Первая всемирная: перезагрузка
Кампания Battlefield 1 стартует очень мощно. С точки зрения художественной ценности завязка игры уникальна по мочи своего воздействия и передачи центральной идеи. Что уж говорить, ничто не иллюстрирует дума о тщетности, ничтожности жизни отдельного солдата так, как обучение, в каком нужно раз за разом умирать. Ты попадаешь в горячую точку и в манере лучших времён Call of Duty под крики командира собираешься геройски выстоять под бесконечным напором врага. Только вот герой в течение минуты сгорает в струе пламени из огнемёта. Камера «вселяется» в башку другого воина, на этот раз сидящего в танке. Но и его история заканчивается, не поспев начаться.
Так завязка Battlefield 1 подводит к мысли, что кампания будет разыгрываться не в типическом для жанра духе. Её ориентир — отдельные истории обычных людей, угодивших в необычные условия. Ты лишаешься призмы супергероя, и это здорово.
Сюжет заключается всего из шести миниатюрных историй, повествующих о разных участниках брани. В каждой из них от одной до четырёх миссий. Они не связаны единой сюжетной чертой, но и не вписаны в одни пространственно-временные рамки. Штурм берегов Галлиполи, битвы в итальянских Альпах, бунт бедуинов против Османской империи — главы совершенно уникальны в своём сеттинге. В них можно даже заметить некую педагогическую ценность — признайтесь, далеко не каждый из нас неплохо знаком с последними событиями Первой мировой.
Конечно, «сингл» не выделяется эпичностью и ослепительной зрелищностью CoD. Однако каждая миссия обладает своим колоритом. Так, задание «Ничто не предначертано» — этакая вариация на тему Metal Gear Solid V. Перед нами огромная территория, комплект целей, сабля в руке да лошадь — дальше делайте всё, что желаете: можете заняться дотошным стелсом, незаметно вырезая неприятелей и отвлекая их, а можете попытаться использовать вражеский арсенал и раздобыть пару мин. А вот кампания за лётчика Клайда Блэкберна совсем иная — в ней придётся проникнуться моральной проблематикой войны, поданной тут в духе фильма «Жизнь Пи».
Да, «сингл» не предлагает каких-то неожиданных решений, а ненастоящий интеллект в очередной раз не выдерживает сравнения с бревном. Зато разработчикам удалось сделать живую и насыщенную кампанию, какой можно подарить пару вечеров.
По коням!
Все традиционные черты многопользовательских сражений в Battlefield 1 сохранены. Размашистый размах, вариативность действий, тактическая глубина — впечатления от новоиспеченного творения DICE ничуть не менее яркие, чем от других долей серии. На первый взгляд всё как раньше: командиры ставят локальные задачи, медики реанимируют товарищей по оружию, снайперы занимают высотные пункты, штурмовики героически идут в авангарде. И успех зависит как от умения команды трудиться слаженно, так и от способностей отдельных игроков. Однако сеттинг Первой всемирный войны, столь неприглядной на техническом поприще, стал для обожателей шутера настоящим откровением.
Секрет прост: разработчики вовсе не пытались воссоздать буквальные характеристики техники начала XX века. Местные самолёты лихо летают, а какой-либо танк Mark V легко лавирует по городским улочкам. «Казуальная» имитация сделала геймплей динамичным — Battlefield 1 вышла такой же весёлой, как и её предшественницы.
Тем не менее воспринимается сеттинг совсем иначе. Прежде всего — на визуальном уровне: в небе реют допотопные самолёты, на земле грохочут полевые пушки, бойцы рубят друг друга лопатами — всё это смотрится ещё более диковинно и чудаковато, чем футуристичные фантазии разработчиков заключительных CoD. И пусть реальные люди воевали не так — всё было намного тише и прозаичнее. Но DICE мастерски преподнесла реальные боевые поступки современной публике с её запросами — в сражения погружаешься с головой.
Когда закатываешься в какую-нибудь церковь, слышишь свист миномётного огня, и сквозь мгновение крыша, окна, стены рушатся, словно в постановочном ролике, — обнаруживаешь рот от изумления. Чудом выбираешься из-под руин живым, а на тебя уже мчится немец со штыком начеку. Метким выстрелом в голову ты убиваешь его. Но неожиданно прямо тебе под ноги упадает газовая граната. В спешке надеваешь противогаз и бежишь вон за тот холмик, чтобы прилечь и переместить дыхание. Но прямо оттуда выезжает танк, подмигивая своей пушкой…
Обилие подобных подмостков невероятно — каждый матч соткан из таких зрелищных мини-сценариев. То вражий самолёт коснётся темечка крылом, то пол провалится под ногами снайпера как раз в момент выстрела, то тебе удастся обогнуть неприступный пост противника с тыла и в одиночку вырезать боец. Кажется, всё это дело рук скриптов — слишком уж постановочно и красиво. Потрясающая графика и идеальное звуковое сопровождение мастерят погружение полным.
