Живо для платформы: PS4

Мне очень жаль, что Ni no Kuni II: Revenant Kingdom разрешили выпустить с порядковым номером в названии, ведь к первой доли она не имеет практически никакого отношения. Для японцев это, конечно, история привычная и удобопонятная (Final Fantasy, Persona), но в узколобом мире широкоглазых сиквел почти никогда не возбуждает интереса за пределами уже состоявшейся фан-базы.

А жаль, потому что обсуждать Ni no Kuni II охота как раз с теми, кто будет к ней не лоялен, а жесток. Почти вся игровая пресса сошлась на предельно дискусионной позиции: игра, конечно, во всех смыслах бестолковая, но зато какая душевная! Весьма хочется не попадать в ту же ловушку, но обойти её почти невозможно.

[embedded content]

Revenant Kingdom — это квази-Ghibli. Как бы да, но нет

Первая Ni no Kuni завязалась с идеи сделать игру в стиле Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), потому визуальный стиль для серии — это сразу и жанр, и сюжет, и конфигурация. Но если первая часть делалась в тесном сотрудничестве с легендарной анимационной студией, то эта уже не помещает крупных партнёрских логотипов на обложку. На самом деле, ничего ужасного не случилось: художественной составляющей занимаются те же люди, просто уже не в составе Ghibli.

Потому будьте готовы к невероятному, действительно невероятному путешествию. Оно завяжется в нашем мире, вместе с Роландом, президентом, который погибает от атомной бомбы и переносится в мир фантастический. Там всё тоже не весьма: злобный крысиный народ отравляет льва-короля и устраивает государственный переворот в кошачьем царстве. Роланд, мимо пролетавший, хватает под мышку наследного принца Эвана и соглашается сделаться личным консультантом.

Этой паре предстоит создать собственное королевство — без блэкджека и воинской повинности. В программе — обретение новоиспеченных друзей, драматические испытания, чудовища и милые магические созданья.

Подобно работам Ghibli, это своеобразное роуд-муви: приключения шагают одно за одним, карикатурные персонажи сменяют друг товарища, волшебные миры и чудесные ситуации прячутся за каждым углом. Вот вы лишь вышли из ущелья Виверн, как сразу попали в домик старушки, разводящей духов натуры. Ещё немного прогулки по глобальной карте, как вас уже затягивает исследовать пещеру, где за ордами крыс отыщется таинственная дверь.

Ni no Kuni II: Revenant Kingdom обзор игры

На секунду может показаться, что база так же важна и проработана, как в XCOM. Нет.

Роланд и Эван будут резаться в большую политику, решая государственные дела. Это здорово — насыщенно, весьма обаятельно и ненавязчиво. Но совсем не по-миядзаковски.

Первая игра куда лучше передавала дух мультфильмов, потому что, во-первых, кормила реальные анимационные вставки. Во-вторых, Ni no Kuni рассказывала собственную историю. Вторая часть пытается быть взрослее, повествуя в масштабах цельного государства. Но реальной глубины за этим нет, а личная драма теряется.

Фантастическую лёгкость часто путают с примитивизмом, и если некоторым сценарным ходам и идеям охота аплодировать, то глобально хвалить здесь не за что. Нет никакой эволюции касательств, нет реально осязаемого роста принца, а большая часть персонажей — плоские болванчики одного расположения.

Но почему-то Ni no Kuni II хочется делать скидку. Да, плоские. Зато какие обаятельные! Да, нрав глобально не меняется. Зато в важных заставках всё правильно! Да, этот аргумент притянут за уши. Зато сыграете — постигнете!

Что лучше — одна глубокая механика или много весёлых?

Это проблема, который определит ваши отношения с Revenant Kingdom, потому что та мастерит выбор в пользу второго. Здесь масса типов геймплея, но едва-едва ли хоть один может похвалиться серьёзной проработкой.

Прежде итого, вы строите своё королевство. Но это и близко не градостроительный симулятор — так, размашисто обмотанное меню прокачки. От градостроения здесь только отлично переданное ощущение роста вашей империи. Но никаких реальных проблем.

Ni no Kuni II: Revenant Kingdom обзор игры

Злодей в сказке должен быть злодейским!

От странствий здесь — глобальная карта, по которой гуляешь маленькими «чибиками», ища секреты в кустах да изредка зачищая подземелья. С заключительными даже объяснять нечего: актуально всё, что приходит на ум со словами «зачищать подземелье».

Военная механика прекрасна: это массовая резня, где все три играбельных героя взяты своим делом в общей куче-мале, а вас заботят стратегическое поза на поле боя да своевременное применение разрушительных «скиллов».

Наконец, есть Total War для самых махоньких — мини-игра по управлению войсками на поле боя. Представьте себя школьником, какой выгуливает соседских собак по четыре за раз, а те бегают вокруг на поводках и набрасываются на всё, что попадает в радиус разгромы. Это вот стратегический режим.

Во всём этом есть масса нюансов и сложностей: в стратегии — способности отрядов и вызов подмоги, в бою — нужда следить за зарядом оружия и разные типы противников, в стройке — вечная нехватка рабочей силы. Но всё это глупости, фальшивые подогреватели заинтересованности, которые на самом деле не дают простора для оттачивания мастерства, а основывают видимость того, что вы чем-то постоянно (и вроде как с умом!) занимаетесь.

И… это тоже охота прощать. Потому что игра сама по себе предельно легковесная и ни на что вообще не претендует. Вы можете искать для драки только высокоуровневых противников, а подземелья специально зачищать тише (они усложняются со временем), но требовать комплексности от настолько милого и ненавязчивого забавы — неправильно. Хотя, с другой стороны, справедливо требовать комплексности от 50-часового забавы.

Ni no Kuni II: Revenant Kingdom обзор игры

Плохо ли то, что всё держится на магии? Держится же!

Подходя к игровым механикам с научной дотошностью, оценивая их реальную полезность, испытывая качество сценария, ничего не добьёшься. Ведь у игры есть манера, звук, дизайн и внутренняя сила.

Она работает именно в таком облике, именно потому, что проста. Обаятельна, искренна, подкупает чистотой побуждений героев и игривыми правилами своего вселенной. Не наплевать ли на проблемы с интерфейсом, если в нём можно раскопать локальный «Инстаграм» со своими внутренними персонажами? А не всё ли равновелико, с какого раза ты убиваешь «босса», если благодаря постановке, музыке и эффектам это всё равновелико выглядит эпически?

Ni no Kuni II — это гимн трём вещам. Бесполезности любых игр, несущественности любых недостач, относительности любых оценок. Это JRPG, которую при всём жажде не получится описать как сумму составных частей: за что не возьмись, всё звучит либо пресно, либо примитивно. Но игра в цельном неизбежно оставляет впечатление хорошо рассказанной семейной сказки, какую хочется рекомендовать даже самому суровому бородатому леснику.

Плюсы: обилие многообразных механик, работающих в синергии; интересные бои c высокоуровневыми противниками; картинка, звук, музыка, история, персонажи.

Минусы: недостача глубины во всём; игру приходится самостоятельно усложнять, чтобы поддерживать заинтересованность; неидеальный интерфейс; герои не получают развития.