносится в мир фантастический. Там всё тоже не весьма: злобный крысиный народ отравляет льва-короля и устраивает государственный переворот в кошачьем царстве. Роланд, мимо пролетавший, хватает под мышку наследного принца Эвана и соглашается сделаться личным консультантом.
Этой паре предстоит создать собственное королевство — без блэкджека и воинской повинности. В программе — обретение новоиспеченных друзей, драматические испытания, чудовища и милые магические созданья.
Подобно работам Ghibli, это своеобразное роуд-муви: приключения шагают одно за одним, карикатурные персонажи сменяют друг товарища, волшебные миры и чудесные ситуации прячутся за каждым углом. Вот вы лишь вышли из ущелья Виверн, как сразу попали в домик старушки, разводящей духов натуры. Ещё немного прогулки по глобальной карте, как вас уже затягивает исследовать пещеру, где за ордами крыс отыщется таинственная дверь.
На секунду может показаться, что база так же важна и проработана, как в XCOM. Нет.
Роланд и Эван будут резаться в большую политику, решая государственные дела. Это здорово — насыщенно, весьма обаятельно и ненавязчиво. Но совсем не по-миядзаковски.
Первая игра куда лучше передавала дух мультфильмов, потому что, во-первых, кормила реальные анимационные вставки. Во-вторых, Ni no Kuni рассказывала собственную историю. Вторая часть пытается быть взрослее, повествуя в масштабах цельного государства. Но реальной глубины за этим нет, а личная драма теряется.
Фантастическую лёгкость часто путают с примитивизмом, и если некоторым сценарным ходам и идеям охота аплодировать, то глобально хвалить здесь не за что. Нет никакой эволюции касательств, нет реально осязаемого роста принца, а большая часть персонажей — плоские болванчики одного расположения.
Но почему-то Ni no Kuni II хочется делать скидку. Да, плоские. Зато какие обаятельные! Да, нрав глобально не меняется. Зато в важных заставках всё правильно! Да, этот аргумент притянут за уши. Зато сыграете — постигнете!
Что лучше — одна глубокая механика или много весёлых?
Это проблема, который определит ваши отношения с Revenant Kingdom, потому что та мастерит выбор в пользу второго. Здесь масса типов геймплея, но едва-едва ли хоть один может похвалиться серьёзной проработкой.
Прежде итого, вы строите своё королевство. Но это и близко не градостроительный симулятор — так, размашисто обмотанное меню прокачки. От градостроения здесь только отлично переданное ощущение роста вашей империи. Но никаких реальных проблем.
Злодей в сказке должен быть злодейским!
От странствий здесь — глобальная карта, по которой гуляешь маленькими «чибиками», ища секреты в кустах да изредка зачищая подземелья. С заключительными даже объяснять нечего: актуально всё, что приходит на ум со словами «зачищать подземелье».
Военная механика прекрасна: это массовая резня, где все три играбельных героя взяты своим делом в общей куче-мале, а вас заботят стратегическое поза на поле боя да своевременное применение разрушительных «скиллов».
Наконец, есть Total War для самых махоньких — мини-игра по управлению войсками на поле боя. Представьте себя школьником, какой выгуливает соседских собак по четыре за раз, а те бегают вокруг на поводках и набрасываются на всё, что попадает в радиус разгромы. Это вот стратегический режим.
Во всём этом есть масса нюансов и сложностей: в стратегии — способности отрядов и вызов подмоги, в бою — нужда следить за зарядом оружия и разные типы противников, в стройке — вечная нехватка рабочей силы. Но всё это глупости, фальшивые подогреватели заинтересованности, которые на самом деле не дают простора для оттачивания мастерства, а основывают видимость того, что вы чем-то постоянно (и вроде как с умом!) занимаетесь.
И… это тоже охота прощать. Потому что игра сама по себе предельно легковесная и ни на что вообще не претендует. Вы можете искать для драки только высокоуровневых противников, а подземелья специально зачищать тише (они усложняются со временем), но требовать комплексности от настолько милого и ненавязчивого забавы — неправильно. Хотя, с другой стороны, справедливо требовать комплексности от 50-часового забавы.
Плохо ли то, что всё держится на магии? Держится же!
Подходя к игровым механикам с научной дотошностью, оценивая их реальную полезность, испытывая качество сценария, ничего не добьёшься. Ведь у игры есть манера, звук, дизайн и внутренняя сила.
Она работает именно в таком облике, именно потому, что проста. Обаятельна, искренна, подкупает чистотой побуждений героев и игривыми правилами своего вселенной. Не наплевать ли на проблемы с интерфейсом, если в нём можно раскопать локальный «Инстаграм» со своими внутренними персонажами? А не всё ли равновелико, с какого раза ты убиваешь «босса», если благодаря постановке, музыке и эффектам это всё равновелико выглядит эпически?
Ni no Kuni II — это гимн трём вещам. Бесполезности любых игр, несущественности любых недостач, относительности любых оценок. Это JRPG, которую при всём жажде не получится описать как сумму составных частей: за что не возьмись, всё звучит либо пресно, либо примитивно. Но игра в цельном неизбежно оставляет впечатление хорошо рассказанной семейной сказки, какую хочется рекомендовать даже самому суровому бородатому леснику.
Плюсы: обилие многообразных механик, работающих в синергии; интересные бои c высокоуровневыми противниками; картинка, звук, музыка, история, персонажи.
Минусы: недостача глубины во всём; игру приходится самостоятельно усложнять, чтобы поддерживать заинтересованность; неидеальный интерфейс; герои не получают развития.