Мы потеряли голубя…
Историчность и масштаб разворачивающихся боевых поступков можно ощутить в совершенно новом режиме — «Операциях». Представьте смешение «Захвата» и «Штурма» с одной поправкой — после победы атакующих сражение продолжается на иной карте. Нападающие не обязаны с первого раза взять позиции противника — у них есть несколько попыток. В случае неуспехи они получают одно из нескольких суперорудий — тот самый дирижабль или бронепоезд. Сломать махину довольно тяжело, а вот она сеет смерть вокруг с изумительной скоростью. Несколько хорошо защищённых мест для водителя и стрелков и сильнейшая огневая мощь позволяют экипажу скоро зачистить район, а пехотинцам — занять точку.
Теоретически «Операции» — это распяленный на несколько раундов «Штурм» с элементами «Захвата». Но фактически ощущение, будто ты участвуешь в историческом сражении, и понимание того, что контрольные точки — это не попросту флажки, вокруг которых почему-то надо наматывать сферы, а реальные оборонительные позиции, меняют отношение к игре. Когда слышишь вдохновенные голоса в брифинге и живые комментарии командира, за какими следует эмоциональный апокалипсис длиною в час, сражение действительно наделяется ценностью.
Забавен новоиспеченный режим «Военные голуби», в котором команды бегают за птицей, после чего пытаются написать депешу. Кто первым послал в воздух трёх голубей, тот и победил. Концепция выглядит несколько бредово, а потому и порядок всерьёз как-то не воспринимается.
Цель команд в «Захвате» и «Перевесе» — удержание точек, только в одном случае пользователям доступны огромные степени и техника, а в другом — небольшие участки только для пехоты. Со «Схваткой команд» и так всё удобопонятно. Как и со «Штурмом» — он тут классический для серии. Режимов немного, а учитывая, что отдельный из них слабо отличаются друг от друга, вообще можно поникнуть. Но делать этого не стоит. Во-первых, в каждой из забав, будучи на поле боя, полностью погружаешься в игровой процесс. А во-вторых, если у вас есть пора, то, на мой взгляд, «Операции» — всё, что нужно для жизни.
Генералы песчаных карьеров и не лишь
Занятно, что технологическое развитие начала XX века повлияло на вооружение классов не лишь в отрицательном ключе. Разведчикам жить стало проще: любая из снайперских винтовок «заточена» под стрельбу на определённую дистанцию, причём отдельный способны на этой дистанции убить врага одной пулей. Медики всё так же беспорочно выполняют свой долг, подлечивая товарищей и реанимируя павших. Бойцы поддержки могут чинить технику, что очень важно, ведь транспортных оружий в игре стало куда меньше. Отчасти это оправдано трудностью уничтожения железных монстров — никаких РПГ в арсенале бойца Первой всемирный не было. И это здорово — ощущение непобедимости военной техники никогда не было столь мощным.
В бою опыт игрока растёт, а за выдаваемые по мере «прокачки» облигации подают экипировать свои классы. Список устройств довольно многообразен — того же разведчика можно снарядить бронебойными патронами, снайперским щитом, растяжками и различными видами гранат.
Помимо обычных классов в игре есть элитные — на картах возлежат комплекты снаряжения «суперменов» своего времени. Часовой с железным панцирем почти пуленепробиваем и палит из мощного пулемёта. Боец с противотанковым ружёьм пять расправляется с крупной техникой врага. А огнемётчик — машина кончины в ближнем бою.
Занимательная картография
Все локации масштабны, и каждая из них скоро превращается в руины — укрытием не может послужить даже кирпичный дом. С разрушаемостью целый порядок — в относительной безопасности чувствуешь себя только в окопе. Да и туда наверняка залетит шальная граната или пальнёт миномётчик…
Разумеется, у каждой карты своя тактическая специфика. В городском бою симпатично воевать на ближней дистанции. Пустыня — раздолье для снайперов и танкистов. По полям с минимальным числом укрытий весело скакать на лошади. Лабиринты «Аргонского леса» принудят и в бункере подраться, и по зарослям полазать. Да, кстати, в Battlefield 1 показались элементы паркура — солдаты умеют преодолевать невысокие преграды, подтягиваясь на руках.
Динамически меняющаяся погода наделяет здешние пейзажи эстетическим обаянием. После солнечного дня может склониться плотный туман. И это делает локации настолько натуралистичными, что порой попросту хочется прогуляться по ним и насладиться окружением. Как в какой-нибудь Dear Esther — без опасности быть уложенным.Не пытаясь тягаться с разработчиками CoD на поприще одиночного режима, DICE сделала несколько запоминающихся и не связанных целой линией эпизодов, показав Первую мировую в разных ракурсах. Многопользовательский геймплей, несмотря на хронологические рамки его событий, ощущается свежо и бодро, а устаревшая техника очутилась любопытной экзотикой на фоне всевозможных футуристичных игрушек. Авторы великолепно адаптировали механику серии к реалиям основы века, а сами реалии — к потребностям игроков.
Плюсы: добротная одиночная кампания; отлично воссозданный сеттинг Первой мировой войны; масштабный порядок «Операции»; потрясающие звук и визуальный стиль; разнообразие карт; разрушаемость; продуманный дизайн локаций.
Минусы: где Российская империя?