Сейчас чуть ли не любой второй заявляет: «Ой, да не смотрю я этот ваш телевизор!» – или «У меня вообще телика нет» (по крайней мере, так уверяли мои соседи, когда я пришагала выяснять, кто же включает по ночам ток-шоу на полную громкость). Но раньше отношение к ящику, который показывал и рассказывал обо всём, что выходит в мире, было совсем другим. В эпоху до Интернета телевидение было самым оперативным и наглядным источником информации. Собственно в такие времена и погружает нас игра
За стенами режиссёрской каморки главного героя, Алекса Уинстона, ожидает семейная житье. Его история раскрывается через небольшие текстовые зарисовки, в которых игроку частенько предлагают сделать нелёгкий выбор, связанный в том числе с новоиспеченными политическими реалиями.
Video Killed The Radio Star
В прямом эфире игроку в режиме реального времени придётся контролировать масса вещей: переключать камеры, следить, чтобы в кадр не попало ничего провокационного, без опоздания проигрывать рекламные ролики, заглушать ненормативную словарь и не пропускать в эфир помехи. Если трансляция заполнится белым шумом и «незапиканным» матом, а монтаж будет низкокачественным, то рейтинги «Вечерних новинок» неизбежно поползут вниз, Алекса уволят, а игра, в свою очередь, закончится.
Управление эфиром интуитивное. В левой доли рабочей области находятся четыре небольших монитора, на каждый из которых идёт сигнал с камеры в студии или передаётся иной видеопоток. Игроку с помощью кнопок нужно выбирать, какой из ракурсов выводить в эфир. Смотреть на результат необходимо уже на большом экране по центру. Самый правый монитор – это итоговая прямая трансляция: то, что увидит народ. По сути, два вящих экрана дублируют друг друга, просто один из них идёт с небольшим запозданием – его как раз хватает, чтобы среагировать на нецензурщину и заглушить её.
В правом нательном углу иногда появляется мини-игра, в которой нужно управлять белой точкой, крутя колёсико мышки наверх и вниз, и таким образом избегать помех.
Публика быстро теряет интерес к трансляции, в которой камера длинно не меняет ракурс или не фокусируется на говорящем. Переключаться слишком часто тоже не стоит: важно понимать, кто и что говорит, и на ходу импровизировать. Можно, так, ухватить реакцию ведущей на слова говорящего – и это тоже понравится народу. С другой стороны, постоянно возникает соблазн вывести в эфир какой-либо скандал, но трансляция от такого решения почему-то будет терять аудиторию. Разработчики говорят, что поправят этот момент: очевидно, что зрители (в отличие от начальства и участников распри) будут очень даже рады выяснению отношений в прямом эфире.
Каждый блок в «Вечерних новостях» оценивается раздельно. Чем меньше Алекс получит критики вроде «Слишком много помех» и «Монтаж был ужасен», тем больше он заработает денежек. Их можно тратить на улучшение аппаратуры и украшение своего кабинета. Предметов в каталоге хватает: от фигурок и плакатов до фильтра гулов или даже устройства для автоцензуры. Но в первом эпизоде денег на что-то действительно полезное вам всё равно не хватит.
Все видеофрагменты в игре – это заблаговременно записанные ролики с живыми людьми, которые виртуозно вжились в роли ведущих новостей, репортёров, спортсменов, артистов, политиков и простых школьников.
Trapped in a box
У Not For Broadcast есть русские субтитры, но на их чтение уходят драгоценные секунды – а в формате реального поре любое промедление стоит рейтинга. Для полноценного игрового опыта важно на слух понимать, что происходит в студии, ведь игроку надо отвлекаться на масса вещей. Иногда эфир будет прерываться совсем уж курьёзными происшествиями: например, в кадр начнут забегать полунагие демонстранты. В процессе энергичного монтажа подобных инцидентов легко упустить, о чём вещает диктор.
Благо законченные передачи потом можно пересмотреть в архиве. Там же дозволяется изучать всё снятое на камеры, но не выпущенное в эфир. Это довольно полезно, потому что уследить за всеми беседами, что происходят на четырёх экранах, во время рабочей смены не всегда реально. Неудобно только то, что кнопки перемотки на архивном видеоплеере нет, но разработчики обещают добавить её в вытекающих обновлениях вместе с дополнительным режимом игры.
Как таковой власти над умами аудитории у вас не так уж много, по крайней мере в первом эпизоде. Настроить зрителей против правящей партии достоверно не выйдет, и интересно, будет ли такая возможность в дальнейшем. Зато игрок волен решать, пускать ли в эфир рекламу новоиспеченной книги яростного противника «Прогресса» или, например, игрушки сомнительного качества (и это даже повлияет на сюжет). Выбирать необходимо и иллюстрации для некоторых блиц-новостей. Что любопытно, под картинки подстраивается не только речь ведущего, но и дальнейшее развитие событий.
Произнесём, вы показали, как известный спортсмен на выходе из модного клуба обнимается с девушкой. Через какое-то время в новости про него можно будет показать, как он упрашивает её руки. Но если в первый раз вы выбрали фотографию, где спортсмена выворачивает наизнанку от выпитого, то потом вам предложат уже снимки, связанные с его лечением от алкозависимости.
***
В первом эпизоде Not For Broadcast продемонстрировано итого три рабочих дня из жизни Алекса. Дни эти идут не подряд, и между ними происходит довольно много событий, которые пересказываются в текстовом формате. Несмотря на то что подобных условностей в симуляторе пропаганды хватает, упор в нём всё-таки сделан на режиссуру передач. Каждый эфир выстроен таким образом, чтобы игрок всегда был чем-то занят, а не просто смотрел записанные ролики. Желая и обычный просмотр доставляет немало удовольствия – все сюжеты показывают абсурдность уклада, в котором оказались персонажи Not For Broadcast, и возбуждают саркастическую ухмылку. Как писал классик, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Куда дальше зайдёт фантазия NotGames – разузнаем в следующих эпизодах. Главное, не переключайтесь.