Студия
CD Projekt RED
обратилась
в кузницу кадров польского геймдева. Rebel Wolves,
Covenant, Mighty Koi,
Starward Industries, Blank
— коллективы, основанные выходцами из CDPR, вырастают словно
грибы после дождя. И Critical Hit
Games как раз из таких компаний. Весной она
опубликовала тизер, демонстрирующий прелести пятого движка Unreal,
смешение нуарного детектива с киберпанком, а ещё геймплей с перемоткой времени из
настоящего в прошлое и обратно. В общем, заинтриговали поляки. Но ни родовитое
происхождение, ни красивая реклама ещё не гарантируют проекту успеха. Выясняем,
кому понравится Nobody Wants
to Die, а кого покинет
равнодушным.
Следствие зашло в бар
Действие
разворачивается в Нью-Йорке 2329 года, где люди летают на машинах мимо неоновой
рекламы и исполинских домов, заслоняющих город от света. Только сильным мира
сего повезло жить на такой вышине, откуда виданы звёзды, а остальные ютятся в
комнатушках внутри человейников — среди смога, шума и кислотных дождей.
Зато учёные в этой версии грядущего открыли секрет бессмертия: достаточно
поместить сознание в устройство под названием ихорит (от греческого
слова «ихор» — «кровь богов»), а затем перетащить его из ветхого тела в новое,
запив проблемы с синхронизацией пилюлями «Амброзии» (по-гречески — «пища богов»).
Представлялось бы, сбылись мечты, что могло пойти не так?
Дизайн летающих автомобилей, да и всего остального в игре, — просто кайф.
Проблема
в том, что бессмертие, как и многое иное в мире Nobody
Wants to Die,
доступно по подписке. Если денег куры не клюют, живите сколько угодно, меняя
физиологические оболочки как перчатки. Разве что контракт обязывает заботиться о
теле — совершать минимум 10 тысяч шагов день, протекать тесты на
синхронизацию и всё в том же духе. За исполнением правил следит умный помощник вроде Siri — Гестия. Так греки именовали богиню домашнего очага. Авторы игры
вообще щедро добавили отсылок к античности. Ключевым мотивом сквозь сюжет
проходит тема Мойр, прядущих и разрезающих нити судеб, на локациях попадаются то
книга Платона «Апология Сократа», то бюстик афинского реформатора Клисфена, а
летающий бар «Икар», природно, падает и сгорает.
Как
несложно догадаться, средства на подписку имеют свойство заканчиваться. И кто ещё
вчера наслаждался вечной житием, сегодня оказывается на мели и вынужден
выставлять тело на торги, а сам в виде ихорита отправляться в Банк. Что именно
творится с сонмом разорённых душ на стеллажах этого заведения, никто достоверно не
знает, но большинство сходятся на том, что подобная участь может быть хуже
смерти. А самое жуткое в этой ситуации то, что отказаться от подписки невозможно. Она
обязательна для всех.
Рано
или поздно такая система должна дать сбой. И он происходит — когда на вершине
одного из небоскрёбов (сравнение с Олимпом не заставляет себя ожидать) находят
тело Эдварда Грина — в прошлом министра, а теперь жертвы. Смерть миллиардера и филантропа наступила решительно, ведь заодно с
плотью Грина погиб его ихорит. Учитывая скандальность дела, шеф полиции решает
загрести жар посторонними руками и поручает расследование отстранённому сотруднику.
Потому что детектив Джеймс Карра — ходячая проблема. У него беда с новоиспеченным телом,
из-за чего он горстями ест «Амброзию», галлюцинирует и хлещет самогон. А ещё ему не даёт спокойно спать память о неживой жене. И поскольку герою 120 лет,
скелетов в его шкафу накопилось предостаточно.
Приятный бонус — возможность выбраться из квартиры героя сквозь окно, залезть на неоновую вывеску и насладиться ретрофутуристической лепотой.
И
вот этот мощный старик, любитель нуарного кино и ироничных трюизмов,
попадает в пентхаус, где на заключительном в мире вишнёвом дереве висит труп
человека, по вине которого нигде не осталось ни деревьев, ни кустов. Почти
разом герой приходит к выводу, что по своей воле Грин умереть не мог — кто-то
этому поспособствовал. Но как доказать версию? Надо тщательно изучить
пункт преступления и собрать улики. В помощники Джеймсу назначают Сару Каи — до
поры до времени мы её не встречаем, а общаемся только по телефону. Сара должна
проследить, чтобы агент оформил всё как самоубийство, но постепенно даже она
понимает, насколько много странностей на месте преступления. Так возникает
дуэт, взаимодействующий от завязки истории до финала.
Мена
мнениями с Сарой на фоне назревающего в городе бунта — это самая органичная
часть сюжета. Время от времени становятся доступны реплики или поступки, меняющие ход истории, добавляющие на сцену новые детали, но в большинстве случаев изменения
ничтожны. А что касается
непосредственно расследований, тут сценаристы дали слабину. Чтобы не
спойлерить, скажем так: обычно оказываются верными наиболее банальные догадки.
Даже тонкие сцены полны нелепиц: в какой это вселенной полицейские, уже
начавшие задержание подозреваемого, вдруг всё бросят и умчат на иной вызов? В
общем, сюжет — не самая сильная сторона игры. Зато её оформление достойно
всяческих похвал.
У
одних манера Nobody Wants to
Die вызовет ассоциации с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта (Ridley
Scott), другие сравнят её с Observer. А кому-то игра
студии Critical Hit напомнит эпизод из
второго сборника Love Death + Robots — Pop Squad, сделанный по мотивам
рассказа Паоло Бачигалупи (Paolo Bacigalupi). По крайней мере, тут та же мрачная атмосфера, унылое
бессмертие, летающие тачки с кузовами 1930–1940-х годов, ар-деко на видных
местах, а ещё целый сомнений и упрямый сыщик — неизменный герой
нуарного жанра. Иногда нам дают оценить мир XXIV
века во
всей красе, но такие моменты, к сожалению, негусты. Это вам не симфония
Бетховена, а полонез, и танцевать его надо по большей части в помещениях.
А
знаете, что ещё напоминает Нью-Йорк 2329 года? Готэм из игр студии Rocksteady. Тут разве что Бэтмена не хватает. Впрочем, методы человека-мыши с
восстановлением событий на месте преступления явно послужили ключом вдохновения
для Critical Hit Games
— она
довела механику с локальной перемоткой времени до весьма
впечатляющего состояния.
Улика на дне бутылки
На
задание детектив Карра вылетает не с порожними руками. Помимо наушника-телефона в его арсенале имеются ультрафиолетовая лампа,
портативный рентгеновский аппарат и браслет, позволяющий реконструировать
события. Довольно найти на месте преступления подсвеченную точку, затем
пройти мини-игру с поочерёдным нажатием кнопок мыши — и вот вы уже совершаете странствие
в прошлое. Реконструкция происходит не на всей локации, а в небольшой области,
внутри которой можно рассмотреть, что куда летит, кто куда упал, откуда
бьют, чем убивают и всё в том же духе. Не обошлось без магии: хотя
восстановленные события представляют собой голограмму, с помощью рентгена в ней
можно отследить траектории полёта пуль.
Перемотка поре туда-сюда — завораживающее занятие.
Реконструкция
оформлена зрелищно: видно, как разлетаются осколки, ничто не мешает рассмотреть
застывшую в полёте пулю или момент гибели какого-нибудь персонажа. На
браслете подсвечены ключевые отрезки таймлайна — чтобы изучить их в деталях,
надо проматывать события в вчера или будущее. Эта механика здорово напоминает
брейндансы из Cyberpunk 2077, только здесь подробностей больше. Попутно
можно крутить в руках или разглядывать предметы, не имеющие прямого отношения к
делу, — вроде книг, фотографий и статуй. В последствии
эти предметы вряд ли помогут, но антураж дополнят. А УФ лампа подсветит пятна крови и других органических веществ. Любая из находок пополняет
список улик, и постепенно из таких кусочков мозаики складывается картина
преступления.
Впрочем,
полевая труд — лишь половина дела, поскольку из улик ещё надо выстроить
логическую цепочку с главным выводом типа «Кто, зачем и каким манером». Для пущей
наглядности герой обозначает каждое из звеньев этой цепи бутылками, стаканами и
прочими предметами холостяцкого обихода, составляя из них схему ровно на полу. Тут
можно действовать как по уму, с анализом каждого факта, так и наугад — методом перебора. Главное, чтобы в конце всё сошлось. Примечательно, что
по мере разгадывания бутылочного ребуса с агентом общается Сара — оба
ведут обмен мнениями и аргументами, что несколько оживляет финальные аккорды каждого
следствия. А итого таких расследований в игре три — сильно не разгонишься.
Без напарницы эта «игра в бутылочку» была бы совсем скучной.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, каким могло бы быть DLC
для этой
игры: на 50 % оно бы заключалось из нового расследования, а ещё на 50 % — из ходьбы и
лирических отступлений вроде тех, над которыми смеётся Джонни Сильверхенд в
квесте от бармена из «Киберпанка». К небольшой длительности игры стоит добавить её простоту — тут вряд ли кто-то запутается. Все точки интереса подсвечены, а
если вдруг возникло замешательство (хотя вообразить подобное сложно), выручит
кнопка подсказки. То есть Nobody Wants
to Die тянет к финалу за
длань, чередуя расследования с интерактивным кино и предлагая время от времени
выбор, влияющий на сюжет.
Хорошего понемногу
Nobody Wants
to Die — в меру
продолжительная и пунктами чрезвычайно красивая игра. Но экшена в ней нет, если,
конечно, не считать таковым ситуации, когда надо выбрать реплику или свершить
действие по таймеру. Основу геймплея составляют брейндансы, ходьба с
разговорами и разглядывание всякого — чаще просто так, но порой в свете
УФ лампы или сквозь экран рентгеновского аппарата. При этом визуальный стиль и
музыка оставляют очень симпатичные впечатления. С мытарствами сыщика вы
разберётесь, может, и быстро, но врежутся они в память надолго. Стоит признать,
что это весьма пристойный результат для дебюта молодой студии.
Плюсы: игра красиво
выглядит и приятно звучит, а ещё она не забагованная; интересно сделана
механика реконструкции на пунктах преступлений; авторам удались стилизация под
нуарные детективы, диалоги Джеймса и Сары, а также изображение мрачного вселенной XXIV
века.
Минусы: есть вопросы к сценарию и продолжительности игры; не все механики одинаково
интересны; иногда догадываешься, что надо сделать, гораздо ранее, чем это
предусмотрено разработчиками, но всё равно вынужден выполнять промежуточные
действия.